Работа над ошибками Учителя ставили себе двойки и просили у детей прощения Ольга Малахова Отчего так жесток и агрессивен мир? Почему дети уходят из дома (только в России восемь миллионов бомжат) или живут с родителями, но - как чужие? Что заставляет их принимать наркотики, красть, убивать? Ответы на эти вопросы искали на прошлой неделе педагоги стран СНГ и Прибалтики. Они просты: воспитанию чувств общество предпочло разжигание страстей. И очень мало любви и улыбок. Наивно? Попробуем доказать, что нет Все начинается с улыбки Вторые международные педагогические чтения “Улыбка моя, где ты? (Духовный мир учителя)” проходили в московском Доме учителя, совсем рядом с Лубянской площадью. Мрачноватый камень зданий на Лубянке, “Детский мир” с дорогущими игрушками и опустевшее возвышение, не по своей воле покинутое “железным Феликсом”. Точная картинка жизни на постсоветском пространстве... Сказать, что несколько сотен педагогов собрались, чтобы придумать, чем заполнить это “опустевшее возвышение”, если так можно назвать идеологию и мировоззрение, было бы неверным. Учителя с талантом в таком поиске уже и десять, и двадцать лет. А известный педагог академик Шалва Амонашвили сорок лет “строит” новую гуманную школу. На его семинарах за последние годы побывали около двух тысяч казахстанских педагогов. Поездку на эти педчтения учителей алматинских школ, гимназий и колледжей организовал центр “Рост”, а профинансировал известный своими благими делами “Альянс Банк”. На этот раз учителя России, Казахстана, Украины, Беларуси, Латвии, Литвы и Эстонии, хорошо знакомые с идеями и практикой гуманно-личностной педагогики Амонашвили, слушали не столько его, сколько друг друга. Многие из них используют свои методики, свои программы и даже свои учебники. Совпадение с предложением популярного сейчас у молодежи Витаса (песня “Улыбнись”) Шалва Амонашвили объяснил так: - Ирак, Чечня, Абхазия - это все озлобленные сердца. Если на пути ребенка встречается учитель, дарящий добро, свет и радость, озлобления не будет. Дарить надо и улыбку. Кто-то скажет: бросьте, чему радоваться, такие трудные дети, такая тяжелая работа, так мало за нее платят. Но улыбка еще нужнее, когда трудно. А детям сейчас куда труднее, чем взрослым. | Жомарт Ертаев и Шалва Амонашвили думают о вечном |
Угроза обществу Так совпало, что в день, когда мы улетали в Москву, в редакцию “НП” пришла мама первоклассника. Семилетнего мальчика завуч школы назвала “угрозой обществу”, а родители класса, где он учится, написали директору письмо, в котором требовали освободить класс от него, не вынося сор “из школьной избы”. Мама в отчаянии. Семья неполная, проблемы есть, но сын вовсе не террорист, а просто супермобильный и умеющий дать сдачу. Учится хорошо, школа рядом с домом, переводить не хочется. Но и оставаться опасно: мальчика просто травят и учителя, и родители, и дети. И только школьный психолог считает, что ситуацию можно и нужно поправить, надо лишь учителю признать свою ошибку, проявить мудрость. Ведь именно она с самого начала настроила против ребенка одноклассников, давая им задания следить за ним и “стучать”. Рецептов снятия конфликта много, но прежде всего нужна добрая воля педагога. Об этом много говорили на педчтениях. Чтобы понимать ученика, надо чаще возвращаться в собственное детство, вспоминать, от чего ты плакал, чему радовался, чем огорчали тебя друзья и учителя, чего тебе не хватало. И, отталкиваясь от “прекрасного далека”, анализировать свои отношения с учениками, которые для хорошего педагога еще и учителя. Такой рефлексией и занялись участники педчтений. Это не было самобичеванием, и виновных никто не искал. Было мужество покаяния, очищение и - новый взгляд на детей и свою работу. Вера Царакаева, учительница школы №20 города Пензы: - Вся моя почти двадцатилетняя учительская жизнь промелькнула передо мной. Я любила школу, особенно сентябрьскую, с крепким, спелым, свежим осенним запахом, яркими красками. Но один из моих первых учеников написал в сочинении: “Почему вы так редко улыбаетесь?”. Мы и правда слишком серьезны, назидательны и далеки от детей. Помню Женю, трудного мальчика, он мог встать во время урока, мешать детям, ломать карандаши. И у меня не хватило таланта и мудрости, чтобы что-то изменить, найти к нему единственно верный подход. После обследования в психиатрической больнице Женю перевели в интернат, и тем поставили ему диагноз на всю жизнь. Тогда я с облегчением вздохнула, хотя понимала, что он мог учиться в моем классе, что он нормален. Позже, в такой же ситуации с другим учеником, я смогла избежать ошибки, много с ним занимаясь. Вгляделась в жизнь Андрея, увидела, что ему, второкласснику, надо было проводить сестренку в садик, готовить еду, ждать пьющую мать. Мы учились с ним вместе преодолевать трудности, понимать и прощать. И сейчас мне хочется сказать: простите мне, мои дети, что, не чувствуя мудрости, посмела войти в класс. И спасибо, что помогаете мне стать учителем. | Дети сразу влюбляются в педагога |
Объединиться в любви - Великое терпение и незнание своих прав - вот наши дети. Мы опрашивали, как называют их в гневе и не в гневе учителя. Оказалось, что “плоскостопие головы” - самое мягкое выражение, - признавалась еще один пензенский педагог Вера Акимова, руководитель творческой лаборатории гуманной педагогики. - Тридцать тысяч детей прошли в области медицинское обследование, и более половины из них больны. Гастриты, язвы, мигрени, опухоли - все это результаты стрессов и страхов, которые обрушиваются на них каждый день. В этом городе была история, похожая на ту, что я услышала от мамы алматинского первоклассника. Одна из школ находилась рядом с интернатом для сирот, и родители “благополучного” класса, в котором учился мальчик из интерната, собирали подписи под требованием избавить их детей от “плохого” подростка. 25 мам и пап подписали это письмо и только один сказал: что мы делаем, его уже предали один раз, а мы предаем во второй? Мальчика оставили, окружили вниманием и любовью - искренней, но требовательной. Может быть, тут был и эгоизм, тайная мысль о том, что если сейчас отвернуться от этого ребенка, потом эти же дети и родители могут быть встречены им, уже повзрослевшим, в подъезде или темном переулке... Так или иначе, но взрослые и ребята объединились в добре. Разбор полетов Один из московских педагогов, отец пятерых детей, с горечью говорил о семинаре на тему досуга детей, шедшем в те же дни, что и педагогические чтения. В огромном ангаре “Спортленда” веселились, развлекались, смотрели рекламные ролики и дрались за подарки от спонсоров совершенно, как ему показалось, обезумевшие дети. На взгляд учителя, идет разрушение детской психики, разжигание мелких или низких страстей, растет поколение потребителей. Индустрию развлечений, сетовал педагог, очень трудно вытеснить работой души, самопознанием, воспитанием чувств. Ребятам все это кажется скучным. Потому что редкий педагог может заинтересовать и зажечь по-настоящему. Об этом же говорила на встрече учитель алматинской гимназии №79 Надежда Кузнецова. - Мир развлечений, основанный на супертехнологиях, обещает не радость, а наслаждение. Вечная молодость и здоровье - в любой упаковке. Вас вылечат даже от смерти... Насладись, получи удовольствие. Но удовольствие - это еще не радость. Радость - свет в глазах, она освещает и согревает своим теплом, она божественна и она всегда выстрадана. Но как радоваться жизни учителю? Нет денег, нет сил, нет личной жизни, нет времени, нет признания и уважения... Философы и великие педагоги считают, что счастью надо учиться. Учитель должен и может учиться этому сам и помогать детям. Смешные учебники Могут ли улыбаться учебники? Да, и учебники, и программы, утверждает Людмила Тимощенко, педагог-ученый из латвийского города Даугавпилса. Инвалид с детства, прошедшая концлагерь в Саласпилсе и фашистский плен, она пишет добрые книги для детей. - Я собрала со всего мира коллекцию букварей, больше двух тысяч, и пришла к выводу, что большинство пусты и скучны. Написала свои, по которым уже в два с половиной года ребенок может читать на русском, латвийском, английском языках. Издаются они, к сожалению, только в Латвии. Воспитание и обучение в книгах и методичках Тимощенко пропитаны легким юмором, взятым из жизни. Вот такая, например, история. Петя называет учительницу на “ты”. Она дает ему задание на дом - написать сто раз предложение: “Старших нужно называть на “вы”. Он пишет вместо ста двести раз. Учительница спрашивает: “Зачем так много?”, Петя отвечает: “Хотел сделать тебе приятное”. Ребята, читая этот сюжет, смеются и одновременно познают этику. Могут улыбаться и учебники по физике, математике, информатике. Это доказала своими уроками педагог из Клайпеды Ирэна Ступенине. Кстати, в России и Прибалтике очень доброжелательное отношение к альтернативным учебникам. Учитель может выбирать, какие использовать, лишь бы они давали тот же объем знаний, что и официальная учебно-методическая литература. Есть ли мера в любви? Евгений Ямбург, известный педагог, директор московской адаптационной школы №109, много лет работающей по принципу “Не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа - к ребенку”, предостерег от крайностей. - Не только любовь и поглаживание, но и боль, стресс, потери - такая же норма в воспитании. Сегодня у педагога две, на мой взгляд, задачи. Первая: воспитать человека умелого и мобильного, все это необходимо в наше стремительное время - и знание языков, и навыки работы на компьютере, и коммуникабельность. И вторая - воспитать человека духовного. Поиски единой национальной идеи, боюсь, возможны только под дулом автомата. Нужна не идеология, а мировоззрение. Первая - разрушает, второе - собирает, объединяет. Много противоречивого, странного и вредного в современных подходах к образованию и воспитанию. На чтениях говорили об экспансии психологов в педагогику, о том, что не все их методы подходят для юных душ. Некоторые психологи внушают детям: “Вы ничего никому не должны”. Личностный подход тут вступает в конфликт с чувством ответственности, нравственным долгом. Звучала тревога: мы учим насмерть, большинство детей приходят к окончанию школы со слабым зрением, хроническими болезнями. В России неплохо развивается лечебная педагогика, причем не только в санаториях. В школе №109 работают методики, одновременно оздоравливающие и развивающие. Там есть конюшня с тремя десятками лошадей, занятия с которыми помогают детям улучшать физическое и психическое здоровье, кузница и другие мастерские. Новые методики позволяют давать полноценное среднее образование даже детям с диагнозом олигофрения или болезнь Дауна. Учитель - всегда ученик Современные знания, сказал кто-то, - это прутики разрозненного веника, и если не перевязать их священным узлом, знания не станут силой. А свет, дух, мировоззрение могут и должны нести учителя. Амонашвили пишет: “Я - учитель и ученик, воспитатель и воспитанник, я - любовь и преданность, вера и терпение. Я - истина и сердце, совесть и благородство”. Но учение, идеи российского педагога иногда понимают слишком уж примитивно и превратно. Некоторые считают, что вся их суть сводится к отказу от отметок. На самом деле в гуманно-личностной педагогике главное - уважение к ребенку, внимательное отношение к его внутреннему миру. Все книги и уроки Шалвы Александровича - об этом. Оценка обязательно существует, только в самых разных проявлениях: похвала, восхищение, критичность и требовательность. Учитель выбирает форму сам. И почти каждый последователь Амонашвили ищет свою методику преподавания, стараясь любой урок сделать художественным произведением. Но пора подумать и о самом учителе. На педчтениях говорили даже не о зарплате, видимо, понимая, что в скором будущем она не станет адекватной душевным затратам учителя. Но ему обязательно нужен полноценный отдых. А у нас даже в каникулы без конца дергают учителя, придумывают для него совсем ненужные дела. Хорошая практика есть в Израиле: там каждые 6 лет учитель получает годовой оплачиваемый отпуск. За это время он должен не только отдохнуть, но и чему-то научиться, повысить профессионализм, придумать разработки, освоить какие-нибудь навыки. Надо ли говорить, каким обновленным он приходит к детям после такого отпуска. И все же нехватка средств на образование ощущается, и так мало людей, помогающих этой сфере. Но есть приятные исключения. Председатель правления ОАО “Альянс Банк” Жомарт Ертаев считает вложения в сферу образования, а еще больше - в воспитание человека будущего - самыми надежными. Банк профинансировал поездку казахстанских педагогов в Москву, и теперь они будут сеять в своих школах зерна гуманной педагогики. Сотрудничество банка и центра “Рост” идет на пользу не только казахстанской педагогике, но и имиджу республики. Казахстанцы активно участвовали во всех встречах на педчтениях, выступали, срывая аплодисменты, делали интересные предложения. Директор центра “Рост” Жанна Ахметова предложила форму передвижных педчтений для всех республик СНГ. Инициатива “наказуема”. Решение о проведении педагогических чтений в августе этого года в Алматы по сути уже принято. Как и предложение о создании международного центра гуманной педагогики с филиалами в разных странах. По сути, такой центр уже давно работает. Но он должен быть более активным, продвигая идеи гуманистов в школьное и вузовское пространство так, чтобы они стали сутью и солью великого учительского труда.
Алматы - Москва - Алматы
|