Битломания Галина Галкина После эпохального выступления сэра Пола в Риме и триумфального, ошеломительного - в Москве и Санкт-Петербурге можно говорить не только о возвращении “Битлз” - назад в будущее, - но и о повторной канонизации творчества и самих личностей, при жизни и посмертно, популярнейшей группы ХХ века. На этой всепланетарной ностальгической волне памяти идея алматинцев создать мемориальную композицию Джона Леннона кажется естественной, актуальной и объединяющей сотни битломанов 60-70-х годов. В прошлом номере “НП” сообщало о зарождении замысла и о переписке Рината Шаяхметова с адвокатской конторой Shukat Arrow Hafer& Weber, L.L.P., представляющей интересы Йоко Оно Леннон. Из письма, полученного из Нью-Йорка, следует, что “в принципе, г-жа Леннон не возражает против создания мемориала Джона Леннона в бывшей столице Казахстана. Однако, прежде чем дать полное согласие, необходимо будет ознакомиться с окончательным проектом”. Началась новая стадия работы над проектом - поиск средств на его сооружение, а также опрос мнения казахстанцев об их отношении к “Битлз”, творчеству Джона Леннона и о создании мемориала в его честь. Инициативная группа приняла решение объявить конкурс на лучший проект композиции и определение места его сооружения. Вопросы о “Битлз” задевали самые чувствительные струны души наших собеседников: с такой искренностью и волнением они отзывались о кумирах своей юности. |
Серик Туржанов, директор департамента малого бизнеса акимата Алматы: - В Алма-Ате семидесятых был свой “Бродвей” на проспекте Калинина, где собиралась молодежь, которая познала свободу “оттепели” шестидесятых и застоя семидесятых. Пели песни “Битлз”, которые стали музыкой нашего поколения и остались в нашей памяти. Возможно, именно где-то там, на старом “Бродвее”, мы и разместим будущую мемориальную композицию. Джон Леннон, группа “Битлз” - это мировое культурное наследие, которое должно быть увековечено. Я меломан со школьной скамьи. Мой старший брат увлекался современной музыкой. Я сразу оценил “Битлз”. На своем магнитофоне “Нота” мы слушали записи, “крутили” катушки. В те времена необходимо было затратить бешеные усилия, чтобы заработать на оборудование, фонотеку. Мы ездили в студенческие строительные отряды, работали все лето, чтобы купить потом пластинки, “пласты” - немецкие, английские, “балкантоновские”, поскольку советские были плохого качества. Одна пластинка “Битлз” стоила от 25 до 300 рублей, в то время как средняя зарплата составляла 120 рублей. Была мода, которая стала классикой. Идея увековечить память Джона Леннона многим понравится. Те, кто умеет созидать, а не только деньги зарабатывать, они точно откликнутся. Думаю, проект должен состояться. Городскими властями идея будет поддержана.
Сагнай Абдуллин, музыкант, алматинец, в прошлом - ударник группы “Жетыген”: - До сих пор я слушаю песни “Битлз”: у меня есть антология их песен, в машине - диск. “Битлз” - это целая эпоха, и не только для моего поколения “розлива” 60-70-х годов. Мой отец, оперный певец, зрелый человек, представитель иного поколения, услышав впервые “Битлз”, был восхищен. Дочь проявляет интерес к группе, с удовольствием слушает. Конечно, у нее есть свои музыкальные кумиры, она с упоением слушает какие-то мне неведомые группы. Но, на мой взгляд, под эту музыку можно заниматься гимнастикой или уборкой... Но я понимаю: темпы, ритмы другие, само время другое. Мы слушали их сердцем. Эта удивительная “ливерпульская четверка” учила нас воспринимать не только музыку, но и саму жизнь. Лучшей группы после “Битлз” так и не возникло. Они принадлежат не только Великобритании, Европе, но и всему миру. Очень хорошая инициатива. Но почему собрались увековечить именно Джона Леннона? Это четверка парней, они неразделимы, одно целое. Причем двое еще живы. Я бы предложил поставить памятную композицию целой группе. Каждый из них уникален, и то, что они нашли друг друга, став единым целым, - такое счастливое стечение обстоятельств случается редко. Я бы не делил их. Хотя они сами создали себе нерукотворный памятник, и к нему, действительно, “не зарастет народная тропа”.
Тимур Сулейменов, председатель Союза дизайнеров Казахстана: -Каждый памятник - частичка нашего духовного, культурного достояния и нашего отношения ко времени, к себе. К тем событиям, которые мы переживаем. Любой человек, который не понаслышке знает ХХ век, соотносится с теми духовными качествами, которые являют собой “Битлз”. Дай-то Бог, чтобы затея с мемориальной композицией Джона Леннона удалась. Нужно сделать это интересно. Пусть эта композиция будет средообразующей, многофункциональной. Не обязательно, чтобы это было так: “стоит статуя - рука поднята, а в ней граната”. Наши города наводнены подобными памятниками, к которым страшно подойти. В лучшем случае их уместнее видеть на кладбище или - вообще не видеть. Выражаю надежду, что участь проекта не будет решаться келейно. Это, знаете ли, совковая инерция: кто-то - кому-то... Хороший в этом смысле пример в Санкт-Петербурге, где установили памятник “Чижику”. Кто разделяет лучших представителей рода людского на “чужих”-”своих”? Моцарт принадлежит какой-то отдельно взятой стране? К 300-летию Санкт-Петербурга открывают памятник Джамбулу, и никто не возражает в России. Мемориальная композиция Джона Леннона должна быть так же небанальна, как искусство “Битлз”. Хочу пожелать инициативной группе в этой неплохой затее избежать дилетантства.
Валерия Ибраева, искусствовед, критик, исполнительный директор Центра современного искусства Сороса-Алматы: - Я отношусь к поколению “семидесятников”, для молодежи Советского Союза начала 70-х это было время битломании, поскольку этот стиль был единственной альтернативой нашему очень скучному существованию. Мы слушали битлов, пели их песни, одевались, как они. Джинсы тогда для нас были символом свободы, я до сих пор их очень люблю, правда, сейчас это уже скорее символ молодости. Мое пристрастие к этой одежде страшно раздражает мою 23-летнюю дочь, которая называет моих друзей “джинсовым поколением”, а песни битлов считает банальными. Я, со своей стороны, называю их D-generation, что одновременно означает и дигитальное, и дегенеративное поколение (у нас в СЦСИ и выставка под таким названием недавно была), которое развлекается не посредством общения, а уставившись в компьютер, при этом очень мало разговаривая друг с другом, зато общаясь со всем миром. Что касается мемориальной композиции битлов в Алматы, то это, конечно, должна быть абсолютно оригинальная вещь, и мне кажется, у нас в Казахстане есть художники, способные мыслить остро и современно. В частности, возможно, многие уже видели композицию скульптора Сакена Нарынова “Глобализация”, установленную на пересечении Сатпаева и Космонавтов. Или вот, например, в деловом районе города Франкфурта стоит памятник галстуку и воротничку... Для меня очень важно то, что и Джон Леннон, и его жена, художница современного искусства Йоко Оно, были членами авангардной группы “Флюксус”, они создавали и создали новую постмодернистскую эстетику, а работы Йоко Оно я видела во многих музеях современного искусства - Будапеште, Нью-Йорке, даже Питере.
Джон Гор, заместитель директора Британского совета при посольстве Великобритании: - Считать “Битлз” состоявшимися - легко. Они стали своего рода институтом. Но так было не всегда. В свое время они были революционными. Они проложили путь альтернативной музыке, и их влияние на музыкантов заметно и сейчас, даже через 40 лет после их основания. Их влияние охватило не только музыку, но и общество, систему ценностей, мир молодежи и все свободные движения шестидесятых. “Битлз” не были просто музыкой. Они - это жизнь. Мне было пять лет, когда битлы начали записываться. Они были частью всего моего существования: школы, где я учился, города, где я жил, моих друзей, частью всей нации, к которой я принадлежу. Сам Джон Леннон был большим поэтом. “Imagine” и “Jealous Guy” - хорошие примеры его таланта в этой сфере. Он был великим музыкантом, и он опережал свое время. Он помог популяризовать индийскую музыку на Западе и искренне ненавидел расовые, классовые и прочие предрассудки. Он сильно повлиял на поколение американцев, выступающих против участия США в событиях во Вьетнаме. Он был борцом за мир, и его до сих пор чтят люди повсюду. Мало кому из творческих людей удается “вернуться назад”. Битлы с нами, их место рядом с другими вечными музыкантами занято прочно. Очень приятно видеть почитание Джона в разных местах, например в Гаване. Впечатляет переименование аэропорта в Ливерпуле в “Ливерпульский международный аэропорт имени Джона Леннона”. Британский совет поддерживает любую подобную инициативу и намерен сделать такое признание доступным общественности. Читайте продолжение темы в рубрике “Битломания”, сообщения об акции в последующих номерах “НП”. Те, кто желает примкнуть к инициативной группе, выступить в качестве спонсоров, могут обращаться к Арсену Баянову - 8-300-341-31-72 и к Ринату Шаяхметову - e-mail: rr@texakabank.kz
|