11 апреля 2003
№ 14 (254)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Дорога в небо 

Поехали!

Ольга Малахова

Официально День космонавтики в республике не празднуется, хотя именно с нашей территории стартовала советская космонавтика. Наверное, такой праздник стране нужен, считает заместитель директора ДГП “Инфракос-Экос” Аэрокосмического комитета Казахстана, профессор Марат Шимырбаев, раз мы стремимся стать космической державой

- Можно отмечать этот день 12 апреля, можно завести свою дату, связанную с полетом казахстанских космонавтов. Так или иначе, наши космические амбиции уже реализуются, и это наша история, наш сегодняшний и завтрашний день. Нас знают и на международной арене, об этом говорит тот факт, что недавно председателем SGAC (Консультативного совета космического поколения в поддержку Программы ООН по космическим применениям) была избрана Гульнара Омарова, главный специалист Аэрокосмического комитета Казахстана. Она сменила на этом посту австралийца Джеймса Муди.
Эта неправительственная структура создана в рамках комитета ООН по мирному использованию космоса для содействия участию молодых ученых в совместной космической деятельности.
- Марат Катубаевич, какие есть еще научные достижения, кроме известных фундаментальных и прикладных исследований, проводимых Институтом космических исследований, Астрофизическим институтом имени В. Фесенкова, институтом ионосферы и других НИИ, в том числе и во время полетов двух наших космонавтов?
- Одним из самых важных я бы назвал конструкцию вакуумного электромагнитного движителя, альтернативного ракетному способу перемещения аппаратов в космическом пространстве, созданную ученым-физиком Владимиром Глушко. По мнению большинства специалистов, работающих в области космической техники, освоение Солнечной системы и нашей Галактики возможно только с использованием неракетного способа перемещения в космическом пространстве. Автор ноу-хау на Брюссельской международной выставке научных достижений был награжден серебряной медалью.
В следующем году совместно с российским НПО прикладной механики имени М.Решетникова будет проводиться эксперимент по определению работоспособности движителя в реальных космических условиях мною разработанным способом. Это важно и для дальнейшего развития космической отрасли, и для достижения выгодных коммерческих целей. В ближайшей перспективе движители можно будет использовать в качестве микродвигателей ориентации искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.
Наша республика может гордиться и разработкой нового способа увеличения удельного импульса тяги ракетных двигателей ученого-физика Ильдара Ибрагимова. Ученый Владимир Борисов разработал уникальную технологию изготовления установки для получения в условиях земной гравитации различных сплавов из расслаивающихся компонентов. Попытки получить алюминий-свинцовые сплавы предпринимались во многих лабораториях мира, но они оказались безрезультатными. Это очень важное открытие, поскольку сейчас уже через 5-6 лет эксплуатации геостационарных ИСЗ (искусственные спутники Земли) возникают нештатные режимы их работы из-за выхода из строя отдельных приборов под действием легко проникающей через алюминиевые корпуса спутников солнечной радиации. Изготовление корпусов ИСЗ из алюминий-свинцовых сплавов с содержанием свинца 3-5 процентов, практически не увеличивая их массу, может обеспечить безаварийную работу в течение 10-17 лет.
- Есть ли новости, связанные с гибелью американского шаттла “Колумбия” и семи астронавтов? Как была воспринята ваша версия о ее причинах?
- Точки в расследовании аварии пока не поставлено. НАСА и посольство США в Казахстане поблагодарили за мою информацию, сообщили, что приняли эту теорию в качестве рабочей версии и в настоящее время она отрабатывается американскими специалистами. Такой вариант ими совсем не рассматривался. Я предположил, что мог загореться один из 44 малых жидкостных двигателей ориентации, причем из тех, тяга которых составляет 3900 ньютон, а не 110 Н. Этим сужается область поиска. Готов предложить и программу организационно-технических мероприятий, которые повысят эксплуатационную безопасность трех оставшихся шаттлов - “Атлантиса”, “Эндевора” и “Дискавери”.
На основе формул, разработанных мною для определения упругих постоянных композиционных материалов, которые дают по сравнению с экспериментами погрешности в пределах 3-6 процентов (в то время как все известные в науке формулы других исследователей дают погрешности 28-32 процента), создан математический аппарат, который позволяет программировать свойства композитов и производить инженерный расчет различных конструкций из них. К примеру, проекта надувного модуля для международной космической станции. Применение этих формул резко сокращает объем весьма дорогостоящих экспериментальных исследований по определению свойств композиционных материалов.
- И все же, Марат Катубаевич, от науки до практики, до конкретной реализации всех этих технологий нам, видимо, далеко?
- Надеюсь, что нет. Есть, как я уже сказал, проекты, которые мы ведем и будем вести совместно с российскими учеными. Начаты, как известно, формирование и подготовка собственного отряда космонавтов. И, судя по тому, какие цифры называл в своем последнем Послании к народу президент республики, говоря об инвестиционном и инновационном фондах, можно надеяться, что на самые перспективные проекты, от которых можно ожидать материальной и имиджевой отдачи, средства будут выделяться.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп