Бюджет сдал. Бюджет принял Талгат Калиев Как и предполагало в прошлом году правительство, смету расходов государства пришлось пересмотреть до истечения финансового периода. К всеобщей радости делить пришлось дополнительные деньги, а бюджет уточнять в сторону его увеличения. При этом в тени чисто финансовых споров не прошли незамеченными и политические баталии между парламентом и правительством Бюджетные плюсы Первоначально увеличение было запланировано в объеме 72,6 миллиарда тенге. Их предполагалось направить на реализацию обнародованных в Послании поручений главы государства. То есть на увеличение минимального размера пенсий и их перерасчет в сторону восстановления справедливости начисления в зависимости от стажа и прежней заработной платы. Часть средств планировалось направить на создание новых и укрепление существующих институтов развития страны, что, в свою очередь, должно способствовать диверсификации экономики в сторону снижения зависимости от сырьевого сектора. Намечено также увеличение целевых инвестиционных трансфертов бюджету Астаны. Определенные средства было решено направить на увеличение расходов на реконструкцию дорог Западного Казахстана, поскольку развитие инфраструктуры нефтяного региона может дать дополнительный импульс развитию всей экономики. Перспективы решения целого ряда социальных и демографических проблем должно открыть создание жилищного строительного сберегательного банка, на участие в уставном капитале которого также планировалось направить часть средств уточненного бюджета. Вместе с тем, несмотря на явную социальную направленность бюджета, у депутатов предложения правительства вызвали не совсем однозначную реакцию. Часть их настаивала на пересмотре предлагаемых программ. Хотя и не совсем активно, поскольку напрямую протестовать против поручений президента желающих не нашлось. Тем более что необходимость данных статей вполне обоснованна и очевидна. Достаточно было и требующих изыскать дополнительные средства и увеличить расходную и доходную части бюджета. Хватало и абсолютно необоснованных, астрономических требований. К примеру, мажилисмен Татьяна Квятковская настаивала на увеличении обеих частей бюджета еще на 32 миллиарда тенге, Серикболсын Абдильдин также предлагал изыскать более тридцати миллиардов, считая, что подобные резервы для государства вполне реальны. Отдельные мажилисмены обвинили правительство в наличии “заначек”, которые при необходимости оно “достает из голенищ”. | В кабинетах Дома правительства уже пишут бюджет-2004 |
Нежданный компромисс Коррективы в четко выстроенную правительством картину внесла природа, вернее, разбушевавшаяся сразу в нескольких регионах страны стихия. В связи с чем правительству потребовалось срочно изыскать средства на ликвидацию последствий этих событий. Правительством было принято решение об увеличении доходной и расходной части бюджета еще на шесть миллиардов, которые предполагается изыскать за счет увеличения плана для фискальных органов по бонусам на 2,1 миллиарда тенге, НДС - на 3,4 миллиарда и увеличения суммы возврата кредитов, выданных на покрытие кассового разрыва на 454 миллиона тенге. Эти дополнительные суммы решено направить на увеличение резервного фонда правительства для ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, увеличение доходной и расходной части бюджета составило 78,6 миллиарда тенге. В общем же доходная часть составила 710,2 миллиарда, расходная - 793 миллиарда, с сохранением дефицита в размере 82,840 миллиарда тенге, из которых на увеличение и перерасчет пенсий выделено 19,4 миллиарда, на создание новых и укрепление существующих институтов развития - 45,7 миллиарда, на увеличение резерва правительства для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иных непредвиденных расходов - 5 миллиардов, увеличение объемов трансфертов бюджету столицы - 3,2 миллиарда, на реконструкцию дорог нефтяного региона - 1,7 миллиарда и один миллиард - на создание жилстройсбербанка. Бюджетная политика Несомненно, на ход принятия поправок в бюджет повлиял и предстоящий клинч правительства и мажилиса по проекту Земельного кодекса. А потому заведомо невыполнимые астрономические запросы некоторых депутатов можно расценивать как средство повышения собственной политической популярности. Правда, были и определенно подготовленные ходы. В частности, впервые в первом чтении проект этого бюджета был принят без утверждения основных параметров - доходной и расходной частей и дефицита, что позволяет депутатам и во втором чтении торговаться за пределами заявленных сумм. Сегодня это серьезной роли не сыграло, но отвоеванный момент может предоставить возможность парламенту не ограничивать себя при осеннем рассмотрении проекта бюджета. Что в конечном итоге может привести к затягиванию принятия бюджета. Таким образом, данный прецедент может стать обычной практикой. Достаточно стабильной оказалась и позиция правительства. Формально оно не поддалось давлению депутатов, требовавших увеличения обеих частей бюджета, а самостоятельно приняло такое решение, ссылаясь на необходимость привлечения дополнительных ресурсов на ликвидацию последствий ЧС. Но это все политические игры. Для народа же главное основное - бюджет текущего года действительно обретает большую социальную направленность. И это не может не радовать.
Астана
|