Женщина, которая... Георгий Афонин Смотреть документальное кино всегда интересно, наверное, потому, что, создавая условный мир своих историй в игровом кинематографе, режиссеры занимаются его образными характеристиками, а документалисты представляют импровизацию на тему действительности. В своих документальных фильмах Фарида Джантелова демонстрирует необычное графическое начало, стилистическую разработку изображения и метафоричность истории. А в целом - довольно зрелый опыт нового кинопоколения Как режиссера Фариду Джантелову отличает удивительная способность в обыденном видеть нечто необычное, наверное, потому, что в ее душе режиссер документального и игрового кино всегда вместе. Им никогда не бывает скучно, зато спорить приходится. По своей основной кинематографической профессии Фарида документалист, но она тонко чувствует атмосферу, формирующую изображение, владеет даром наполнить эпизод таким содержанием, которое одновременно и волнует, и подчеркивает моральные поиски. Фарида-режиссер никогда не забывает о Фариде-художнике, поэтому особый образный строй и операторское видение делают ее картину живой и пластичной.
| Досье “НП”. Фарида Джантелова - кинорежиссер. В 2002-м окончила мастерскую режиссуры документального кино и телевидения Национальной академии искусств. I премия конкурса Азиатского банка развития за фильм “Одинокая лодка” (2002). |
Образ может родиться из одного-единственного впечатления, едва уловимого колебания души, но ощутимого и весомого настолько, чтобы стать видимым. Из такого образа может родиться картина. Идея фильма “Одинокая лодка” возникла из фразы “Женщина продает рыбу”. Больше ничего не было. Она закрыла глаза и увидела снег, поселок и одинокую фигуру рыбака, который идет по заснеженной трассе... Сначала родился этот образ. А потом за ночь написанный сценарий - история семьи рыбаков на Балхаше - стал основой дипломной картины Фариды Джантеловой, ее первого серьезного опыта в кино. Напомним, что по инициативе Азиатского банка развития в декабре прошлого года в Алма-Ате состоялся конкурс документальных фильмов “Искусство против бедности”. Более чем из 40 короткометражных картин и роликов отмечено было восемь. В числе их и картина Фариды, удостоенная первой премии в номинации “Семья и материнство в условиях бедности”. В этой истории собраны основные сюжетные мотивы, присутствующие в мифах, но наполнены они конкретным содержанием. Балхаш - море, но не море вообще, а то, где живут конкретные люди, хотя и похожие на тысячи своих соплеменников. Поселок вполне конкретен, как и проблемы, и переживаемые по их поводу чувства. Лично меня эта картина заставила вспомнить о природе документального кино, когда сюжет рассказанной истории, фактура и ритм повествования становятся доминирующими элементами фильма. Хотя все, что изображено в кадре, не выходит за пределы своей “документальной” природы, оставаясь самодостаточным в естественном статусе привычных вещей и пейзажей. Оригинальность замысла, как и его художественное воплощение, иначе чем наитием объяснить нельзя, ибо то, как снята картина с первого кадра и до последнего, оставляет впечатление невозможности просчета и достоверности, которую невозможно “доказать”. В фильме нет никакой импровизации, а чуть заметная отстраненность автора напоминает пассажи Вима Вендерса из “Неба над Берлином” - запоминаются настроение и отдельные кадры. Сюжет вкратце таков. Поселок на Балхаше год от года запустевает. Надо бы уехать, но потомственные рыбаки не в силах оторваться от озера, которое их взрастило. Натура подается под разными ракурсами, чаще всего в перспективе, но, куда ни падает взгляд зрителя, видно, что перспектив у жителей поселка никаких. Главный герой, от лица жены которого ведется повествование, выросший в этих краях, не представляет, какой может быть иная, вне поселка, жизнь, а мать, видя всю беспросветность их существования, мечтает о лучшей доле для сына. Мужчина на трассе, ведущей в город, стоит, продавая рыбу, с протянутой рукой, и просящей и дающей одновременно. Этот образ сегодняшнего Балхаша, на который никто не обращает внимания, уже стал частью бедного пейзажа, привычным атрибутом местности. Поселок Тасарал, в котором