23 мая 2003
№ 20(260)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Браво, Гульжан!

Флюра Шамшутдинова

Почти двумя десятилетиями ранее, будучи юной солисткой театра, Гульжан участвовала в то время в очень престижном Московском международном конкурсе артистов балета. Я помню, как в финале конкурса высокомерная и избалованная балетная публика Большого театра в восторге аплодировала стремительному каскаду верчений, изумительному шагу и прыжкам Гульжан.

Гордая успехом нашей казахстанской балерины, я, тогда еще начинающий балетный критик, написала статью, которая называлась “Браво, Гульжан!” Согласитесь, с точки зрения балетоведа мне очень повезло, что спустя 20 лет в очередной статье, посвященной теперь уже известной и прославленной балерине, мне не приходится ностальгически вспоминать о былых заслугах и перечислять былые победы, а с таким же восторгом хочется воскликнуть: “Браво, Гульжан!” И за это ей огромное спасибо от всех, кто так любит это прекрасное искусство.

Созвездие
Для почитателей классического танца, а их, как известно, в Алматы огромное количество, это был настоящий праздник. Утомленные и разочарованные посредственным уровнем приглашаемых в последнее время “звезд мирового балета”, алматинские балетоманы наконец испытали то чувство опьянения высоким искусством, стремления к которому не могут остановить ни мировые катаклизмы, ни репрессивные реалии нашего сложного времени, ни высокие цены на билеты (кстати, билеты на отечественную звезду были совершенно доступны по ценам, но это к слову).
Праздник состоялся во многом благодаря созвездию артистов, принявших участие в концерте. И что особенно приятно, звезды эти не заморские, все они были зажжены на нашем балетном небосводе, и самую яркую из них, Гульжан Туткибаеву, к счастью, и сегодня можно увидеть в спектаклях ГАТОБ им.Абая.
Народный артист Татарстана, солист Казанского театра оперы и балета им. М.Джалиля Бахытжан Смагулов с радостью принял приглашение театра принять участие в творческом вечере Гульжан. Еще бы, ведь он коренной алматинец, 11 лет танцевал на сцене нашего театра, во многих партиях они составляли блестящий дуэт с Гульжан Туткибаевой, а в памяти поклонников и сегодня живы воспоминания о его изумительной технике и артистизме.
Из Лондона прилетел Жанат Атынтаев - ученик замечательного педагога, директора хореографического училища им. А.В. Селезнева Улана Мирсеидова, виртуозный танцовщик прекрасной школы и великолепной фактурной внешности.
Гаухар Усина - ученица Гульжан Туткибаевой, ныне солистка Московского балета, станцевала на вечере “Классическое па-де-де” Чайковского, очаровав публику изяществом и поразительной легкостью, с которой она исполняла сложный номер.
И, конечно же, самая яркая звезда в этом созвездии героиня вечера Гульжан Туткибаева, показавшая за два отделения концерта весь спектр возможностей потрясающей балерины и интересного балетмейстера.

Как много мыслей
и мало сил...

