06 июня 2003
№ 22(262)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Пока гром не грянет?..

Далеко не оптимистичные прогнозы ученых Института сейсмологии о возможном в ближайшие два-три года сильном землетрясении в Алматы и Алматинской области заставляют задуматься о многом. Основные вопросы бытия висят в воздухе: готовы ли мы без больших потерь выйти из возможной катастрофы, кто или что поможет нам и как предотвратить размеры ущерба. Сегодня на нашей полосе свои сомнения и предложения высказали специалисты разных областей деятельности, так или иначе относящихся к созданию условий нашего с вами комфортного существования в условиях ожидания землетрясения (или, не дай Бог, его свершения).
Признаемся, проблем обнажилось много в ходе бесед, и вывод напросился сам собой: нам необходим конструктивный разговор с участием самых разных служб, организаций и представителей власти по всем вопросам сейсмобезопасности города. Пока не грянул гром...

Владимир Работягов,
начальник Алматинского областного управления по чрезвычайным ситуациям:

Землетрясению - быть!

В соответствии с “Заключением Института сейсмологии МОН РК о сейсмической ситуации на территории Алматинского региона на 2003-2005 годы” в южной и юго-восточной частях Алматинского сейсмопрогностического полигона наступила фаза активизации сейсмического процесса. Она в ближайшие 2-3 года может завершиться сильным землетрясением с магнитудой от 6,0 до 7,5 балла, характеризующимся крупными трещинами поверхности, оползнями, обвалами, разрушением зданий, разрывами и разрушением инженерных коммуникаций, а также вторичными факторами поражения (пожары, взрывы, наводнения и т.д.).
Предполагаемые очаговые зоны возможных землетрясений с эпицентрами находятся в 40 км юго-западнее Алматы, 25 км южнее Алматы, 65 км восточнее Алматы (Тургень-Чиликская) и 120 км восточнее Текели (Южно-Джунгарская).
В зону возможного сейсмического риска попадают как крупные населенные пункты (Талдыкорган, Балпык Би, Боролдай, Талгар и др.), так и более 760 сельских населенных пунктов с населением 1,4 миллиона человек. По прогнозам, без крова могут остаться 880 тысяч человек, возможные безвозвратные потери составят 490 тысяч человек, санитарные - 165 тысяч человек.
В связи с этим акимам районов и городов, а также руководителям областных управлений, комитетов, департаментов и организаций направлены письма за подписью первого заместителя акима области о принятии превентивных мер по максимально возможному снижению риска, потерь и ущерба от землетрясений и усилении контроля за техническим состоянием и разборкой ветхих зданий.
По нашим данным, сегодня необходимо провести антисейсмическое усиление 1800 жилых домов, 234 школ, 46 объектов здравоохранения и других производственных зданий.
Необходимо отметить, что в связи с сейсмоопасностью в 1998-2003 годы была проведена довольно большая работа. К примеру, закрыто 26 ветхих школ в селах (Каратурык, Сарытау, Чунджа и другие), по одной в городах Капчагай, Талдыкорган и Текели.
Землетрясение - не единственный из возможных опасных факторов, грозящих Алматинской области. Весенние паводки, наводнения также наносят ущербы, которые необходимо уменьшать или предупреждать всеми доступными мерами.
Нами разработаны и выполняются мероприятия по защите населения, территорий и объектов хозяйствования от возможных наводнений и селевых проявлений. В этой связи я могу отметить тот факт, что внутриобластная система оповещения населения находится в готовности.
Для передачи экстренной информации населению о селеопасности используются теле- и радиоканалы широкого вещания. Также предусмотрено использование 36 автомобилей и одного вертолета, оснащенных громкоговорящими установками, для оповещения туристов и отдыхающих в горах.