снималась картина, при таком рассмотрении оказался весьма богатым на образы. Но, безусловно, самые интересные и запоминающиеся в фильме кадры - философского плана. И когда мужчина в очередной раз возвращается домой, не продав рыбу, предстоящему безденежью и голоду противопоставляется очень тонко переданный автором образ мира и взаимной любви в семье. В семье, которая остается там навсегда... На этой картине Фарида была и сценаристом, и режиссером, и оператором. Хорошую камеру найти не удалось, пришлось снимать на VHS, но это дает определенную свободу, особенно если снимать так, как снимает она, - эмоционально, без расчета на дальнейший монтаж. Можно более точно передать свою мысль, взять определенный ракурс, выстроить динамику кадра. И субъективная камера в этих кадрах работает сильнее любых призывов против бедности. - Я даже не представляю, как следующую работу буду снимать с оператором, - признается Фарида. А работает она сейчас над игровой картиной, и хотя творческий процесс пока находится на стадии сценарной разработки, Фарида Джантелова уже точно знает, о чем будет ее следующая работа. Конечно, с поправкой на женскую непредсказуемость. - В жизни встречаешь людей, которые тебя чему-то учат. Или просто проходят мимо, создавая настроение. Я думаю, об этом будет мой новый фильм - о людях в моей жизни. Фильм, рабочее название которого “Встречи и расставания”, будет состоять из трех новелл, наполненных изображением, тонко балансирующим между прошлым и настоящим. С открытым финалом и оставленными без ответов вопросами. Режиссура - это жизнь - В кино я пришла случайно. Музыкальная школа по классу скрипки, потом консерватория. Но на первом курсе поняла - не мое. А потом были кинопробы на фильм Ардака Амиркулова “Абай”, где Фарида выдержала конкурс, человек эдак 500 на место, и сыграла главную героиню - Тогжан. - Но кино как таковое меня тогда не заинтересовало. В актерство сложно влюбиться, особенно в кинематографе. Можно любить операторскую работу, режиссуру. Но актерство, по-моему, нельзя любить. Им нужно жить... Потом - годы учебы на кинофакультете в мастерской Аси Сулеевой и Серика Райбаева, где мастера учили прежде всего видеть натуру, развивать “внутреннее зрение” и задавать вопросы самой себе. Хотя этому, наверное, нельзя научить. Это надо чувствовать. Особенно если человек, как Фарида, родился с ощущением, что знает, для чего пришел в этот мир. И в кино. Фестиваль молодежных и студенческих фильмов “Смотри по-новому” принес второкурснице Фариде первую победу. На суд жюри она представила две работы - монтажный фильм “О чем поет скрипка” и документальную короткометражку “Жора”, которую те немногие, кто видел, очень неудачно окрестили “фильмом про бомжа”. - На самом деле, - заявляет Фарида, - фильм этот про нас с вами. Хотя герой мой действительно бомж, обитающий на свалке на окраине Караганды. Первоначально фильм был про свалку - этот почти архитипический образ времени - огромный пестрый котлован с копошащимися в нем людьми и чайками над ними. Потом совершенно случайно в заброшенной шахте, - вспоминает Фарида, - я нашла Жору, человека фантастического обаяния и редкого благородства. Во время съемок было ощущение, что чего-то не хватает. После встречи с ним я поняла чего. И без сожаления выбросила весь отснятый материал. Но она приверженец игрового кино, хотя училась искусству кино документального, которое дает ощущение правды, реальности, а в итоге способность различать - натурально или ненатурально. Ибо и в жизни большинство людей ведут себя неестественно, то есть не документально, с поправкой на эффект “чьего-то” присутствия. Это, скажем так, не игровое кино. Для документального ему не хватает естественности. Для игрового - красивой игры. Красота в кинематографе вещь труднодостижимая и еще труднее воспроизводимая. И хотя Фарида не любит говорить о вкусах в кино, как и обсуждать чужие фильмы, все же призналась, что в кино ей нравится прежде всего красота. “Семь самураев” Куросавы, “Амаркорд” и “8 1/2” Феллини, “Неверная” Эдриана Лайна... Она не терпит фальши, сомневается во всем и обожает Рембo и Камю. Это ее мир. Это ни хорошо и ни плохо, это жизненно. Ведь лучшая режиссура - это жизнь.
|