Как правило, двадцатый сезон для балерины - это завершение творческой деятельности, профессиональный век для танцовщицы короток - 20 лет. И это вечная тема для сожалений и сетований - накоплен опыт, сформировалось мировоззрение, приходит зрелость мастера, но “физика” тела уже не та, и технические сложности уже не так подвластны, и все происходит, как в известных строчках поэта: “Как много стало мыслей, и как мало сил!”. Безусловно, из этого правила есть масса исключений, многие артисты отодвигают эту черту как можно дальше, и многим это прекрасно удается: творческий вечер Гульжан Туткибаевой - великолепное этому подтверждение.
Достаточно сказать, что для своего бенефиса она выбрала “Кармен-сюиту”, знаменитый спектакль, поставленный Альберто Алонсо для Майи Плисецкой, спектакль, требующий от исполнителей и высокой техники, и актерской игры, и огромного темперамента. По словам Жаната Атынтаева, исполнителя роли тореро, попадание Гульжан в эту партию было стопроцентным. С этим трудно не согласиться, несомненно, это была Кармен - дерзкая и пленительная, бесстрашная и свободная, неудержимо несущаяся к смерти, как к высшей точке небытия, и обретающая в этом стремительном движении вожделенную свободу.
“Кто-то может не согласиться с ее трактовкой образа, кто-то, наоборот, будет в восторге, но ее исполнение входит в мое понимание Кармен как личности: по силе духа, по цельности характера Гульжан очень близка эта партия. Мне было очень легко с ней работать, она замечательный партнер и находится в блестящей форме!” Это мнение Хозе - Бахытжана Смагулова, который, собственно, и предложил для бенефиса балерины этот спектакль и помог с техническими сложностями переноса произведения на другую сцену.
За двадцать лет работы на сцене Гульжан станцевала весь классический репертуар, идущий в театре. Отменная техника, строгая манера исполнения, оттачиваемая с каждым годом форма - классика не любит бурного всплеска эмоций. Быть может, только в “Бахчисарайском фонтане” балерине предоставлялась возможность в какой-то мере реализовать огромный темперамент драматической актрисы, который рвался наружу, сдерживаемый академической школой. И всегда было немного обидно за танцовщицу, которой репертуарные ограничения не давали возможности проявить всю разноплановость личности, весь диапазон возможностей танцовщицы. И вот на юбилейном вечере, который многие артисты рассматривают как прощальный жест, такая возможность появилась. Второе дыхание? Возможно. Как бы то ни было, эта партия не сотрется ни из физической памяти балерины, ни из памяти тех зрителей, кому посчастливилось быть на премьере.

Рождение звезды
Творческий вечер не смог бы пройти на таком высочайшем уровне, если бы балетная труппа театра не обладала бы сегодня таким мощным потенциалом творческих сил. Целая россыпь блестящих солистов и корифеев, талантливая молодежь - возможности труппы на сегодняшний день велики. Солистов балета так много, что даже примы могут танцевать не более одного спектакля в месяц - нужно давать возможность расти молодым. Помнится, подобная ситуация складывалась в театре в 80-е годы: сильный кордебалет и много самобытных, одаренных солистов. К сожалению, обстоятельства не сложились в те годы так, чтобы реализовался творческий потенциал труппы. Многие солисты покинули стены родного театра, рассеялись по миру в поисках места более полной реализации. Не нам судить: век балетного артиста короток, нужно успеть воплотить все задуманное. Затем затянувшийся ремонт театра отнюдь не способствовал сохранению труппы, и снова часть артистов покинули театр. И с открытием театра после ремонта во всем его блеске и великолепии, как птица Феникс, буквально из пепла восстала и труппа. Как им, оставшимся, удалось сохранить себя, свою творческую форму, свою любовь к родному театру - остается загадкой. Возможно, дело именно в любви, а возможно, это случается тогда, когда в труппе есть лидеры, люди, умеющие предъявлять очень высокий счет прежде всего к себе и, как следствие, - к окружающим. Историю творят все-таки личности. И еще она, история, неразрывно связана с преемственностью. Мне кажется очень важным тот факт, что Гульжан Туткибаева - прима-балерина и бесспорный лидер балетной труппы театра, как хореограф является ученицей Заурбека Молдагалиевича Райбаева, главного балетмейстера ГАТОБ им. Абая, человека, чья судьба вот уже 40 лет связана с балетной труппой театра, его становлением и развитием. И начинала свою творческую деятельность после окончания Московского хореографического училища Гульжан именно под его началом.
Собственно говоря, творческий вечер - это только повод, для того чтобы говорить о нашем любимом театре и об истинной этуаль этого театра - Гульжан Туткибаевой. Просто этот вечер высветил какие-то очень простые, но очень важные истины: любовь, верность, преданность искусству. И если это есть, тогда рождается звезда. И долго светит.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп