Семья + школа = ? Ольга Малахова Похоже, родительские организации из “денежных мешков” для школы понемногу превращаются в органы родительского самоуправления, в инструмент взаимодействия педагогов и семьи. Но в самой школе к родителям пока остается преимущественно потребительское отношение. К партнерству еще идти и идти Вспомним, часто ли учителя советуются с родителями, спрашивают у них об особенностях характера ребенка, просят помочь? Обычно они жалуются на поведение или отношение к учебе, и это еще в лучшем случае, бывает, что контакта нет совсем. На родительских собраниях взрослых воспитывают, ругают как непослушных детей, а главным, практически единственным на них вопросом давно стал финансовый - сколько, на что и когда собрать денег. Случилось это не сегодня. Еще пятнадцать лет назад педагог-новатор Евгений Ильин писал в журнале “Семья и школа”: “Многие годы меня удручало некое “высокомерие” школы, вежливо игнорирующей опыт семьи, в широком смысле - жизни. Бабушки, тетушки, отцы и матери как бы по инерции общего мнения шли за советом к учителю, порой молодому, начинающему. Самому же учителю школа не открывала каналов обратной связи с той же самой бабушкой или мамой, у которых были нередко более удачливые секреты воздействия на ум и сердце ребенка”. Видимо, поэтому многие родители переложили обязанности воспитания на педагогов. В то же время понизился статус учителя, не очень высока его зарплата, а оттого часто и нежелание работать с полной отдачей. Так отношения пришли к взаимным, хотя часто и не звучащим открыто, обвинениям типа “Ваши дети - ваши проблемы” или “Вам положено учить, вот и учите”. - Диалогом это не назовешь, это разговор двух глухих. Но сейчас появляется все больше общественных родительских организаций, многие из них называют себя попечительскими, и не случайно, ведь это слово трактуется как “пекущийся, заботливый”, - говорит исполнительный директор ассоциации “Защита прав детей” Фаузия Икамбаева. - Они готовы участвовать в управлении школой, быть с ней единомышленниками, то есть смотреть в одном направлении. Наверное, надо будет подучиться и родителям, такие курсы можно организовать на базе Института повышения квалификации учителей.
|
Но уже сейчас ассоциации родителей “Защита прав детей”, которая объединяет сорок общественных родительских организаций, удалось добиться некоторых компромиссов там, где мнения учебных учреждений и родителей кардинально расходились. Например, детей до последнего времени привлекали не только к уборке школьных помещений и дворов, но и территорий рынков, кладбищ, улиц, площадок рядом с бутиками и другими магазинами, правительственных автотрасс, чистке арыков. Родители считают, что это использование детского труда, даже эксплуатация, к тому же нередко в коммерческих или частных предприятиях. Говорят, за многие такие работы не берутся даже безработные, а дети не могут за себя постоять и бесплатно “пашут” у обеспеченных граждан. В ассоциации уверены, что при работах на улице, с мусором, пылью могут быть инфекционные заболевания, аллергия, головные боли. И без того здоровье ребят вызывает серьезные опасения. Девяносто процентов детей в Алматы имеют внутричерепное давление, почти 60 процентов склонны к эндокринным заболеваниям. По результатам медицинского обследования детей с 12 до 18 лет, у почти 95 тысяч обследованных выявлено около 75 тысяч заболеваний, то есть на каждую тысячу учащихся - 784 болезни. Болезни нервной системы среди них составляют более двадцати процентов, кожно-мышечной системы - пятнадцать процентов, глазные - столько же, немало детей болеют туберкулезом. Поэтому, считает родительская общественность, только медицинских сестер в школе мало, нужны врачи-педиатры. Родители не согласны и с тем, что в школах ввели третий час физкультуры в неделю, что не соответствует пропускной способности спортивных залов. Получается три дня в неделю по семь уроков, и дети устают от перегрузки, а учебная программа рассчитана на два часа. Сейчас с эксплуатацией детского труда покончено. По крайней мере, в ассоциации говорят, что пришли к соглашению с руководством департамента образования о том, чтобы детский труд использовался только на благоустройстве и других работах в школьных дворах. Удалось найти понимание и еще по одной проблеме. Школы просто замучили проверками. За девять учебных месяцев каждую проверяют 18 организаций по 53 вопросам. Например, за две январские недели в одной из алматинских школ было три проверки СЭС, проверка библиотеки и деятельности общественного инспектора по опеке. Причем у каждого проверяющего свои требования, и бывает, что они даже исключают друг друга. Сейчас массированные проверки, мешающие учителям работать, решили отменить и сократить их число до положенного законом. Около семидесяти процентов учительского времени занимают всякого рода отчеты, объяснительные и другие документы, имеющие очень отдаленное отношение к процессу образования. А в каких только рейдах не приходится участвовать педагогам! Базары, компьютерные и ночные клубы, вокзалы - где уж тут готовиться к урокам, заниматься самосовершенствованием! Родительские общественные организации приходят к выводу, что учителя нуждаются в защите, в возвращении к их основным обязанностям и призванию. Но и у самих родительских организаций немало проблем. Их тоже душат проверками, а кое-где по-прежнему настаивают на том, чтобы средства фондов этих организаций направлять на спонсорские счета школ. Но именно таким образом, напоминает Фаузия Икамбаева, в 1996 году родительские деньги ушли неизвестно куда. Сейчас уже, кажется, все поняли, что без материальной помощи родителей школам не выжить. Бюджетных средств хватает только на зарплату коллективу и коммунальные расходы. А ремонт школы, различное оборудование, оформление и другие нужды приходится брать на себя семьям. В государственных школах это не такие уж большие взносы, но только родительский контроль, уверены в ассоциации, может обеспечить их целевое использование. По уставу родительские организации имеют свой счет в банке, свои правления, попечительские советы, ревизионные комиссии, которые регулярно проверяют финансовую деятельность фондов. То есть мамы и папы спонсируют школу и потому стараются обеспечивать прозрачность фондов. Чтобы достичь полного партнерства, в ассоциации предлагают вводить в состав коллегии департаментов образования и в педсоветы школ представителей родительской общественности. (Кстати, во многих штатах США департаменты избираются всем городом.) - Руководители большинства школ - компетентные люди, мы уважаем их и доверяем своих детей. Но вместе с тем считаем, что родительская общественность школ должна иметь возможность знакомиться с кандидатурой на должность директора и высказывать свое мнение, - говорит председатель ассоциации. - Неплохо бы доводить до сведения родительских организаций содержание аналитического отчета о состоянии учебно-воспитательной работы. Если все это будет действовать на деле, мы перейдем на общественно-государственное управление образованием. А это еще один шаг к демократии, не говоря уже о несомненном прогрессе в дружбе семьи и школы.
|