Марат Бейкенов,
заместитель начальника Главного управления государственной
противопожарной службы, Алматы:

Службы особого назначения

Задача нашей службы: проводить первоочередные мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и пожаров. Как показывает мировая практика, при землетрясениях в крупных населенных пунктах вторичным фактором бедствий являются пожары. Избежать их в таком крупном мегаполисе, как наш, при землетрясении будет очень трудно. Но в данной ситуации (при прогнозируемом Институтом сейсмологии 6-8- балльном землетрясении) наша основная задача не столько пожары на промышленных предприятиях, сколько обеспечение безопасности людей. А это в первую очередь больницы, школы, детские сады и другие учреждения.
При таком землетрясении мы потеряем, как можно предположить, все виды связи, кроме радиосвязи. Потеря связи в первые часы грозит отсутствием полноценной информации о происшедшем, что не дает возможности оценить масштабы катастрофы и оказать необходимую помощь. Учитывая этот факт, мы уже в течение трех лет работаем над программой создания подвижных узлов связи. Я думаю, в ближайшее время ее разработка завершится. Что нам это даст? В случае любого катаклизма мы сможем развернуть радиосвязь в радиусе 100 - 110 километров. Плюс на автомобилях будет обеспечена связь по всему Казахстану с помощью тех станций, которые есть во всех областных центрах.
Общими усилиями мы добились на сегодня достаточно высокой технической оснащенности всех подразделений.
Что касается подготовки специалистов и подбора кадров - работа ведется постоянно. В спецотряде, который был создан в 1999 году, мы сконцентрировали более квалифицированных специалистов. Кроме спасательного подразделения имеются подразделения обеспечения - технические специалисты, которые работают ежедневно, и спецчасть спорткомплекса “Медео” (28 человек).
Отношение к нашим службам властей города и самого президента страны самое благоприятное: за последние три года финансирование гарнизона увеличено в два раза. В прошлом году закуплена уникальная машина, которой нет во всем Казахстане, - коленчатый спасательный подъемник, рассчитанный на уровень шестнадцатого этажа. Сейчас, ко всему прочему, мы работаем над программой создания медслужбы для оказания помощи в зонах поражения. В настоящее время “Скорая помощь” не оказывает эту помощь в зоне поражения, врачи действуют, только находясь в машине или рядом с ней. Мы столкнулись с таким фактом при тушении пожара в гостинице “Казахстан”, когда на двадцать пятом этаже некому было оказывать помощь пострадавшим. В результате было потеряно два человека, хотя наши люди провели искусственную вентиляцию легких.
На сегодня мы уже имеем медслужбу в составе четырех человек. На базе спецотряда создается медсанчасть. В перспективе планируется, что в каждом районе будут дежурить в подразделениях фельдшерские бригады, будут введены в штат и врачи-психологи.
В случае катастрофы мы рассчитываем на силы своих подразделений. С учетом всех реалий безвозвратные потери составят одну треть населения, сорок процентов людей получат различные травмы. Большая потребность будет в помощи гуманитарного характера. Имеющимися силами и при своевременном обеспечении информацией мы выстоим.

Сергей Мартемьянов,
председатель Союза архитекторов Алматы, вице-президент
Союза архитекторов РК:

Евроремонт или жизнь?

Архитекторам всегда необходимо думать о целесообразности той или иной задумки, исходя из постулата, выработанного еще древними греками: “Польза, прочность, красота”, особенно планируя строительство в районах сейсмически неблагоприятных.
Разумность в проведении строительства в нашей республике всегда присутствовала. И это даже доказывалось практикой. К примеру, землетрясение, случившееся в начале девяностых годов в Джамбулской области (около восьми баллов), показало, что устояли даже всеми нелюбимые панельные здания - “хрущевки”. Были в домах трещины, лопнули окна, но здания устояли...
Требуется строгий контроль, который пока, на мой взгляд, не осуществлен. К примеру, тревогу вызывает то, что происходит в последние годы в Алматы. Никакими аргументами нельзя оправдать появление кафе и магазинов на тротуарах или у трамвайных линий. Почему в ведущем городе страны, который остается примером строительства и эксплуатации, позволительны такие неразумные и даже опасные решения? Все эти пристройки, застроенные тротуары аукнутся нам при землетрясении. А разрешение строить жилые дома на “прилавках” (предгорья Алматы) - это и есть нарушение стратегии архитектуры и строительства.
Другой пример. Меня очень смущает факт строительства домов и офисов в десять и выше этажей вверх по улице Достык, выше Абая, Сатпаева. Там, по всем показателям, нельзя строить выше двух этажей из соображений, во-первых, экологического порядка (здесь бризы, речка) и архитектурного облика города. А сегодня умудряются на месте одноэтажного выстроить особняки в несколько этажей, особенно в районе горы Кок-Тюбе. Даже сейсмоусиление не может обеспечить безопасность, потому что грунт слабый. Мы бросаем вызов судьбе?
Как показывает опыт, слабый грунт обязательно даст о себе знать: или он обрушится, или сдвинется. Видимо, только разрушительное землетрясение со множеством жертв из-за этих “фокусов” преподнесет нам урок. В этой связи можно вспомнить землетрясение в Армении еще в советское время в 8-9 баллов - погибло больше всего людей не оттого, что не выдержали все здания, а более всего от неправильно продуманного или от некачественного строительства.
Буквально через год произошло землетрясение в Лос-Анджелесе такой же мощностью, но жертв было гораздо меньше. Хотя трудно сказать, что это город с гениальной планировкой. Чуть больше разума, чуть больше порядка - и жертв гораздо меньше. Из такого рода опыта можно брать на вооружение некоторые уроки и следовать им.
К примеру, это землетрясение показало, что очень хорошо ведут себя чисто металлические конструкции. Они надежны в отношении сейсмобезопасности и легче выполнимы. Можно проконтролировать исполнение, исправить неточности и так далее.
Почему у нас не строили из металла? Металл всегда был дороже железобетона, к тому же его не так уж много выделялось для строительства. Но, я думаю, надо исходить в этом вопросе из целесообразности и нужности такого строительства.
Железные конструкции не только устоят в сильные землетрясения, но и позволят при повреждении здания быстро его восстановить или в крайнем случае переплавить металл. Наши бетонные, если лопнут, то никакой реконструкции уже не подлежат.

Владимир Лапин,
ученый секретарь КазНИИ сейсмостойкого строительства и архитектуры,
кандидат технических наук:

Прогнозы не спасут людей

Экспертная оценка состояния существующей застройки в сейсмически опасных районах, выполненная в 1990 году, показала, что 19 процентов жилых зданий требовали сейсмоусиления и 12 процентов подлежали сносу. В настоящее время доля несейсмостойких зданий в жилом фонде не снизилась, поскольку за последние годы объемы строительства жилья постоянно сокращались, несейсмостойкие здания не сносились и не усиливались. Еще выше доля несейсмостойких зданий в социальной сфере - школы, детсады, больницы.
По данным группы экспертов-участников совещания по оценке сейсмического риска, состоявшегося в Алматы с 22 по 25 октября 1996 г., при землетрясении интенсивностью 9 баллов в Алматинском регионе в зависимости от времени года и суток может погибнуть до 75 тысяч человек, при количестве раненых до 300 тысяч человек.
По состоянию на 2000 г. доля несейсмостойких зданий в жилом фонде города не снизилась, старая застройка города постепенно ветшает, что в перспективе при прогнозируемом разрушительном землетрясении неизбежно приведет к росту числа погибших.
В последние 10 лет на территории города ведется строительство индивидуального жилья. Как правило, такое строительство ведется без достаточных конструктивных обоснований проектов, без должного контроля качества работ и материалов, что в ряде случаев не позволяет отнести такие дома к группе сейсмостойких.
Экспертная оценка, выполненная специалистами КазНИИССА, показывает, что примерно 27 процентов населения города проживает в сейсмоопасных домах, до 31 процента - в домах, которые необходимо обследовать и оценить степень их сейсмостойкости, и только 42 процента - в сейсмостойких домах.
В настоящее время в РГП “КазНИИССА” разработаны концепция и программа работ, направленная на оценку сейсмической уязвимости застройки Алматы и повышение уровня антисейсмической надежности существующей застройки.
Решения об усилении зданий должны приниматься с учетом их физического и морального износа, назначения и социально-экономической целесообразности мероприятий по повышению сейсмостойкости.
В этом плане существующая застройка Алматы классифицируется на четыре группы.
К первой группе относятся морально и физически устаревшие здания; ко второй группе - современные здания массовой застройки; в третьей - здания, функционирование которых необходимо при ликвидации последствии землетрясений, а также здания, представляющие собой архитектурную, культурную и историческую ценности; к четвертой группе - здания и сооружения, повреждения которых при землетрясениях недопустимы.
Относительно прогноза Института сейсмологии я хочу высказать свое мнение. Конечно, предсказание землетрясения позволит спасти человеческие жизни. Но здания без антисейсмических усилений рухнут. Поэтому следует строить в соответствии с нормами проектирования в сейсмических районах.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания и оценки, которые редакция не всегда разделяет.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп