31 января 2003
№ 04 (244)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  

ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ИЛИ КУРБАН-АЙТ

Курбан-айт, Рамазан-айт, Рождество Христово и Благовещение - четыре религиозных праздника православных и мусульман депутаты мажилиса парламента предлагают возвести в ранг государственных. По их словам, каждый православный или мусульманин Казахстана является не только гражданином своей страны, но и представителем определенной религии. А потому закрепленные в статье 22 Конституции РК права человека на свободу совести и свободу вероисповедания распространяются и на религиозные праздники. К тому же обоснованием для “праздничной” инициативы служит аргумент о достаточном количестве верующих: в республике православные и мусульмане в совокупности составляют 95 процентов от всего населения. Оставшиеся пять процентов - представители других разных конфессий. Основная цель озвученного проекта - законодательно установить право граждан на нерабочие праздничные дни для полного удовлетворения религиозных потребностей, проведения богослужения и прочей религиозной деятельности... Не станет ли введение религиозных праздников православных и мусульман фактом, уничижающим другие религии и чувства верующих, и нужны ли нам новые праздники вообще? - мнения наших читателей по этому вопросу разделились

Сергий Казимиров,
и.о. секретаря Епархиального управления, священник

Мы приветствуем
инициативу

В христианском понимании праздник является днем максимального приближения человека к Богу, что предполагает вместе с сугубой обращенностью в этот день души человеческой к своему Творцу в делах созидания своего бессмертного духа и также благотворения в храме. Этому, несомненно, способствовало бы узаконение великоторжественного дня как нерабочего.
Учитывая, что в Республике Казахстан вместе с коренным государственным этносом, традиционно исповедующим ислам, проживает и население, исповедующее христианство, мы приветствуем инициативу мажилисменов особо выделить в годовом кругообращении дней события Рождества Христова (7 января) и Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) как праздничные. Но в то же время, полагаясь на мудрость народных избранников, ни в коей мере не ограничиваем их в принятии решения.

София Раева,
директор Государственной республиканской детской библиотеки имени Бегалина

Праздники - это
воспитание толерантности

Я хорошо понимаю надежды и чаяния священнослужителей - они исходят только из благих побуждений. В сущности, мы - не религиозное государство. На протяжении семидесяти лет мы были атеистами, и сейчас срочно стать верующими практически невозможно. Если я знаю, кто такой Аллах, Иисус Христос - это еще не значит, что я знаю религию.
Верующий человек должен соблюдать заповеди, каноны. А чем отличаются эти постулаты от общечеловеческой общепринятой морали? Ничем, конечно. Поэтому я склоняюсь к тому, чтобы проводить и мусульманские, и православные праздники, потому что эти две конфессии превалируют в нашем обществе.
В какой-то мере религиозные праздники станут противовесом легковесному отношению к жизни. Но прежде всего этот шаг послужит воспитанию у людей терпимости и терпения. А признание религиозных праздников - это и есть воспитание толерантности. Мы часто забываем о том, что земля, воздух у нас общие, и любому стихийному бедствию совершенно все равно, какого ты вероисповедания.
Религиозные праздники будут также способствовать становлению общественной морали.
Большое влияние в развитии нравственности играют и СМИ. Я всегда выступаю за то, чтобы героями передач были простые, уверенные в себе люди, работающие, мыслящие - примеры для других. Блестящая жизнь звезд, о которой только и говорят с экранов телевизоров, в какой-то мере способствует расцвету зависти среди людей. А зависть, как известно, один из тяжких грехов.
Сейчас в России будируется вопрос о введении в школах предмета “Закон божий”. Я, честно говоря, против этого - лучше ввести “Историю религий”. То же самое можно ввести и в наших школах. Эти уроки могли бы посещать наши священнослужители, но не для “галочки”, не для отчета, а только из желания донести до детей свет своей религии. К сожалению, я все меньше вижу огонь в глазах пасторов и священников. Такое впечатление, что люди не горят на своей работе, а служат ей как простые сотрудники, профессионально и без лишних эмоций. Может быть, именно поэтому религиозные объединения, подобные “Новой жизни”, набирают в свои ряды все больше последователей: их лекторы умеют привлечь внимание.
В деле просвещения детей не только священнослужители должны прилагать усилия, но и все мы. Взрослые должны рассказать детям о мировых конфессиях, дать им представление о сути этих праздников, которая глубока и серьезна. Ведь эти айты создавались во имя примирения: во время праздников нельзя ссориться, воевать. Сейчас все говорят об исламском экстремизме - я же считаю, что экстремизм не имеет религии. Чтобы убить другого, надо переступить в себе через что-то человеческое. Это уже фанатизм.
Если государство признает духовные праздники, тем самым оно признает право на разнообразие, на нормальное существование людей с различными религиями под общим флагом. В связи с этим я всегда вспоминаю строчки из стихотворения Роберта Рождественского: “Национальность для человека - не награда и не вина. Если в стране думают иначе, то несчастлива эта страна”. Важно постоянно говорить детям, что мы должны уважать и ценить друг друга. Казахстан никогда не станет мононациональным государством. Так уж сложилось исторически, и от этого никуда не деться. Историю вспять не повернуть...

Онгар-кажи Омирбек,
пресс-секретарь Духовного управления мусульман

Так сложилось исторически

Прежде всего хочу отметить, что идея возродить мусульманские праздники появилась не на пустом месте. Проблема назрела давно. И что самое интересное в этом вопросе, Казахстан уже отмечал эти праздники на государственном уровне.
В 1921 году, когда Казахстан был автономной республикой, два мусульманских праздника - Ураза-айт и Курбан-айт - были объявлены государственными праздниками. Мы имеем этому документальное подтверждение - копию протокола №14 заседания президиума ЦИК Казахской автономной республики от 5 марта 1921 года (оно проходило в тогдашней столице - Оренбурге).
В повестке дня стоял вопрос о мусульманских праздниках. После того, как были заслушаны выступления по этому вопросу, члены заседания постановили: “Признать обязательными для празднования следующие мусульманские праздники: Ураза-айт - 3 дня, Курбан-айт - 3 дня и Наурыз 9 марта по старому стилю. Поручить... установить порядок празднования на местах”.
Получается, что эти праздники на государственном уровне уже были утверждены, и только в 37-38-м году это постановление потеряло силу. Наш Верховный муфтий работает на своем посту уже третий год, и за это время он получил немало писем от граждан республики, которые просят поставить вопрос о возрождении этой традиции перед правительством.
В октябре 2000 года муфтий говорил об этом с президентом республики, а 30 января 2001 года выступал по этому вопросу перед депутатами парламента и просил депутатов поддержать идею. Тогда депутаты с ним согласились и вот, наконец, в декабре прошлого года выступили с инициативой введения праздников. Это позитивный шаг, потому что проблема давно назрела. Мы просим государство и народ поддержать идею возрождения праздников. Тут встает вопрос: а почему только мусульманские и православные праздники принимаются во внимание?
На наш взгляд, для празднования знаменательных дат именно этих религий в Казахстане имеются все основания. Если смотреть с позиций демократизма - 70% населения республики составляют мусульмане, так сложилось исторически. Вместе православные и мусульмане составляют все 95%. Остальные пять процентов - это совокупность разных конфессий, которые по меркам историческим появились здесь совсем недавно (только в 1992 году был принят Закон о религиях). Тогда как мусульманство и православие было здесь испокон веков.
Мы не видим в этой инициативе никакой дискриминации для верующих разных религий. Мы лишь хотим восстановить историческую правду и решить тем самым один из самых насущных вопросов населения страны. Надеемся, что эта идея найдет понимание у правительства и народа.

Герольд Бельгер,
писатель

Сначала
нужно научиться работать

Я очень сдержанно отношусь к идее введения новых праздников. У нас и так их немало. После долгих праздников люди буквально не похожи сами на себя. Я наблюдал эту картину после Нового года: несколько дней народ не знал, что ему делать. Только ел и пил. В результате кто-то потом не смог вовремя прийти на работу, а кто-то не смог вынести столько отдыха за один раз и пошел на работу раньше времени. Некоторые наши академики, например, работали в праздничные дни...
Я понимаю, что мы в своих стремлениях увеличить количество официальных праздничных дней ориентируемся на Запад. Однако надо помнить, что там совсем другая ситуация. Система отработана и отлажена: люди знают, что такое отдых, ценят его. А мы должны сначала научиться работать, а потом уже отдыхать.
К тому же я не уверен, что введение мусульманских и православных праздников не будет актом дискриминации представителей других религий. То, что представителей этих религий большинство, еще не аргумент. Если начнут праздновать одни, то и другие могут потребовать соблюдения их интересов. Тогда нам придется вводить очень много разных праздников - работать будет некогда. В общем, я не убежден, что такие нововведения пойдут на пользу государству. Повторю еще раз: нам сначала нужно научиться работать!

Нуртай Агубаев,
руководитель пресс-службы МВД РК

В праздники растут “бытовые” преступления

Я знаю о предложении нескольких депутатов мажилиса дополнить перечень официальных праздников религиозными. Как я к этому отношусь? Постараюсь изложить свою позицию. Насколько мне известно, данное предложение вызвало неоднозначную реакцию в нашем обществе. Даже сами служители религий расходятся во мнениях. Это тревожный симптом. Видимо, необходимо основательно изучить общественное мнение по этому вопросу. Нужны и оценки экспертов. Вопрос ведь непростой. Особенно, если учитывать специфику Казахстана, являющегося не только полиэтническим, но и многоконфессиональным государством.
Кстати, надо отметить следующее: праздничные дни особенно не портят картину полицейских сводок. Напротив, в такие дни заметно снижается количество преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах. Связано это, в первую очередь, с тем, что полиция в праздничные дни переходит на усиленный вариант несения службы. В праздники мы на работе. В то же время в такие дни отмечается рост преступлений, совершаемых, как мы говорим, на бытовой основе. Например, в прошедшую новогоднюю праздничную неделю 68 казахстанцев не по своей воле покинули этот мир. А в следующую неделю эта цифра сократилась более чем в два раза. Тут есть над чем задуматься всем нам.

Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп