В джазе только мужчины Жанна Альжанова-Сагади Второй день международного фестиваля “Jazz from A to Z” ознаменовался выступлениями гостей из Израиля и Голландии. В концертном зале филармонии имени Жамбыла состоялся единственный концерт квинтета Кимельмана и джазового коллектива из Нидерландов “Willem Breuker Kollektief”. Накануне концерта мы встретились с приехавшими на фестиваль голландскими музыкантами в посольстве Королевства Нидерландов. Вдохновившись успехом первого международного джазового фестиваля, прошедшего в минувшем году, сотрудники посольства приняли решение поддержать развитие джазового искусства в Казахстане и сделать, таким образом, еще один шаг навстречу расширению культурных связей между двумя странами. Знакомство с нидерландским джазом началось с “Коллектива” Виллема Брейкера, композитором и бессменным руководителем группы.
| Досье “НП”: “Коллектив” Виллема Брейкера - один из лучших европейских ансамблей, исполняющих современную и импровизированную музыку. Возглавляет группу Виллем Брейкер (саксофон, кларнет), под чьим руководством ансамбль играет гибридную музыку, пересекающуюся с традиционными музыкальными линиями. Особенность музыки “Коллектива” заключается в комбинациях джаза и классической музыки со многими популярными жанрами - от марша и цирковой музыки до латиноамериканских танцевальных ритмов и музыки для фильмов и театральных представлений. Результат как юмористичен, так и удивителен: музыка полна фальстартов и пауз, неожиданной смены настроений и, помимо всего прочего, тонкого чувства иронии. На сегодняшний день в его состав входят одиннадцать музыкантов-импровизаторов. Свою музыку г-н Брейкер пишет специально для них. |
- Что представляет собой нидерландский джаз? Говорят, что Нидерланды - это единственная страна континентальной Европы, о джазе которой написана целая книга? - На самом деле существует очень много книг о джазе, написанных в разное время в Америке. Но в Голландии действительно есть книга “Datch Master” именно о голландском джазе. Книга рассказывает о многом. Скажем, о специальном местечке в Амстердаме, именуемом “бимхаус”, где постоянно играют джаз, которое, кстати, также было основано американцами. - Европейский джазовый авангард в полной мере начал осознавать себя в Нидерландах. Скажем, свои последние записи великий Эрик Долфи сделал с голландскими музыкантами. Как вы считаете, по какой причине? - В мире существуют самые разные стили джаза. Есть авангард, биг-бенд, классический джаз, но в голландском есть, наверное, что-то невероятно особенное, не поддающееся объяснению. Действительно, долгое время считалось, что это были последние записи Эрика Долфи. На самом же деле выяснилось, что это не так. Он был американцем, который жил в Европе и умер через два месяца после посещения Голландии. Вероятно, поэтому сложилось такое мнение. Джаз - это изначально американское искусство. До 60-х годов все старались подражать именно американскому стилю джаза. Во всех странах старались играть как можно лучше и более “американизированно”. Я не родился в Нью-Йорке, и я не черный. Я человек из Амстердама, и у меня есть свои корни. В своем творчестве стараюсь синтезировать происхождение джаза с какими-то новыми традициями.
|
- Никто не сочиняет музыку так, как голландцы, где даже не требуется участия джазовых импровизаторов... - По музыке всегда можно определить ее происхождение. Из Германии она или из Великобритании, Голландии... В каждой стране свои традиции, колорит. Но мы в своем творчестве пытаемся все элементы культуры и быта той или иной страны совместить. Музыка, которую мы играем, является своеобразным протестом. Образовался наш коллектив приблизительно двадцать лет спустя после второй мировой войны. Мы выросли в этой тяжелой обстановке и пожелали внести свою лепту в развитие джазового искусства. Когда-то в Голландии существовало движение “Provo” - “Провокация”, представители которого были против всего, они отрицали все подряд. Наверное, это повлияло на нас, поскольку мы тут же решились сделать что-то новое, создать свою команду.
|
- Известно, что на нидерландскую композиторскую школу немаловажное влияние оказал Стравинский. Приходилось ли вам сталкиваться с творчеством русского композитора? - Влияние Стравинского началось после окончания второй мировой войны. Нужно было восстанавливать страну, себя... Самое первое его произведение “Право весны” приходится как раз на послевоенный период, после он переключился на более романтический вид музыки, не столь агрессивный, как ранее. На композиторскую школу Голландии повлиял не только Стравинский. Было влияние и других композиторов из разных стран. А еще нужно помнить, что Стравинский жил в таких городах, как Париж, Берлин, Вена, в местах, где разворачивались мировые события. В Амстердам он лишь приезжал, давал концерты. Позже он переехал в США. - В начале 70-х годов “Коллектив” Виллема Брейкера стал существовать самостоятельно, отпочковавшись от духового оркестра Volharding. - Группа была образована в 1968 году. Тогда нас было очень мало. По материальным причинам мы не могли позволить себе большой ансамбль. В 1974 году я назвал коллектив своим именем. До этого мы действительно существовали с Volharding. Это был оркестр, который играл в основном на каких-то политических мероприятиях. Они могли дать концерт для какой-нибудь партии ультралевого крыла, в гавани для рабочих во время обеденного перерыва. Но это была полностью написанная музыка без импровизаций - Можно ли ожидать, что ваши впечатления от визита в Казахстан выльются в какое-нибудь новое произведение? - Честно говоря, я еще не слышал казахскую музыку. Во время фестиваля обязательно послушаю местные команды и произведения, которые они играют. Вероятно, влияние казахской народной музыки будет. Сейчас в нашем репертуаре звучит японская, китайская музыка, но об этой части мира (о Казахстане. - Авт.) у нас пока нет достаточной информации. Я посещаю разные уголки планеты и не только слушаю, но и смотрю, например, балет... То есть самой музыки недостаточно для рождения нового шедевра.
|