23 мая 2003
№ 20(260)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Большая перемена 

Семья + школа = ?

Ольга Малахова

Похоже, родительские организации из “денежных мешков” для школы понемногу превращаются в органы родительского самоуправления, в инструмент взаимодействия педагогов и семьи. Но в самой школе к родителям пока остается преимущественно потребительское отношение. К партнерству еще идти и идти

Вспомним, часто ли учителя советуются с родителями, спрашивают у них об особенностях характера ребенка, просят помочь? Обычно они жалуются на поведение или отношение к учебе, и это еще в лучшем случае, бывает, что контакта нет совсем. На родительских собраниях взрослых воспитывают, ругают как непослушных детей, а главным, практически единственным на них вопросом давно стал финансовый - сколько, на что и когда собрать денег.
Случилось это не сегодня. Еще пятнадцать лет назад педагог-новатор Евгений Ильин писал в журнале “Семья и школа”: “Многие годы меня удручало некое “высокомерие” школы, вежливо игнорирующей опыт семьи, в широком смысле - жизни. Бабушки, тетушки, отцы и матери как бы по инерции общего мнения шли за советом к учителю, порой молодому, начинающему. Самому же учителю школа не открывала каналов обратной связи с той же самой бабушкой или мамой, у которых были нередко более удачливые секреты воздействия на ум и сердце ребенка”.
Видимо, поэтому многие родители переложили обязанности воспитания на педагогов. В то же время понизился статус учителя, не очень высока его зарплата, а оттого часто и нежелание работать с полной отдачей. Так отношения пришли к взаимным, хотя часто и не звучащим открыто, обвинениям типа “Ваши дети - ваши проблемы” или “Вам положено учить, вот и учите”.
- Диалогом это не назовешь, это разговор двух глухих. Но сейчас появляется все больше общественных родительских организаций, многие из них называют себя попечительскими, и не случайно, ведь это слово трактуется как “пекущийся, заботливый”, - говорит исполнительный директор ассоциации “Защита прав детей” Фаузия Икамбаева. - Они готовы участвовать в управлении школой, быть с ней единомышленниками, то есть смотреть в одном направлении. Наверное, надо будет подучиться и родителям, такие курсы можно организовать на базе Института повышения квалификации учителей.

Но уже сейчас ассоциации родителей “Защита прав детей”, которая объединяет сорок общественных родительских организаций, удалось добиться некоторых компромиссов там, где мнения учебных учреждений и родителей кардинально расходились. Например, детей до последнего времени привлекали не только к уборке школьных помещений и дворов, но и территорий рынков, кладбищ, улиц, площадок рядом с бутиками и другими магазинами, правительственных автотрасс, чистке арыков.
Родители считают, что это использование детского труда, даже эксплуатация, к тому же нередко в коммерческих или частных предприятиях. Говорят, за многие такие работы не берутся даже безработные, а дети не могут за себя постоять и бесплатно “пашут” у обеспеченных граждан.
В ассоциации уверены, что при работах на улице, с мусором, пылью могут быть инфекционные заболевания, аллергия, головные боли. И без того здоровье ребят вызывает серьезные опасения. Девяносто процентов детей в Алматы имеют внутричерепное давление, почти 60 процентов склонны к эндокринным заболеваниям. По результатам медицинского обследования детей с 12 до 18 лет, у почти 95 тысяч обследованных выявлено около 75 тысяч заболеваний, то есть на каждую тысячу учащихся - 784 болезни.
Болезни нервной системы среди них составляют более двадцати процентов, кожно-мышечной системы - пятнадцать процентов, глазные - столько же, немало детей болеют туберкулезом. Поэтому, считает родительская общественность, только медицинских сестер в школе мало, нужны врачи-педиатры. Родители не согласны и с тем, что в школах ввели третий час физкультуры в неделю, что не соответствует пропускной способности спортивных залов. Получается три дня в неделю по семь уроков, и дети устают от перегрузки, а учебная программа рассчитана на два часа.
Сейчас с эксплуатацией детского труда покончено. По крайней мере, в ассоциации говорят, что пришли к соглашению с руководством департамента образования о том, чтобы детский труд использовался только на благоустройстве и других работах в школьных дворах.
Удалось найти понимание и еще по одной проблеме. Школы просто замучили проверками. За девять учебных месяцев каждую проверяют 18 организаций по 53 вопросам. Например, за две январские недели в одной из алматинских школ было три проверки СЭС, проверка библиотеки и деятельности общественного инспектора по опеке. Причем у каждого проверяющего свои требования, и бывает, что они даже исключают друг друга. Сейчас массированные проверки, мешающие учителям работать, решили отменить и сократить их число до положенного законом.
Около семидесяти процентов учительского времени занимают всякого рода отчеты, объяснительные и другие документы, имеющие очень отдаленное отношение к процессу образования. А в каких только рейдах не приходится участвовать педагогам! Базары, компьютерные и ночные клубы, вокзалы - где уж тут готовиться к урокам, заниматься самосовершенствованием! Родительские общественные организации приходят к выводу, что учителя нуждаются в защите, в возвращении к их основным обязанностям и призванию.
Но и у самих родительских организаций немало проблем. Их тоже душат проверками, а кое-где по-прежнему настаивают на том, чтобы средства фондов этих организаций направлять на спонсорские счета школ. Но именно таким образом, напоминает Фаузия Икамбаева, в 1996 году родительские деньги ушли неизвестно куда.
Сейчас уже, кажется, все поняли, что без материальной помощи родителей школам не выжить. Бюджетных средств хватает только на зарплату коллективу и коммунальные расходы. А ремонт школы, различное оборудование, оформление и другие нужды приходится брать на себя семьям. В государственных школах это не такие уж большие взносы, но только родительский контроль, уверены в ассоциации, может обеспечить их целевое использование. По уставу родительские организации имеют свой счет в банке, свои правления, попечительские советы, ревизионные комиссии, которые регулярно проверяют финансовую деятельность фондов. То есть мамы и папы спонсируют школу и потому стараются обеспечивать прозрачность фондов.
Чтобы достичь полного партнерства, в ассоциации предлагают вводить в состав коллегии департаментов образования и в педсоветы школ представителей родительской общественности. (Кстати, во многих штатах США департаменты избираются всем городом.)
- Руководители большинства школ - компетентные люди, мы уважаем их и доверяем своих детей. Но вместе с тем считаем, что родительская общественность школ должна иметь возможность знакомиться с кандидатурой на должность директора и высказывать свое мнение, - говорит председатель ассоциации. - Неплохо бы доводить до сведения родительских организаций содержание аналитического отчета о состоянии учебно-воспитательной работы.
Если все это будет действовать на деле, мы перейдем на общественно-государственное управление образованием. А это еще один шаг к демократии, не говоря уже о несомненном прогрессе в дружбе семьи и школы.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп