Хочу летать! Ольга Малахова Кем хотят стать в наше время тинейджеры и молодые люди? Бизнесменами, банкирами, юристами, компьютерщиками. А алматинский восьмиклассник Алмас Кенжебаев хочет летать. Лучше в космос, но если не получится, он все равно постарается быть летчиком. И мечта вполне реальна: есть в южной столице школа, выпускники которой имеют шанс стать космонавтами У Алмаса хорошая улыбка, умеренная раскованность и развитая речь. Он занимался каратэ, предпочитает самые экстремальные аттракционы в парках отдыха (значит, с вестибулярным аппаратом все в порядке!). Любимые предметы - физика, информатика, биология, физкультура. Можно сказать, “джентльменский набор” будущего космонавта. Родители ни к авиации, ни к космосу отношения не имеют: мама, как он сказал, банкир. - А меня тянет в небо, люблю высоту. В моем учебнике химии расписался Тохтар Аубакиров, наш казахский Гагарин, - улыбается Алмас. - У нас как раз был урок химии, а потом встреча с ним, и я не успел найти какую-то другую книгу для автографа.
| Улыбка будущего космонавта |
Ребята из школы-лицея космического природоведения №48 вовсе не похожи один в один на романтиков шестидесятых годов. Хотя тоже думают о престиже страны, мировых достижениях и личной славе. И романтизм присутствует: на главном стенде своеобразный гимн школы: Перестроим мы весь мир, Выйдем к звездам дальним И весь космос отдадим Навсегда землянам! - У них хорошее сочетание пытливости ума, любопытства, порядочности и практицизма, - говорит о своих воспитанниках заместитель директора лицея по науке, доктор физико-математических наук, профессор Карим Ибрагимов. - Более 90 процентов наших учеников поступают в престижные вузы - московские, петербургские, казахстанские, американские - и получают самые востребованные сейчас технические профессии. Одна из выпускниц школы, Меруерт Жанайдарова, возможно, станет первой казашкой-космонавтом. В этом году она заканчивает Московский государственный технический университет имени Баумана и, если успешно пройдет медицинскую комиссию, будет зачислена в кандидаты в космонавты. Другую выпускницу этой же школы и того же московского вуза Айжан Джумабаеву уже сейчас оставляют в Москве на престижной работе. А этим летом в “Бауманку” поедут поступать еще десять лицеистов. Ученики “космического” лицея участвуют в международных и республиканских научных конференциях, делал доклады и Алмас. Из-за войны в Ираке ребята не поехали на конференцию в Турцию, как планировали, но и без того все стены в учительской и коридорах обвешаны самыми разными дипломами, грамотами, сертификатами, автографами российских, казахстанских и иностранных космонавтов. В школе ведется около сорока спецкурсов, таких, например, как астрофизика, геофизика, космическая геология, основы теории космонавтики, ракетодинамика, человек и космос, геометрия через искусство оригами. И все это не в форме вялотекущих факультативов, а на серьезном научном уровне. В какой еще школе с детьми занимаются 11 профессоров, докторов наук и 10 кандидатов наук! Общение с учеными институтов ионосферы, астрофизики, космических исследований и других для ребят, наверное, становится тем же самым, чем была когда-то для лицеиста Пушкина учеба у профессора Куницына и иных светил. Может, от этого здесь особый лицейский дух, как сказала старшеклассница Алена Григорьева, настоящая школьная дружба, отношения с учителями как с коллегами, может, от этого лицеисты так легко общаются с незнакомыми людьми.
| У ракеты “земля - воздух” - Михаил, Александр и Алена |
В летние и зимние каникулы ученики 48-й отдыхают и занимаются на высокогорной научной базе близ Большого Алматинского озера (корональной станции астрофизического института). Ребята фотографируют Луну, Солнце, планеты, слушают лекции, ходят в горы, вечерами проводят интеллектуальные игры, диспуты. - Каждое лето мы выезжаем на Байконур. В прошлом году повезло: присутствовали при старте “Союза”, потом, буквально через десять минут, на пусковой площадке чествовали ветеранов космодрома, и нам поручили вручать им награды, - рассказывают одиннадцатиклассники Михаил Шапорев и Александр Васильченко. Ребята этим летом тоже будут поступать в “Бауманку” на факультеты, связанные с машиностроением, ракетно-космической техникой и электроникой. Кстати, педагоги предлагали дать лицею статус высшей специализированной академической школы. Это предложение поддержали в Министерстве образования и науки, Академии наук и других инстанциях. Но за это время сменилось три министра, а вопрос так и не решился. Статус дал бы школе научный патронаж Академии наук, в лицее готовили бы не просто абитуриентов для технических и химико-биологических факультетов вузов, а молодых ученых для профильных институтов отечественной академии. Ребятам необязательно было бы уезжать на учебу в Россию, они могли бы учиться в наших вузах и вместе с дипломом получать должность младших научных сотрудников НИИ. - Все здорово, захватывающе, - вспоминают о Байконуре старшеклассники, - но жаль видеть развалины и запустение на площадках космодрома, растащенный на детали “Буран”. Впечатление, что космодром разрушается, и страна, имеющая такой уникальный объект, мало что делает для его сохранения. На посторонний взгляд, не выглядит процветающей и единственная в республике “космическая” школа. Ребята и учителя не жаловались, говорили, что им важнее теплая атмосфера лицея. И все же школа явно нуждается в ремонте. Сейчас ее берут в кольцо со всех сторон престижные особняки, крутые новостройки. На их фоне скромное здание “кузницы технических и космических кадров” выглядит бедной падчерицей богатых родителей. Родителей, имеющих нефтяные скважины и другие богатства, но мало думающих о науке и образовании. В общем - о будущем дне.
|