06 июня 2003
№ 22(262)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Бай и его свита

Ольга Медведева

Ход следствия по заказному убийству Хайрулы Оспанова держится в строгом секрете. Как сообщали мы в прошлом номере, наша газета проводит собственное расследование. Поскольку дело с первого дня было нестандартным: во-первых, к счастью, преступники, судя по всему, были непрофессионалами: они оставили кучу улик, запомнились соседям. Во-вторых, потерпевший успел назвать имя заказчика. В-третьих, исполнители были задержаны в очень короткие, рекордные сроки. Но тем не менее в этом деле еще очень много темных пятен. И, видимо, именно поэтому во вторник в Актау прилетел первый вице-министр внутренних дел генерал-лейтенант Василий Симачев. Как в любом расследовании, одновременно рассматривают несколько версий. Мы говорили со многими, кто работал с Оспановым, кто работал с тем самым господином, на которого указал погибший, назвав его заказчиком. Данный господин в криминальных кругах широко известен под кличкой Бай. Вот таким получился его психологический портрет

Бывший друг Бая:
- Мы с ним вместе учились в политехническом институте. Бай пришел к нам на курс после армии, был на три-четыре года старше нас. Уже на втором курсе Бай стал председателем студенческого профкома, он аккумулировал в своих руках большие деньги (взносы были по 10 копеек, около 5-10 тысяч студентов, вот и считайте) плюс путевки, плюс льготы и матпомощь - все проходило через него. С того момента как он стал председателем профкома, Бай уже не учился, ему просто ставили в зачетку оценки. Он был “своим” среди вузовской и деканатской верхушки, со всеми преподавателями нашел общий язык.
Каким Бай был руководителем?
Вот спросите у него, какова площадь этого кабинета, он не скажет, потому что не знает, что ширину надо умножить на длину. У него просто страшные пробелы в образовании - химии от физики не отличит. И он их прятал за крик на подчиненных. За то, что переводил разговор на другую тему.
В 1995-1996 годах он был вице-президентом объединения. Отличался тем, что любил устраивать столпотворения у своей приемной. Народ томил целые сутки, так создавал себе образ очень важного чиновника. Сейчас пройдитесь по объединению, управлениям, нигде не увидите людей в приемных. Ну от силы один - два человека.
Алчный... Если бы завтра его назначили работать в какой-то район, он уже послезавтра нашел бы контакт с районным прокурором, начальником РОВД, судьей и акимом. Как? Элементарно. Вот, к примеру, вас назначили прокурором нашей области. Бай вас не знает, но он знает ваших заместителей. Кроме этого, у вас ведь есть люди в Астане, Алматы, которые знают вас?! Он через них найдет к вам подход...
Была тут сплетня (информация ведь тоже просачивается), что для одного прокурора Бай поставил в живописном месте Мангистау юрту, пригласил его и два дня поил-кормил... Потом он обязательно фотографируется с чиновником и всем показывает.
Любил силовиков в баню возить. Как водится, с водочкой, девочками. По-моему, тоже фотографировал там их. Иначе почему многие из них его до сих пор опасаются?
Бывший соратник Бая по Компартии:
- В 1989 году после узеньских событий Бая снимал обком партии. Тогда на круг вызывали практически всех руководителей. А у него были проблемы, жалобы на него поступили. После этого он какое-то время нигде не работал, но с орбиты власти с тех пор никогда не улетал. Партийная школа - такая вещь, что за провинность легче улететь вверх, нежели вниз... Тем более Бай, у которого везде связи - и в КНБ, и в милиции.
Бывшая подчиненная Бая, ныне работник правоохранительных органов:
- Бай стал первым мужчиной у моей подруги. За это купил ей квартиру, обеспечил. Мне было 19 лет, наивная была. Бай как-то говорит: “Сегодня вечером будь готова, поедешь с нами”. Я поняла, куда ехать - в какую-нибудь баню. Вечером пришла машина от Бая, я попросила близких сказать, что меня дома нет. Буквально наутро у меня начались неприятности, Бай стал ругать по поводу и без повода, в итоге я вынуждена была уволиться.
Юрист:
- С Баем нам пришлось судиться. На руководство нашей фирмы подал иск о том, что якобы задели его честь и достоинство, требовал публичного извинения и возмещения морального ущерба в размере 5 миллионов тенге. На суде вел себя вызывающе. Привел кучу свидетелей. Процесс растянулся на два с половиной месяца. Решение суда просто удивительно: в иске Баю отказать, но с ответчика взыскать тем не менее 300 тысяч тенге. А этот судья до сих пор отправляет у нас правосудие. Вот так.
Бай как руководитель? За опоздание на работу на 10-15 минут он мог уволить человека. У него байские замашки во всем. Отсюда и прозвище - Бай.
Подчиненный:
- Местный князек. У него здесь все схвачено. Пока был руководителем управления, гаишники (а ведь это автотранспортное предприятие!) на эту территорию в течение 5 лет не могли пройти. Из процветающего предприятие превратилось в гиблое, плачевное, довел до ручки. Эксплуатируются тягачи трехосные, рассчитанные на мощные нагрузки, на перевозку тяжелых грузов. А при этом на каждой оси лишь по одному колесу вместо двух. Без фар, без тормозов. Опасно на таких вообще было выезжать. А уж тем более возить грузы.
И при этом никто ничего не мог сделать с Баем.
На предприятии Бай держал охрану 40 человек. Заставлял их чуть ли не в нижнее белье лазить к женщинам, которые работали у нас. Таким образом проверял, не несет ли она с предприятия кусок мяса или еще чего.
...Знаете, как премию он раздавал? “Кто поздоровается с моим мужским органом, тому дам премию!” - заявлял. Лень в туалет было выходить из кабинета. Гадил прямо тут же, в ведро, бутылку. И заставлял уборщицу выносить по утрам.
Человек уверился в своей непотопляемости.
Находясь в организации, он украл К-700, вывез его с месторождения Каламкас, спрятал в степи. Мы трое суток за этим трактором гонялись, кое-как нашли. Так после этого Бай ничего лучшего не придумал, как заявить, что К-700 принадлежит не нашему предприятию, а частному лицу, и мы должны вернуть его. И это при том, что все документы у нас есть на тягач.
Приняв на веру одни слова Бая, суд заставляет вернуть К-700 якобы настоящему “хозяину” - тому человеку, на которого Бай указал пальцем. И что вы думаете? Тот в суде отказывается от трактора, говорит, не его. И только тогда собственность возвращается предприятию.
Бай оброс знакомыми, поддержкой всех и вся. Подкармливал всех. Очень многие люди сейчас за него горой стоят.
Бай создал специальный фонд чистого хищения. Это был так называемый медицинский добровольно-приказной фонд. Каждый работник должен был отдавать по одной тысяче тенге. Что-то вроде медицинской страховки. Но самое интересное, эти деньги никуда, ни в какую больницу не поступали. У предприятия своя больница есть. Услуги там бесплатные для сотрудников и без всяких фондов... Тоже в свое время было возбуждено уголовное дело, полтора года ведется.
Все знают, что он вор, в высшей степени непорядочный человек, и все ему сходит с рук. Дверь в кабинет председателей судов чуть ли не ногой открывает. Тому, как у него все куплено, все схвачено, невольно позавидуешь. Сколько возбуждалось уголовных, гражданских дел, и все приостанавливалось, прекращалось.
Бухгалтер:
- Как раздавались премии? Не через бухгалтерию, а начальникам автоколонн. Те шли к рабочим, в ведомости записана, допустим, премия в 60 тысяч, начальник колонны выдавал на руки 20 или 15 тысяч, а водитель расписывался за все 60. В это время сам Бай берет больничный. Люди стали заявления писать, поднялся шум. Баю сказали, что за такие махинации он обязательно сядет. И что вы думаете? В ту же ночь его люди лично развозили деньги рабочим и пригрозили: тявкнете - пожалеете.
Бывший сотрудник Бая:
- Как он подкупал всех и вся? Элементарно. С заказчиком составлен договор на энное количество транспорта. Все машины расписаны. Вместо этого Бай велит ту или иную машину отправить на фазенду, на строительство дома или дачи новому уважаемому другу. Разумеется, все расходы предприятие берет на себя.
Бай любил, чтобы в аэропорту его встречала толпа, в эти приезды на предприятии никого из руководства, как правило, нет. Он спускается с трапа: “Режьте барана, накрывайте дастархан”.
Бай принимал на одну должность два-три человека, оклад, естественно, делил на троих, а спрашивал с каждого по полной программе. Когда к нам приехал Оспанов, он семенил рядом, дергал его портфель: “Дай понесу”. (Кстати, этот портфель сейчас улика - Оспанов прикрывался им от пуль. Портфель прострелен. - Авт).
Часто пьяным приходил на работу, строил свиту. До 2 часов ночи планерки проводил. А производственники в 5 утра должны быть на работе - надо транспорт отпускать, водители в 6 утра уезжают на буровые. Он это в расчет не брал. На работу часто приезжал в 4 часа дня. Наше предприятие - 140 км от города, а офис Бай специально открыл в Актау и оттуда командовал.
Техосмотр надо было проводить - 12 машин не хватает. Это Бай распорядился отправить автокараван (кран, три самосвала, несколько бортовых машин) в поселок, где жили его сестра и зять. Транспорт туда ушел под завязку груженный стройматериалами; за несколько суток рабочие построили сестре огромный дом.
Одному из своих заместителей спалил квартиру. За просто так...
Люди боялись, когда Бай звал их играть в карты. Разумеется, на деньги. Отказаться было нельзя. И всегда выигрывал Бай, хотя бьешь его по очкам, но он все равно победитель. Один бедолага нечаянно выиграл, на следующий день был уволен.

Холуй в ассортименте

Водитель “КрАЗа”:
- Абсолютный диктатор. Новые машины давал только тем, кто платил ему взятки. Мог заставить человека взять в руки тряпку и протереть ему, Баю, туфли. Или мог прийти к подчиненному, рабочему, в гости и заставить его три дня устраивать ему пир. Чтобы терпеть все это, надо быть либо “шестеркой”, либо уволиться.
Все угрожал, что у него большие связи, даже в правительстве.
Механик:
- Людей ни в грош не ставил, и штаны ему расстегнуть мог заставить, и ботинки ему помыть...
Сотрудник управления труда и зарплаты:
- Я видел на столе его секретаря одно письмо из правоохранительных органов, там была любопытная формулировка, почему закрыто уголовное дело. Не поверите: “такой человек, то есть Бай, в Казахстане не проживает”.

От редакции
Колоритный получается портрет. Эдакий распоясавшийся восточный сатрап с практически неограниченной властью в одной, отдельно взятой области. Или туземный царек, возомнивший себя божком среди соплеменников. Или пират, всевластный повелитель на одичавшем капере, где нет ни закона, ни морали, ни даже “понятий” - только одна его всеподминающая дурная воля.
Кстати, о морали: психологи делят людей на нравственных, признающих мораль, и безнравственных, аморальных. Но есть еще и третий тип, встречающийся, правда, гораздо реже: в отличие от аморальных, хотя и нарушающих нравственные устои, но все-таки отдающих себе в том отчет, люди имморальные даже понятия не имеют о таковых.
Этот пресловутый “бай”, по нашему мнению, как раз из таких “раритетов”.
В этом материале нет ни одной фамилии, и это не случайно. Хотя подозреваемый задержан и сейчас за решеткой, люди все равно боятся говорить открыто. Так он их запугал, такой, видимо, действительно могущественной обладал властью, густо замешанной на криминале.
Впрочем, думаем, в страхе этом нет ничего мистического. Люди боятся, что “местному князьку” в очередной раз все сойдет с рук, он благополучно выйдет на свободу и расквитается с “болтунами”. Увы, многие из тех “связей”, которыми он столь часто бахвалился, существуют в реальности. Кстати, далеко не все из оказывавших ему поддержку чиновников и силовиков, как в Актау, так и в Астане (пусть и не первого эшелона), делали это исключительно из жажды наживы. Многими из них, как и людьми обыкновенными, также владела более сильная страсть - страх.
Салютование отдельным физиологическим органам, вытирание пыли с ботинок - не следует переоценивать все эти дикие выходки малообразованного самодура. В своем роде он был, вероятно, довольно неглуп, хотя и каким-то особенным, отравленным умом.
Ему удалось создать в области (и даже за ее пределами) настоящую мафию, где криминал и власть, деньги и интересы тесно переплелись. И хотя эти материи склонны к переплетению и сами по себе, нельзя недооценивать роли именно этой конкретной фигуры. Как маленькая червоточинка, гнойник, попавшая в здоровую плоть, отравляет постепенно всю среду, так и он иструхлявил вся и всех, с кем соприкасался. А кто не поддавался, того уничтожал.
Так вот, о “связях”. Они действительно оказались крепкими - круговая порука. Мы знаем о сильном давлении, которое сейчас идет на следственную группу, расследующую обстоятельства убийства Оспанова. Мы, к сожалению, не можем пока открыть имена-фамилии вельмож, решивших воспользоваться в защиту дружка телефонным правом. Скажем лишь, что в их числе люди из надзорных, правоохранительных и органов представительной власти. А должности такие, что порой голова кругом идет.
Однако нет худа без добра. По крайней мере, высокие покровители “бая” теперь проявили себя поименно - и не из пьяного бахвальства куражившегося авторитета. А время, уверены, все расставит по своим местам.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп