Актау - Барбадос - Актау Ольга Медведева “НП” на всех парусах отправляется в кругосветное путешествие. Не верите? Тогда знакомьтесь: наш герой - актауский яхтсмен, капитан парусника “Пионер” Владимир Степанов. Первый казахстанец, замахнувшийся на прыжок через Атлантику. К этому морскому походу он готовился ровно 18 лет - ровно столько же времени понадобилось на строительство самого парусника. Яхту строил собственными руками. Название судна “Пионер”, на корме - порт приписки: AKTAU. На парусах - фирменный знак “НП”. Накануне старта Владимир Степанов дал эксклюзивное интервью “Новому поколению” Трудно поверить, что первый раз настоящее море наш герой увидел в 17 лет, когда приехал в Ригу поступать в местный авиационный институт гражданской авиации. Балтийское море впечатлило своей холодно-свинцовой притягательностью. А потом по распределению после вуза жребий указал на Актау. “Роман” с Каспием оказался, похоже, судьбой. Сентябрьский пожар 1982 года лишил актауских мореходов своего яхт-клуба. Радиоинженер вычислительного центра Прикаспийского горно-металлургического комбината Владимир Степанов на новом месте стал строить новый эллинг. Так родилась спортивная секция “Виндсерфинг”, которая переросла в яхт-клуб “Бриз”. |
Патриарх Каспия - Морехода-одиночку Евгения Гвоздева весь мир знает как российского путешественника. Но актаусцы знают его как легендарного земляка (несколько лет назад он переехал в Махачкалу). Одинокий морской волк Евгений Гвоздев умудрился совершить путешествие “за три океана”. За его плечами уже вторая кругосветка. В мае 1999 года он стартовал из Махачкалы, пересек Черное море, Средиземное море, после чего через Атлантический океан прибыл в Бразилию. Затем обогнул Южную Америку, пересек Тихий океан из Чили на Таити, а потом дошел до Самоа. В дороге Гвоздева едва не расстреляли сомалийские пираты, морские разбойники. “Они даже провели голосование, стрелять в меня или нет, - вспоминает путешественник. - С небольшой разницей в два-три голоса было решено, что расстреливать меня не стоит. Поэтому я всегда говорю, я жив благодаря демократии и демократической процедуре”. Как писала австралийская пресса, в их страну 68-летний русский моряк прибыл на крошечной самодельной яхте из стекловолокна, немногим большей, чем хорошая ванна. - Пример Гвоздева заразил вас бациллой приключений? - Гвоздева мы называем патриархом Каспия. Уважаю Виктора Языкова, капитана яхты “Ветер перемен” (город Сочи) и Николая Литау, капитана яхты “Апостол Андрей” из города Тверь. Это лидеры российского парусного флота. Вчера по телевидению показывали Федора Конюхова. Он - личность. Супермен, который обладает веером спортивных подвигов. Ни у кого в мире нет такого, а у него есть: трижды покорил Северный полюс, Южный полюс, Эверест, вершины всех континентов, на велосипеде проехал от Владивостока до Ленинграда, на гребной лодке пересек Атлантику. Сейчас на большом катамаране “Алые паруса” прославляет российский парусный флот. Степановская самоделка - Лодка строилась довольно долго, 18 лет. С нуля. Мы вложили в нее все, что знали, новаторские идеи. 7 метров длина, 2,45 - ширина. Осадка - 1,20. Вооружение - до 120 квадратных метров парусов. Яхта строилась по двум мощным техническим тенденциям: мне нужна была большая скорость и надежность. Это привело к определенным техническим решениям. Постоянно приходилось искать компромисс между весом яхты и прочностью. Критерием всему явилась практика. Море, оно находит все мелочи, все недочеты. После плавания начинаешь срочно переделывать, перестраивать. И так семь раз. Теперь яхта построена, она отвечает всем требованиям. Есть регистрационные документы. Судовой билет. Я являюсь конструктором и собственником одновременно. Судовой билет не выдают, если судно не отвечает мировым морским требованиям. Еще очень дельным документом является квалификационная книжка. Здесь собраны все мои подвиги как спортсмена. Если приплюсовать все регаты, спортивные плавания, то за плечами вашего покорного слуги находятся десять тысяч морских миль (1 миля - 1852 метра), 13 переходов через Каспий по диагонали. Я дорос до серьезного спортивного шага. Пересечь Атлантический океан - программа минимум. Одиссея актаусца - Сейчас яхта законсервирована. Старт будет из Актау. Трасса пройдет через Волгу, Волгодон, из Черного моря в Эгейское, Средиземное море и Атлантику. Первая часть пути - каботажное плавание - вдоль берега, где условия цивилизованные. В спортивном отношении этот отрезок маршрута менее интересен, не то что бросок через Атлантику. В целом, путь от Актау до Барбадоса - 9 тысяч миль. Для казахстанского парусного спорта - самая серьезная заявка... Никто из казахстанцев не отваживался на такой поступок. Если все будет благоприятно, цело, нормальное состояние экипажа, мы, конечно, постараемся рвануть вокруг света. Если любой альпинист мечтает об Эвересте, то яхтсмен, я смело отвечаю - о кругосветном плавании. Желательно вокруг мыса Горн, где заканчивается Южная Америка. Я считаю, надо идти от простого к сложному. По этапам. Поэтому наше плавание планируется экваториальное - здесь более мягкий климатический режим. Хотя трудностей будет предостаточно. - Когда искатель приключений Владимир Степанов начнет свою одиссею? - Ранняя осень - самое благоприятное время для пересечения Атлантики. Бабье лето. Наименьшая вероятность попасть в мощнейшие ураганы. Они как раз зарождаются около Африки, идут через Карибские острова и молотят суперторнадами Соединенные Штаты. Я не хочу рисковать. Наш план - выйти на Карибские острова в начале осени. Старт ориентировочно - начало июня. Ближайшие недели две будем осуществлять мелкий ремонт, собирать имущество и продукты. Тюков, пакетов, ящиков и сумок планируется столько, что спать первое время придется, высунув ноги наружу через люк. Внутри яхта напоминает большую нору или маленькую берлогу, вмещающую 500 кг груза, в том числе 200 кг веса членов самой команды путешественников и 300 литров воды (из расчета всего по 3 л на сутки). Остальное - продукты (трехмесячный запас) и яхтенное снаряжение. Плюс радиостанция, спутниковый навигатор. Таковы правила игры, выбранные нами. Суровой и опасной мужской игры... - Капитан, команда уже сформирована? - Я планирую полновесный экипаж в 3-4 человека. Плавание сложное, яхта спартанская. Установка у нее скоростная. Там постоянно надо будет работать! Никаких особых комфортных условий там нет. Есть два очень хороших спальных места, камбуз и все! То есть поработал, поспал и снова за работу, на паруса. Средняя магистральная скорость планируется - 120 миль в сутки. Сейчас обрабатываются кандидаты. У меня матросов человек пять, вместе строили яхту, все шторма на ней прошли. Спрашиваю у ребят “Кто со мной?” А в ответ, не поверите - никого! Разводят руками: “Не можем, разве что по Каспию, да и то в пределах месяца”. Путешествие до Барбадоса требует, как минимум, полгода. Тогда я по телевидению на весь Казахстан: “Кто смелый? Есть в этой стране смелые люди?” И, слава Богу, человек тридцать отозвались. Очень интересные люди, от подростка 16 лет и до бабушки-домохозяйки из Северного Казахстана, которой недавно стукнуло 76. Сейчас не так часто встретишь людей, в душе готовых на поступок. Я встретился с ними, ответил на кучу вопросов. Среди добровольцев оказалось много отставных моряков, летчиков. Такие деды подошли, им по 50-60 лет, буквально требовали: “Бери меня и все тут!” Много спортсменов отозвалось, среди них лыжник, футболист, тяжелоатлет. Одна претендентка оказалась профессиональным коком, два журналиста просились в команду и даже... австралийский писатель. Это было приятно. - Как “Новое поколение” и наши читатели будут держать с вами связь? - Писем будет мало, вероятнее телеграммы со встречных российских судов. Мы торопимся, поскольку знаем, опоздание с графиком похода в Атлантику приведет к тому, что там осенью мы можем столкнуться с мощнейшими штормами. - Насколько я понимаю, такое путешествие по карману только богачам. - Гвоздев ушел в кругосветку со 100 долларами в кармане, которые потом отобрали албанцы. Он столкнулся с массой проблем. У нас тоже есть проблемы, нужно кое-какое оборудование, оно стоит денег. Тот же опреснитель воды. Без него никак. Фирма “Асиба” снабдила нас специальной радиостанцией. Без нее нас пограничники не пустят в открытое море. Сейчас ведутся интенсивные переговоры со спонсорами. К великому сожалению, казахстанские фирмы и бизнесмены отреагировали слабо. Видимо, наша публика еще не готова к таким акциям. Зато на нас вышли москвичи. Юрий Александрович Сенкевич из “Клуба путешественников” предложил: “Приезжайте, заключим с вами договор, вы будете обеспечены нашей протекцией. Регулярно сюжет о вас будет идти по центральному телевидению”. “Хабар” обещает информационную поддержку по ходу плавания. Заинтересовался нашим походом Жириновский. Но тут возникает вопрос. Мы - граждане Казахстана, яхта приписана к Казахстану. Патриотизм требует идти под казахстанским флагом, но приходится идти на компромисс. Возможно, будет российско-казахстанская экспедиция. Но еще не поздно присоединиться к нам. Общий призыв такой: господа бизнесмены, паруса яхты “Пионер” готовы разместить логотип вашей фирмы, их увидит весь мир. И, конечно же, было бы здорово пронести и флаг Казахстана по всем морям.
|