Генерал таджикского футбола Ильяр Гафуров Владимир Алексеевич Гулямхайдаров интересной судьбы человек, как в качестве игрока, так и на тренерском поприще. Футболист и тренер номер один в Таджикистане, без прикрас будет сказано, целых пять лет был на вторых ролях в алматинском “Кайрате”. И, заметьте, тогдашний президент “гражданского” “Кайрата” Булат Абилов звал в Алма-Ату Гулямхайдарова на пост главного тренера команды. Но не сложилось. Не получилось через год и два. Гулямхайдаров “пережил” на своем “кайратовском” веку семь (!) главных тренеров (Никитенко-Коньков, Чернов, Масудов-Джуманов, Крмпотич-Ловеч), довольствуясь постами то консультанта, то помощника или старшего тренера. Но все, что ни делается, как говорят, к лучшему. Честно заработанный звездный час Владимира Гулямхайдарова пробил в феврале, когда руководством команды он был назначен на пост главного тренера алматинского “Кайрата”. Конец эпохи вторых ролей - Владимир Алексеевич, как известно, “Кайрат” не первый казахстанский клуб в вашей тренерской карьере... - Да. В 1996 году я был главным тренером экибастузского “Батыра”. Отработал весь сезон, с поставленными задачами справился и с чистым сердцем поехал домой в отпуск. Через некоторое время позвонили из Экибастуза и сказали, что в клубе - финансовые проблемы и возвращаться в команду мне не стоит.
| Досье “НП”
Владимир Гулямхайдаров Родился 26 февраля 1946 года в Душанбе. Мастер спорта СССР (1967 г.), был кандидатом в первую сборную СССР (1969 г.), провел восемь матчей за олимпийскую сборную СССР и забил три гола, заслуженный тренер Таджикской ССР. Карьера футболиста: “Энергетик” (Душанбе), “Торпедо” (Москва), “Памир” (Душанбе). В составе душанбинского “Памира” провел 397 игр, забил 41 гол. Карьера тренера: работал вторым и главным тренером “Памира” (Душанбе), главным тренером молодежной сборной Таджикской ССР, возглавлял “Пахтакор” (Курган-Тюбе). С февраля 2002 года назначен главным тренером алматинского “Кайрата” |
- Владимир Алексеевич, часто ли вам, уже работая в Алматы, удается съездить к родным в Таджикистан? - После окончания сезона в декабре уезжаю в Душанбе, там у меня остались мать и брат. - Без прикрас можно сказать, что вы - лучший футболист Таджикистана всех времен. О вас болельщики слагают легенды. В одной из них говорится, что после матча “Регар-ТАДаз” - “Кайрат” вас после матча встречал кортеж правительственной гвардии во главе с генерал-лейтенантом, а любители футбола на трибунах устроили овацию стоя... - Без лишней скромности заявлю, что я - один из лучших таджикистанских футболистов. А проявление уважения со стороны болельщиков завоевал своим мастерством, бойцовским характером и самоотдачей. - Еще несколько лет назад в Таджикистане не то что в футбол играть, жить было довольно небезопасно... - Да, отголоски гражданской войны сделали свое дело. В 1997 году я был свидетелем матча Кубка кубков азиатских стран в Курган-Тюбе между “Вахшем” и алматинским “Кайратом”. От увиденного на поле и за его пределами было довольно неприятно. И весь этот негатив существовал в таджикистанском футболе на протяжении шести лет. - Поговаривали, что во главе каждой таджикистанской команды стоял полевой командир и после матча частенько происходили стычки между отрядами, переходившие затем в избиение арбитров... - Да, бывали споры после матча, но об избиениях судей, честно говоря, я не слышал. - Вы наверняка очень хорошо наслышаны о Ходже Кариме, президенте клуба, названного в его честь. Его команда в 1999 году встречалась с кызылординским “Кайсаром” в рамках Кубка обладателей кубков азиатских стран? - Да, я знаком с ним. Единственное, что я могу о нем сказать, то, что на тот момент в таджикистанском футболе в той непростой ситуации был просто необходим авторитетный боевой командир. Чтобы без проблем обеспечить решение финансовых вопросов сборных страны - от юношеской до национальной.
|
- Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о вашей семье. - Мой отец Алишор Гулямхайдаров долгое время работал в органах внутренних дел Таджикской ССР. Был заядлым охотником и фанатом футбола. И футбол для него был превыше всего. Именно он в детстве отдал меня в душанбинскую ДЮСШ-5 в секцию футбольного тренера Василия Даниловича Борисенко. Отец был очень требователен ко мне, наверное, больше, чем тренер. Даже если я на тренировке играл отлично и все у меня получалось, отец, тем не менее, искал недостатки. - А был ли в вашем детстве курьезный момент, связанный с первыми шагами в футболе? - Конечно. Отец как-то после очередной тренировки сказал, что я должен научиться одинаково сильно бить и с правой, и левой ноги. Так вот, на следующий день, дабы время не терять, пошел во дворик возле дома стучать мячом о стену. И я в эту стенку пинал потихоньку мяч правой ногой и не заметил, как отец незаметно подошел ко мне со спины и диким голосом заорал: “Почему правой? Почему не левой?” В тот момент я чуть не обмер от страха. Другой случай, не менее занимательный. Отец мне заявил однажды, чтобы стать хорошим футболистом, нужно иметь глаза, как у волка. И наглядно демонстрировал мне, как он искусно умеет вращать всем глазным яблоком. Откровенно говоря, мне было опять страшно от увиденного. Уже потом, став повзрослее, я узнал, что этот глазной “фокус” называется периферическим зрением. И что самое главное - научившись этому у отца, я стал более зорким на футбольном поле, прекрасно видел, где партнер или соперник, не спуская глаз с мяча. Мама моя Зинаида Филипповна родом с Вятки, работала медсестрой. В городе Кирове мой отец, исполняя служебный долг, получил третье ранение. Так в больничной палате встретились мои будущие родители. После выздоровления отец увез мою маму домой в Душанбе, и вскоре они поженились. - Расскажите о ваших детях. - У меня две девчонки. Сына нет, значит, футболистов не будет (смеется). Старшая дочь Татьяна окончила экономический факультет Таджикского государственного университета. Ей 37 лет, сейчас она живет и работает в Москве. Моя младшая дочь Зарина по образованию врач-психиатр. Три года она прожила со мной в Алма-Ате и тоже сейчас работает в Москве в частной психиатрической клинике. - Как с внуками? - Вернее, с внучками! Их у меня две: пятилетняя Карина и четырехлетняя Кристина. - Забыл спросить о вашей супруге... - Моя жена Лариса Ильинична тоже родом из Душанбе. Она училась в институте, когда мы поженились. Вскоре родился ребенок, и ей пришлось оставить учебу. Сейчас она домохозяйка-профессионал (смеется). - Спасибо за беседу и удачи! - Спасибо.
|