У кино неженское лицо?
Галия Тушкина,
кинокритик
Сразу оговорюсь, неженское лицо у казахского
кино. Не то чтобы мужчины-режиссеры игнорировали женские истории
и женщин-актрис. Тематика фильмов, к которой обращались режиссеры
казахского кино, образы женщин в казахском кино обрели свои
четкие позиции. Давайте проведем своего рода top-hot, выведем
горячую десятку, где определим достойное место женщины в казахском
кино.
Как известно, не место красит женщину, а женщина место!
Итак, на десятом месте - женщина за колючей проволокой, проще
- зечка
К этой теме у нас обращались всего один раз,
в 1991 году женщина-режиссер Жанна Серикбаева сняла фильм
“Жизнь - женщина” о непростых буднях прекрасной половины человечества
в пенитенциарной системе. Даже за колючей проволокой женщине
хочется любви, вот там и любили Шерочка Машерочку за ситцевой
занавеской в бараке.
Эту позицию “тюремный роман Жанны Серикбаевой” делит с женщиной,
пустившейся не по возрасту в любовные приключения. В 1994
году Ермек Шинарбаев снимает фильм “Слабое сердце” о пятидесятилетней
балерине, вступившей в любовную связь с молодым парнем. В
главной роли Наталья Аринбасарова.
На девятом месте - Герои Советского Союза Маншук Маметова
и Алия Молдагулова. В 1969 году режиссер Мажит Бегалин снимает
фильм по сценарию Андрона Михалкова-Кончаловского “Песнь о
Маншук”, написанного для своей тогдашней жены Натальи Аринбасаровой,
а в1985 году киргизский режиссер Болот Шамшиев снимает свою
жену Айтурган Темирову в фильме “Снайперы”.
На восьмом месте лидер проката 1985 года, испугавшая кинокритиков
и снискавшая популярность зрителей крестная мама современных
пиратов - мадам Вонг. Режиссер Пучинян не мог и предположить,
что его “Тайны мадам Вонг” соберут такие высокие кассовые
сборы. Заслуженная блондинка Советского Союза Ирина Мирошниченко
справилась со своей ролью блестяще. Правда, в фильме она была
жгучей брюнеткой. Правда, это был парик.
Восьмое место присуждаем фильму за оригинальное решение. Откуда
было знать сценаристу Станиславу Говорухину, что в песках
Юго-Восточной Азии нет морей и промышлять флибустьерам приходилось
все больше на суше.
|
Кадр из фильма “Разлучница”
|
На седьмом месте - женщина легкомысленная, ставшая
яблоком раздора в любовном треугольнике. В “Разлучнице” режиссер
Амир Каракулов в 1991 году подушкой разрубил гордиев узел
внутрисемейных проблем двух братьев. Молеподобная Эля металась
между Адилем и Рустемом весь фильм, определиться не смогла
и к обеду умерла. Ее задушили более сильные мужчины.
На этой же позиции стоит “Женщина дня” 1989 года рождения.
Бахыт Килибаев и Александр Баранов вывели на экран тип современной
городской девушки. Саша весь фильм “лезла” в семейную жизнь
модного фотографа, пока в своей квартире случайно не обнаружила
незнакомца.
К этим разрушительницам домашнего очага можно, правда, с большой
натяжкой отнести фильм Едыге Болысбаева “Ултуган”. В мелодраме
1989 года главная героиня чуть было не закончила жизнь самоубийством,
к которому ее подтолкнула несчастная любовь к бывшему капитану
Майдану и судьба гибнущего Арала. “Ултуган” с таким же правом
может занимать пятую позицию.
Легкомысленная невеста - героиня Венеры Нигматуллиной в “Полете
стрелы” (1991 г.) того же Едыге Болысбаева - перед самой свадьбой
ломает голову, кому отдать предпочтение: местному бизнесмену
или турецкому казаху-эмигранту.
На шестое место прямой наводкой попадают одинокие женщины
с неустроенной судьбой. “Несибели” режиссера Шарипа Бейсембаева
(1986 год) рассказал о женщине, которая стремится помочь людям,
и это помогает ей решать и свои проблемы.
В компанию женщин-одиночек вошла картина Улжан Кулдауовой
“Таукымет” (“Невзгоды”) производства 1998 года, в которой
женщина перенесла достойно все невзгоды судьбы и не потеряла
веры в будущее.
Здесь же расположилась “Красавица в трауре” Ермека Шинарбаева,
снятая по одноименному рассказу Мухтара Ауэзова. Даже для
1982 года история овдовевшей казашки заставляла некоторых
радетелей морали содрогнуться. Вдова была сексуально одержима.
На пятом месте певицы. О звездах шоу-бизнеса фильмов у нас
еще нет, но это ничего не значит. Подождем. Скоро и они подрастут.
А посредине хит-парада расположились Бибигуль Тулегенова с
фильмом 1978 года режиссера Юрия Пискунова “Солнечный голос”
и прима теперь уже парижской “Гранд-Опера” - Майра Мухаммедкызы
с фильмом 2002 года режиссера Амира Каракулова “Жылама”.
На четвертом месте женщины, обиженные матушкой-природой, убогие,
сирые, отверженные. У них, как правило, не складываются отношения
с мужским полом, а если на любовном фронте все о’кей, то в
дело вмешивается свекровь. “Айганым”, 1991 год, режиссера
Улжан Кулдауовой рассказывает о мытарствах немой девушки.
“Семья охотника”, 1995 год, режиссера Шапиги Мусиной поведала
историю о том, как злая свекровь довела свою невестку до смерти.
А “Мама Роза” режиссера Айхан Чатаевой заставила Амину Умурзакову
сыграть старушку, которая умирает в страшных мучениях. Заметьте,
страшилки из жизни женщин поведали сами женщины. Злые они...
На третьем месте - девочки. За историю казахского кино можно
отметить несколько шедевров, обращенных к нимфеточной теме.
Бесспорно, это лидер четвертой позиции - “Сладкий сок внутри
травы” режиссера Альпиева, 1984 год, повествует о первой любви
14-летней Сюйрик. То были такие розовые сопли - типа нравственное
формирование маленького человека. Зато в “Молитве Лейлы” режиссер
Сатыбалды Нарымбетов сразу положил свою героиню на лопатки.
Девочка забеременела. Фильм-то производства 2002 года, какое
нравственное формирование, когда по телевизору показывают
такое!!!
На втором месте - с ума сойти! - мелодрама всех времен и народов.
Слезоточивый парфюм от кутюр, патока лучших кинодраматургов
и кинорежиссеров страны, бальзам казахской души - фильм режиссера
Талгата Теменова “Станция любви”, 1993 год. Краткое содержание
(для тех, кто не смотрел, несчастные, читайте): Гульназ любит
Орала, но настойчивый и преуспевающий Женис отбивает Гульназ.
Орал уезжает в далекие края. Гульназ выходит замуж за Жениса.
Через много лет Гульназ и Орал встречаются на станции Любви
и узнают друг друга прямо на перроне. На глазах у маленькой
дочери Гульназ, которая на самом деле дочь Орала. Уф! Латиноамериканские
страсти отдыхают. В главной роли - Баян, тогда еще Мухитденова,
ныне Есентаева, телеведущая всяких там “желтых салонов” и
“шпилек”. В роли злодея похитителя невест - столичный денди,
звезда билбордов и рекламных роликов Бопеш Жандаев. А вообще
фильм-то самый, что ни на есть зрительский. Крепко сбитый
сюжет. Красивые молодые лица. Ни намека на чернушность или
секс. Чисто голливудский стандарт. А что еще надо, чтобы достойно
встретить старость? Снять “Станцию любви - 2” (краткое содержание:
дочка Орала и Гульназ выросла и встретила постаревшего миллионера
Жениса, между ними возникает страсть, но в последний момент
Женис женится на более молодой девушке.)
Итак, кто же лидер нашей горячей десятки? Кто ворвался на
самую вершину нашего хит-парада? Первое место у нас завоевала
освобожденная женщина Востока! К этой теме казахские режиссеры
начали обращаться под нажимом советского строя.
Первый казахский фильм о женщине “Райхан”, созданный в 1940
году на “Ленфильме” по сценарию Мухтара Ауэзова режиссером
Моисеем Левиным. Картина рассказывала о раскрепощении казахских
женщин при советской власти. Далее женщина Востока раскрепощалась
с помощью казахских режиссеров еще 6 раз. “Дочь степей”, 1954
год, режиссер Ш.Айманов, рассказывает о судьбе простой казахской
женщины, прошедшей путь от батрачки до научного работника;
“Ботагоз”, 1957 г., режиссер Е. Арон - молодая девушка отвергла
домогательства волостного управителя и стала работать в каменоломне,
затем продолжила борьбу с остатками контрреволюции; “Песня
зовет”, 1961 г., режиссер Ш.Айманов - в центре сюжета фильма
- судьба молодой девушки Айгуль, массовика-затейника “Поющего
аула”; “Чинара на скале”, 1965 г., режиссер С.Ходжиков - на
том месте, откуда сбросилась Айсулу, не пожелавшая достаться
нелюбимому, выросла чинара; “Степные истории”, 1978 г., режиссер
Дамир Манабаев 1-я часть фильма “Раушан” рассказывает о трудном
пути женщины-казашки, впоследствии ставшей председателем сельсовета.
“Орнамент”, 1982 г., режиссер А.Альпиев, о председателе совхоза
Бибинур Смагуловой, которая вывела отставший совхоз в передовики
производства, но при этом стала нетерпимой к критике, и тогда
колхозники единодушно выступили против метода руководства
Бибинур.
|
“Сказ о матери”
|
А если серьезно, первое место я бы присудила
фильму Карпова “Сказ о матери”. Безусловно, это самый лучший
фильм о женщине. Актриса Амина Умурзакова смогла передать
страдания и печаль женщины-матери, потерявшей на войне сына.
|
Гуля Дусматова
|
Вот и подошел к концу наш хит-парад. Немного
шуточный, тем не менее некоторые позиции помогли заново оценить,
насколько сегодня востребована казахская женщина в кино. И
в каком качестве. Мужчины-режиссеры, к сожалению, нечасто
обращаются к женской теме и тем самым обижают нас. А у нас
проблем не меньше, чем у сильной половины человечества. И
женщины не стали ждать милостей от природы и сами стали снимать
кино. Ася Сулеева и Лейла Аранышева - совсем разные по творчеству
и даже по характеру. Тем не менее эти женщины-режиссеры своими
фильмами заставили уважать себя и заняли достойные позиции
в отечественном кинематографе. Прекрасные казахские актрисы:
Шара Жандарбекова, Амина Умурзакова, Меруерт Утекешева, Фарида
Шарипова, Жанна Куанышева и Гуля Дусматова. Красивые лица
известных актрис достойны восхищения.
|
Фарида Шарипова
|
Женщины сегодня лидируют не только в семье,
некоторые становятся продюсерами своих мужей-режиссеров и
контролируют процесс создания фильмов. Профессия новая, для
нас еще не совсем изученная, но где наша не пропадала. Будущее
за женщинами, поверьте, дорогие мужчины. Не противьтесь и
примите сей факт как неизбежность. И вперед ...шерше ля фам!
|