Донор интеграции Григорий Орлов Недавно в Ташкенте прошло очередное ежегодное заседание совета управляющих Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Впервые за двенадцать лет существования эта влиятельная международная организация провела свой форум в Центральной Азии. Объяснение этому простое: мировую политику и экономику привлекает высокая энергонасыщенность региона, но в то же время беспокоит исходящая отсюда угроза общей безопасности В завершение форума президент ЕБРР Жан Лемьер произнес ключевую фразу: “Полноценное и успешное сотрудничество центральноазиатских стран возможно лишь при условии выполнения двух основных принципов: безопасности и открытости”. При этом не оправдываются надежды некоторых местных политиков, наивно полагавших, что основное бремя решения их проблем возьмут на себя развитые страны. Государства Центральной Азии поставлены перед необходимостью развивать прежде всего региональную интеграцию, чтобы затем сообща подключиться к общемировому процессу глобализации. По сути, это то, к чему все последние годы призывает своих соседей Казахстан. Главными угрозами безопасности, в борьбе с которыми нужны коллективные усилия, являются экстремизм и терроризм, преследующие самые разные цели и имеющие множество сценариев своего воплощения. Например, близкое соседство с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая предполагает, что странам региона нужно всегда быть готовыми к возможным всплескам сепаратистского терроризма. По сценарию кланово-регионального терроризма разворачивались события в Таджикистане. Некоторые региональные элиты этой республики после обретения независимости оказались отстранены от властных рычагов. В противостоянии с правящим режимом они пытались использовать существующие религиозные и этнические противоречия среди населения, что в итоге привело к кровавой гражданской войне. Многие западные аналитики, изначально выступавшие против присутствия России в регионе, сегодня признают, что межтаджикское согласие может рухнуть сразу же с выводом дислоцированной здесь российской военной группировки. Антисистемный терроризм проповедуют радикальные сторонники идеи единого халифата. Эта утопическая идея в современных условиях не имеет никаких шансов на осуществление, но порождаемый ею терроризм сотрясает разные страны Центральной Азии. На постсоветском пространстве распространению терроризма во многом способствует все еще существующая прозрачность границ. Ощутимо влияет на внутреннюю ситуацию и нестабильное внешнее окружение. Победа объединенных сил Антитеррористической коалиции, к сожалению, не принесла желанного мира и спокойствия многострадальному народу Афганистана. Укрывшиеся в горах разрозненные отряды талибов все еще совершают террористические акции и держат в страхе мирное население. Трудно назвать спокойной обстановку в Кашмире, чью территориальную принадлежность продолжают оспаривать Индия и Пакистан, обладающие ядерным оружием. В настоящий полигон терроризма превратился Северный Кавказ, где регулярные российские войска ежедневно несут потери от террористических вылазок чеченских боевиков. Для Казахстана, который после сталинской депортации стал второй родиной для десятков тысяч чеченцев, эти события особенно чувствительны. Да и нынешний поток чеченских беженцев гражданскому спокойствию в республике не способствует. Разумеется, в каждой из стран Центральной Азии существуют еще и внутренние проблемы, которые по мере их разрастания начинают уже угрожать и общерегиональной безопасности. Примета последнего времени: наиболее продвинутая часть населения этих республик предпочитает найти сферы для приложения своих рук в соседнем Казахстане. На бытовом уровне это уже хорошо видно в таком мегаполисе, как Алматы. Выступая на упоминавшемся уже Ташкентском форуме ЕБРР, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в этой связи заметил: “Мы понимаем, что наше развитие будет зависеть от степени и интенсивности региональной интеграции, от того, в какой мере каждое из государств продемонстрирует политическую стабильность и экономический рост, будет вести борьбу с бедностью и безработицей. Это, в свою очередь, является следствием решительных экономических реформ и последующей капитализации экономики и финансового сектора. Казахстан прошел свою часть пути и готов идти дальше”. Слова казахстанского лидера подтвердили и эксперты ЕБРР, которые накануне обнародовали информацию, что Казахстан по объемам привлекаемых иностранных инвестиций занимает первое место в СНГ и третье - после Польши и Венгрии - среди стран Восточной Европы и Балтии. К настоящему времени республика привлекла около 21 миллиарда долларов зарубежных инвестиций, 66 процентов которых являются прямыми вложениями в экономику. Начиная с прошлого года Казахстан вошел в число чистых нетто-экспортеров капитала, впервые получил от авторитетного агентства “Mood’s” инвестиционный рейтинг и продолжает интенсивно накапливать средства как в государственном, так и в частном секторах экономики. Особое внимание при этом уделяется созданию и укреплению так называемых институтов развития. Для того чтобы диверсифицировать экономику и преодолеть ее сырьевую направленность, разработана программа индустриального развития до 2015 года, предусматривающая приоритетное развитие отечественной перерабатывающей промышленности. Финансовое обеспечение этой самой масштабной в истории страны программы возлагается на новые государственные институты - инвестиционный и инновационный фонды, а также Корпорацию по страхованию экспорта. Их общая капитализация составит порядка 500 миллионов долларов. В контексте общерегиональных задач создаваемые структуры готовы работать не только на реализацию индустриальной стратегии Казахстана, но и на цели Центральноазиатской интеграции. В ближайшее время следует ожидать еще более агрессивного вторжения казахстанского капитала на внешние рынки. Со следующего года налог на добавленную стоимость будет уменьшен до 15 процентов против 20 процентов в 2001 году, социальный налог - с 26 процентов до интервала 7-20 процентов, значительно увеличится необлагаемый минимум и снизится ставка индивидуального подоходного бизнеса. Эти меры дают стимул к быстрому развитию в стране малого и среднего бизнеса, который уже сегодня обеспечивает почти треть всех бюджетных поступлений. И, наконец, казахстанское руководство всерьез намерено уже в этом десятилетии, а по возможности и в более короткие сроки, покончить с бедностью и безработицей в стране. Ближайшим соседям по СНГ и Центральной Азии такая задача пока не по плечу. Между тем, уже в текущем и следующем году в Казахстане значительно повышаются размеры пенсий и заработной платы. С 2005 года вступят в действие системы обязательного социального и медицинского страхования. Социальные расходы бюджета возрастут на 35-40 процентов. А с учетом того, что низкооплачиваемые категории населения живут в основном на селе, запускается программа развития сельской экономики и социальной сферы, на что дополнительно направляется один миллиард долларов. Да, опыт противостояния общим для всех стран региона угрозам успешно нарабатывается в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Антитеррористической коалиции (АТК). Военную составляющую этих союзов трудно переоценить, поскольку иногда только неотвратимость возмездия может остановить террористов всех мастей. С этой целью Казахстан предложил государствам региона целый пакет документов о создании совместных предприятий в водно-энергетической, транзитно-транспортной, продовольственной, экологической и других сферах деятельности. По общему признанию, Казахстан сейчас может полностью обеспечить себя энергоносителями и продовольствием. Поэтому многие законно отводят ему роль не только инициатора регионального сближения, но и основного донора, способного на первых порах экономически подпитывать других участников интеграционного процесса.
|