Завод второго дыхания
Светлана Грибанова,
Талгат Калиев
Проекты расширения СП “Тенгизшевройл”, пережившие
клиническую смерть, наконец, реанимированы. Партнеры пришли
к компромиссу по вопросу их финансирования. Осенью казалось,
что планы компании по увеличению добычи нефти на 10 миллионов
тонн в год похоронены навсегда, уж очень сильны были разногласия
между партнерами по поводу схем финансирования проектов. К
тому же и правительство не осталось в стороне: многие средства
массовой информации, особенно на Западе, заговорили о прямом
давлении казахстанских властей на инвесторов. Что же позволило
сблизить еще вчера непримиримые позиции?
Не сошлись
во мнении
Проекты ТШО выгодны как для самой компании, так и для Казахстана.
Этого не отрицали ни партнеры, ни правительство республики.
Проект закачки сырого газа (ЗСГ) позволит увеличить объемы
добычи нефти сразу на 3 миллиона тонн в год, а после ввода
в эксплуатацию завода второго поколения (ЗВП) в конце 2005
года будет дополнительно добываться 7 миллионов тонн ежегодно.
Таким образом, ТШО доведет добычу сырой нефти на двух месторождениях
- Тенгизе и Королевском - до 23 миллионов тонн в год. А это
почти половина того, что добывается сегодня во всем Казахстане.
К тому же проекты, помимо 3 миллиардов долларов инвестиций
в казахстанскую экономику, давали массу других плюсов: утилизацию
побочных продуктов нефтедобычи - газа и серы; создание 7 тысяч
рабочих мест для граждан Казахстана, выгодные заказы для местного
малого и среднего бизнеса - подрядчиков и субподрядчиков.
И вдруг в ноябре прошлого года громом среди ясного неба прозвучало
заявление ТШО о приостановке всех работ по новым проектам.
Официальная версия гласила, что партнеры СП не сошлись во
мнениях по вопросу финансирования.
Как сообщил на прошедшей на этой неделе пресс-конференции
Жакып Марабаев, управляющий директор по инвестиционным проектам
и управлению долями в СП национальной компании “КазМунайГаз”,
проекты расширения не были одобрены советом партнерства ТШО
исключительно из-за разногласий по вопросу привлечения заемных
средств.
Напомним, что представители западных компаний - “ШевронТексако”
и “ЭксонМобил” - предлагали использовать для финансирования
проектов внутренние средства за счет применения в бухгалтерии
метода так называемой ускоренной амортизации. “КазМунайГаз”
настаивал на привлечении заемного финансирования. По словам
г-на Марабаева, схема западных партнеров не устраивала и правительство,
поскольку в таком случае казахстанский бюджет ежегодно терял
бы 200 миллионов долларов. Как сказал г-н Марабаев, так уж
совпало, что к моменту возникновения разногласий между партнерами
у правительства накопились вопросы к ТШО.
Чего требовал
Казахстан
В 1993 году, когда иностранные инвесторы еще не крутились
вокруг казахстанской нефти, как пчелы вокруг меда, были подписаны
инвестиционные контракты ТШО (договор о формировании и соглашение
по проекту) сроком на 40 лет. Для Казахстана это был очень
важный контракт, потому что он показал всему миру, что с новым
независимым государством можно делать совместный бизнес. Через
десять лет выяснилось, что западные партнеры и правительство
по-разному интерпретируют их положения.
Разногласия касались двух вопросов: выплаты 210 миллионов
долларов “Шевроном” за покупку в 1993 году активов Тенгизского
проекта и процедуры перехода компании на ускоренную амортизацию
активов. Американцы полагали, что срок платежа еще не наступил,
а правительство считало, что по соглашению “ШевронТексако”
пора бы уже вернуть эти деньги.
Кроме того, по версии правительства, решение о переходе на
ускоренную амортизацию должно приниматься советом партнерства,
где “КазМунайГаз” обладает блокирующим голосом согласно договору
о формировании. Иностранные акционеры не соглашались с такой
интерпретацией этого документа.
На чем сердце
успокоилось
Конфликт между правительством и инвестором закрутился в тугой
клубок. Ни одна из сторон не видела света в конце тоннеля
и готова была стоять на своем до конца. И это при том, что
оба участника конфликта несли из-за спора колоссальные убытки.
ТШО был вынужден платить неустойки подрядчикам, уже привлеченным
к проекту. Казахстан получил сотни безработных, которые были
сокращены после приостановки проектов. Учитывая многодетность
семей на западе страны, можно сказать, что тысячи казахстанцев
остались без куска хлеба. Десятки малых предприятий, получившие
небольшие заказы в качестве субподрядчиков и взявшие кредиты
в банках на эти цели, оказались на грани банкротства.
Ситуация становилась настолько драматичной, что потребовалось
вмешательство в нее главы государства. На заседании совета
инвесторов в Астане Нурсултан Назарбаев сообщил, что Казахстан
и инвестор найдут общий язык и компромисс будет достигнут.
Условия компромисса Жакып Марабаев озвучил на этой неделе:
“ШевронТексако” согласилась выплатить 210 миллионов долларов
платы за активы “без промедления”. Кроме того, в 2003-2005
годах выплаты в бюджет ТШО составят по 200 миллионов долларов
ежегодно. Таким образом, в госбюджет в ближайшие три года
поступит 810 миллионов долларов. Эти средства можно будет
использовать, по мнению г-на Марабаева, для стимулирования
несырьевых отраслей экономики путем предоставления налоговых
льгот.
Хеппи-энд?
Итак, ТШО официально объявило о возобновлении работ по обеим
проектам. Развязка показала, что компромисс, в принципе, возможен
в любом финансовом споре между правительством и инвестором.
Непонятным остается только одно: почему он находится лишь
после вмешательства главы государства?
|