ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ИЛИ КУРБАН-АЙТ
Курбан-айт, Рамазан-айт, Рождество Христово
и Благовещение - четыре религиозных праздника православных
и мусульман депутаты мажилиса парламента предлагают возвести
в ранг государственных. По их словам, каждый православный
или мусульманин Казахстана является не только гражданином
своей страны, но и представителем определенной религии. А
потому закрепленные в статье 22 Конституции РК права человека
на свободу совести и свободу вероисповедания распространяются
и на религиозные праздники. К тому же обоснованием для “праздничной”
инициативы служит аргумент о достаточном количестве верующих:
в республике православные и мусульмане в совокупности составляют
95 процентов от всего населения. Оставшиеся пять процентов
- представители других разных конфессий. Основная цель озвученного
проекта - законодательно установить право граждан на нерабочие
праздничные дни для полного удовлетворения религиозных потребностей,
проведения богослужения и прочей религиозной деятельности...
Не станет ли введение религиозных праздников православных
и мусульман фактом, уничижающим другие религии и чувства верующих,
и нужны ли нам новые праздники вообще? - мнения наших читателей
по этому вопросу разделились
Сергий Казимиров,
и.о. секретаря Епархиального управления, священник
Мы приветствуем
инициативу
В
христианском понимании праздник является днем максимального
приближения человека к Богу, что предполагает вместе с сугубой
обращенностью в этот день души человеческой к своему Творцу
в делах созидания своего бессмертного духа и также благотворения
в храме. Этому, несомненно, способствовало бы узаконение великоторжественного
дня как нерабочего.
Учитывая, что в Республике Казахстан вместе с коренным государственным
этносом, традиционно исповедующим ислам, проживает и население,
исповедующее христианство, мы приветствуем инициативу мажилисменов
особо выделить в годовом кругообращении дней события Рождества
Христова (7 января) и Благовещения Пресвятой Богородицы (7
апреля) как праздничные. Но в то же время, полагаясь на мудрость
народных избранников, ни в коей мере не ограничиваем их в
принятии решения.
София Раева,
директор Государственной республиканской детской библиотеки
имени Бегалина
Праздники - это
воспитание толерантности
Я
хорошо понимаю надежды и чаяния священнослужителей - они исходят
только из благих побуждений. В сущности, мы - не религиозное
государство. На протяжении семидесяти лет мы были атеистами,
и сейчас срочно стать верующими практически невозможно. Если
я знаю, кто такой Аллах, Иисус Христос - это еще не значит,
что я знаю религию.
Верующий человек должен соблюдать заповеди, каноны. А чем
отличаются эти постулаты от общечеловеческой общепринятой
морали? Ничем, конечно. Поэтому я склоняюсь к тому, чтобы
проводить и мусульманские, и православные праздники, потому
что эти две конфессии превалируют в нашем обществе.
В какой-то мере религиозные праздники станут противовесом
легковесному отношению к жизни. Но прежде всего этот шаг послужит
воспитанию у людей терпимости и терпения. А признание религиозных
праздников - это и есть воспитание толерантности. Мы часто
забываем о том, что земля, воздух у нас общие, и любому стихийному
бедствию совершенно все равно, какого ты вероисповедания.
Религиозные праздники будут также способствовать становлению
общественной морали.
Большое влияние в развитии нравственности играют и СМИ. Я
всегда выступаю за то, чтобы героями передач были простые,
уверенные в себе люди, работающие, мыслящие - примеры для
других. Блестящая жизнь звезд, о которой только и говорят
с экранов телевизоров, в какой-то мере способствует расцвету
зависти среди людей. А зависть, как известно, один из тяжких
грехов.
Сейчас в России будируется вопрос о введении в школах предмета
“Закон божий”. Я, честно говоря, против этого - лучше ввести
“Историю религий”. То же самое можно ввести и в наших школах.
Эти уроки могли бы посещать наши священнослужители, но не
для “галочки”, не для отчета, а только из желания донести
до детей свет своей религии. К сожалению, я все меньше вижу
огонь в глазах пасторов и священников. Такое впечатление,
что люди не горят на своей работе, а служат ей как простые
сотрудники, профессионально и без лишних эмоций. Может быть,
именно поэтому религиозные объединения, подобные “Новой жизни”,
набирают в свои ряды все больше последователей: их лекторы
умеют привлечь внимание.
В деле просвещения детей не только священнослужители должны
прилагать усилия, но и все мы. Взрослые должны рассказать
детям о мировых конфессиях, дать им представление о сути этих
праздников, которая глубока и серьезна. Ведь эти айты создавались
во имя примирения: во время праздников нельзя ссориться, воевать.
Сейчас все говорят об исламском экстремизме - я же считаю,
что экстремизм не имеет религии. Чтобы убить другого, надо
переступить в себе через что-то человеческое. Это уже фанатизм.
Если государство признает духовные праздники, тем самым оно
признает право на разнообразие, на нормальное существование
людей с различными религиями под общим флагом. В связи с этим
я всегда вспоминаю строчки из стихотворения Роберта Рождественского:
“Национальность для человека - не награда и не вина. Если
в стране думают иначе, то несчастлива эта страна”. Важно постоянно
говорить детям, что мы должны уважать и ценить друг друга.
Казахстан никогда не станет мононациональным государством.
Так уж сложилось исторически, и от этого никуда не деться.
Историю вспять не повернуть...
Онгар-кажи Омирбек,
пресс-секретарь Духовного управления мусульман
Так сложилось исторически
Прежде
всего хочу отметить, что идея возродить мусульманские праздники
появилась не на пустом месте. Проблема назрела давно. И что
самое интересное в этом вопросе, Казахстан уже отмечал эти
праздники на государственном уровне.
В 1921 году, когда Казахстан был автономной республикой, два
мусульманских праздника - Ураза-айт и Курбан-айт - были объявлены
государственными праздниками. Мы имеем этому документальное
подтверждение - копию протокола №14 заседания президиума ЦИК
Казахской автономной республики от 5 марта 1921 года (оно
проходило в тогдашней столице - Оренбурге).
В повестке дня стоял вопрос о мусульманских праздниках. После
того, как были заслушаны выступления по этому вопросу, члены
заседания постановили: “Признать обязательными для празднования
следующие мусульманские праздники: Ураза-айт - 3 дня, Курбан-айт
- 3 дня и Наурыз 9 марта по старому стилю. Поручить... установить
порядок празднования на местах”.
Получается, что эти праздники на государственном уровне уже
были утверждены, и только в 37-38-м году это постановление
потеряло силу. Наш Верховный муфтий работает на своем посту
уже третий год, и за это время он получил немало писем от
граждан республики, которые просят поставить вопрос о возрождении
этой традиции перед правительством.
В октябре 2000 года муфтий говорил об этом с президентом республики,
а 30 января 2001 года выступал по этому вопросу перед депутатами
парламента и просил депутатов поддержать идею. Тогда депутаты
с ним согласились и вот, наконец, в декабре прошлого года
выступили с инициативой введения праздников. Это позитивный
шаг, потому что проблема давно назрела. Мы просим государство
и народ поддержать идею возрождения праздников. Тут встает
вопрос: а почему только мусульманские и православные праздники
принимаются во внимание?
На наш взгляд, для празднования знаменательных дат именно
этих религий в Казахстане имеются все основания. Если смотреть
с позиций демократизма - 70% населения республики составляют
мусульмане, так сложилось исторически. Вместе православные
и мусульмане составляют все 95%. Остальные пять процентов
- это совокупность разных конфессий, которые по меркам историческим
появились здесь совсем недавно (только в 1992 году был принят
Закон о религиях). Тогда как мусульманство и православие было
здесь испокон веков.
Мы не видим в этой инициативе никакой дискриминации для верующих
разных религий. Мы лишь хотим восстановить историческую правду
и решить тем самым один из самых насущных вопросов населения
страны. Надеемся, что эта идея найдет понимание у правительства
и народа.
Герольд Бельгер,
писатель
Сначала
нужно научиться работать
Я
очень сдержанно отношусь к идее введения новых праздников.
У нас и так их немало. После долгих праздников люди буквально
не похожи сами на себя. Я наблюдал эту картину после Нового
года: несколько дней народ не знал, что ему делать. Только
ел и пил. В результате кто-то потом не смог вовремя прийти
на работу, а кто-то не смог вынести столько отдыха за один
раз и пошел на работу раньше времени. Некоторые наши академики,
например, работали в праздничные дни...
Я понимаю, что мы в своих стремлениях увеличить количество
официальных праздничных дней ориентируемся на Запад. Однако
надо помнить, что там совсем другая ситуация. Система отработана
и отлажена: люди знают, что такое отдых, ценят его. А мы должны
сначала научиться работать, а потом уже отдыхать.
К тому же я не уверен, что введение мусульманских и православных
праздников не будет актом дискриминации представителей других
религий. То, что представителей этих религий большинство,
еще не аргумент. Если начнут праздновать одни, то и другие
могут потребовать соблюдения их интересов. Тогда нам придется
вводить очень много разных праздников - работать будет некогда.
В общем, я не убежден, что такие нововведения пойдут на пользу
государству. Повторю еще раз: нам сначала нужно научиться
работать!
Нуртай Агубаев,
руководитель пресс-службы МВД РК
В праздники растут “бытовые”
преступления
Я
знаю о предложении нескольких депутатов мажилиса дополнить
перечень официальных праздников религиозными. Как я к этому
отношусь? Постараюсь изложить свою позицию. Насколько мне
известно, данное предложение вызвало неоднозначную реакцию
в нашем обществе. Даже сами служители религий расходятся во
мнениях. Это тревожный симптом. Видимо, необходимо основательно
изучить общественное мнение по этому вопросу. Нужны и оценки
экспертов. Вопрос ведь непростой. Особенно, если учитывать
специфику Казахстана, являющегося не только полиэтническим,
но и многоконфессиональным государством.
Кстати, надо отметить следующее: праздничные дни особенно
не портят картину полицейских сводок. Напротив, в такие дни
заметно снижается количество преступлений, совершаемых на
улицах и в общественных местах. Связано это, в первую очередь,
с тем, что полиция в праздничные дни переходит на усиленный
вариант несения службы. В праздники мы на работе. В то же
время в такие дни отмечается рост преступлений, совершаемых,
как мы говорим, на бытовой основе. Например, в прошедшую новогоднюю
праздничную неделю 68 казахстанцев не по своей воле покинули
этот мир. А в следующую неделю эта цифра сократилась более
чем в два раза. Тут есть над чем задуматься всем нам.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|