31 января 2003
№ 04 (244)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Смотри в оба  

У кино неженское лицо?

Галия Тушкина,
кинокритик

Сразу оговорюсь, неженское лицо у казахского кино. Не то чтобы мужчины-режиссеры игнорировали женские истории и женщин-актрис. Тематика фильмов, к которой обращались режиссеры казахского кино, образы женщин в казахском кино обрели свои четкие позиции. Давайте проведем своего рода top-hot, выведем горячую десятку, где определим достойное место женщины в казахском кино.
Как известно, не место красит женщину, а женщина место!
Итак, на десятом месте - женщина за колючей проволокой, проще - зечка

К этой теме у нас обращались всего один раз, в 1991 году женщина-режиссер Жанна Серикбаева сняла фильм “Жизнь - женщина” о непростых буднях прекрасной половины человечества в пенитенциарной системе. Даже за колючей проволокой женщине хочется любви, вот там и любили Шерочка Машерочку за ситцевой занавеской в бараке.
Эту позицию “тюремный роман Жанны Серикбаевой” делит с женщиной, пустившейся не по возрасту в любовные приключения. В 1994 году Ермек Шинарбаев снимает фильм “Слабое сердце” о пятидесятилетней балерине, вступившей в любовную связь с молодым парнем. В главной роли Наталья Аринбасарова.
На девятом месте - Герои Советского Союза Маншук Маметова и Алия Молдагулова. В 1969 году режиссер Мажит Бегалин снимает фильм по сценарию Андрона Михалкова-Кончаловского “Песнь о Маншук”, написанного для своей тогдашней жены Натальи Аринбасаровой, а в1985 году киргизский режиссер Болот Шамшиев снимает свою жену Айтурган Темирову в фильме “Снайперы”.
На восьмом месте лидер проката 1985 года, испугавшая кинокритиков и снискавшая популярность зрителей крестная мама современных пиратов - мадам Вонг. Режиссер Пучинян не мог и предположить, что его “Тайны мадам Вонг” соберут такие высокие кассовые сборы. Заслуженная блондинка Советского Союза Ирина Мирошниченко справилась со своей ролью блестяще. Правда, в фильме она была жгучей брюнеткой. Правда, это был парик.
Восьмое место присуждаем фильму за оригинальное решение. Откуда было знать сценаристу Станиславу Говорухину, что в песках Юго-Восточной Азии нет морей и промышлять флибустьерам приходилось все больше на суше.

Кадр из фильма “Разлучница”

На седьмом месте - женщина легкомысленная, ставшая яблоком раздора в любовном треугольнике. В “Разлучнице” режиссер Амир Каракулов в 1991 году подушкой разрубил гордиев узел внутрисемейных проблем двух братьев. Молеподобная Эля металась между Адилем и Рустемом весь фильм, определиться не смогла и к обеду умерла. Ее задушили более сильные мужчины.
На этой же позиции стоит “Женщина дня” 1989 года рождения. Бахыт Килибаев и Александр Баранов вывели на экран тип современной городской девушки. Саша весь фильм “лезла” в семейную жизнь модного фотографа, пока в своей квартире случайно не обнаружила незнакомца.
К этим разрушительницам домашнего очага можно, правда, с большой натяжкой отнести фильм Едыге Болысбаева “Ултуган”. В мелодраме 1989 года главная героиня чуть было не закончила жизнь самоубийством, к которому ее подтолкнула несчастная любовь к бывшему капитану Майдану и судьба гибнущего Арала. “Ултуган” с таким же правом может занимать пятую позицию.
Легкомысленная невеста - героиня Венеры Нигматуллиной в “Полете стрелы” (1991 г.) того же Едыге Болысбаева - перед самой свадьбой ломает голову, кому отдать предпочтение: местному бизнесмену или турецкому казаху-эмигранту.
На шестое место прямой наводкой попадают одинокие женщины с неустроенной судьбой. “Несибели” режиссера Шарипа Бейсембаева (1986 год) рассказал о женщине, которая стремится помочь людям, и это помогает ей решать и свои проблемы.
В компанию женщин-одиночек вошла картина Улжан Кулдауовой “Таукымет” (“Невзгоды”) производства 1998 года, в которой женщина перенесла достойно все невзгоды судьбы и не потеряла веры в будущее.
Здесь же расположилась “Красавица в трауре” Ермека Шинарбаева, снятая по одноименному рассказу Мухтара Ауэзова. Даже для 1982 года история овдовевшей казашки заставляла некоторых радетелей морали содрогнуться. Вдова была сексуально одержима.
На пятом месте певицы. О звездах шоу-бизнеса фильмов у нас еще нет, но это ничего не значит. Подождем. Скоро и они подрастут. А посредине хит-парада расположились Бибигуль Тулегенова с фильмом 1978 года режиссера Юрия Пискунова “Солнечный голос” и прима теперь уже парижской “Гранд-Опера” - Майра Мухаммедкызы с фильмом 2002 года режиссера Амира Каракулова “Жылама”.
На четвертом месте женщины, обиженные матушкой-природой, убогие, сирые, отверженные. У них, как правило, не складываются отношения с мужским полом, а если на любовном фронте все о’кей, то в дело вмешивается свекровь. “Айганым”, 1991 год, режиссера Улжан Кулдауовой рассказывает о мытарствах немой девушки. “Семья охотника”, 1995 год, режиссера Шапиги Мусиной поведала историю о том, как злая свекровь довела свою невестку до смерти. А “Мама Роза” режиссера Айхан Чатаевой заставила Амину Умурзакову сыграть старушку, которая умирает в страшных мучениях. Заметьте, страшилки из жизни женщин поведали сами женщины. Злые они...
На третьем месте - девочки. За историю казахского кино можно отметить несколько шедевров, обращенных к нимфеточной теме. Бесспорно, это лидер четвертой позиции - “Сладкий сок внутри травы” режиссера Альпиева, 1984 год, повествует о первой любви 14-летней Сюйрик. То были такие розовые сопли - типа нравственное формирование маленького человека. Зато в “Молитве Лейлы” режиссер Сатыбалды Нарымбетов сразу положил свою героиню на лопатки. Девочка забеременела. Фильм-то производства 2002 года, какое нравственное формирование, когда по телевизору показывают такое!!!
На втором месте - с ума сойти! - мелодрама всех времен и народов. Слезоточивый парфюм от кутюр, патока лучших кинодраматургов и кинорежиссеров страны, бальзам казахской души - фильм режиссера Талгата Теменова “Станция любви”, 1993 год. Краткое содержание (для тех, кто не смотрел, несчастные, читайте): Гульназ любит Орала, но настойчивый и преуспевающий Женис отбивает Гульназ. Орал уезжает в далекие края. Гульназ выходит замуж за Жениса. Через много лет Гульназ и Орал встречаются на станции Любви и узнают друг друга прямо на перроне. На глазах у маленькой дочери Гульназ, которая на самом деле дочь Орала. Уф! Латиноамериканские страсти отдыхают. В главной роли - Баян, тогда еще Мухитденова, ныне Есентаева, телеведущая всяких там “желтых салонов” и “шпилек”. В роли злодея похитителя невест - столичный денди, звезда билбордов и рекламных роликов Бопеш Жандаев. А вообще фильм-то самый, что ни на есть зрительский. Крепко сбитый сюжет. Красивые молодые лица. Ни намека на чернушность или секс. Чисто голливудский стандарт. А что еще надо, чтобы достойно встретить старость? Снять “Станцию любви - 2” (краткое содержание: дочка Орала и Гульназ выросла и встретила постаревшего миллионера Жениса, между ними возникает страсть, но в последний момент Женис женится на более молодой девушке.)
Итак, кто же лидер нашей горячей десятки? Кто ворвался на самую вершину нашего хит-парада? Первое место у нас завоевала освобожденная женщина Востока! К этой теме казахские режиссеры начали обращаться под нажимом советского строя.
Первый казахский фильм о женщине “Райхан”, созданный в 1940 году на “Ленфильме” по сценарию Мухтара Ауэзова режиссером Моисеем Левиным. Картина рассказывала о раскрепощении казахских женщин при советской власти. Далее женщина Востока раскрепощалась с помощью казахских режиссеров еще 6 раз. “Дочь степей”, 1954 год, режиссер Ш.Айманов, рассказывает о судьбе простой казахской женщины, прошедшей путь от батрачки до научного работника; “Ботагоз”, 1957 г., режиссер Е. Арон - молодая девушка отвергла домогательства волостного управителя и стала работать в каменоломне, затем продолжила борьбу с остатками контрреволюции; “Песня зовет”, 1961 г., режиссер Ш.Айманов - в центре сюжета фильма - судьба молодой девушки Айгуль, массовика-затейника “Поющего аула”; “Чинара на скале”, 1965 г., режиссер С.Ходжиков - на том месте, откуда сбросилась Айсулу, не пожелавшая достаться нелюбимому, выросла чинара; “Степные истории”, 1978 г., режиссер Дамир Манабаев 1-я часть фильма “Раушан” рассказывает о трудном пути женщины-казашки, впоследствии ставшей председателем сельсовета. “Орнамент”, 1982 г., режиссер А.Альпиев, о председателе совхоза Бибинур Смагуловой, которая вывела отставший совхоз в передовики производства, но при этом стала нетерпимой к критике, и тогда колхозники единодушно выступили против метода руководства Бибинур.

“Сказ о матери”

А если серьезно, первое место я бы присудила фильму Карпова “Сказ о матери”. Безусловно, это самый лучший фильм о женщине. Актриса Амина Умурзакова смогла передать страдания и печаль женщины-матери, потерявшей на войне сына.

Гуля Дусматова

Вот и подошел к концу наш хит-парад. Немного шуточный, тем не менее некоторые позиции помогли заново оценить, насколько сегодня востребована казахская женщина в кино. И в каком качестве. Мужчины-режиссеры, к сожалению, нечасто обращаются к женской теме и тем самым обижают нас. А у нас проблем не меньше, чем у сильной половины человечества. И женщины не стали ждать милостей от природы и сами стали снимать кино. Ася Сулеева и Лейла Аранышева - совсем разные по творчеству и даже по характеру. Тем не менее эти женщины-режиссеры своими фильмами заставили уважать себя и заняли достойные позиции в отечественном кинематографе. Прекрасные казахские актрисы: Шара Жандарбекова, Амина Умурзакова, Меруерт Утекешева, Фарида Шарипова, Жанна Куанышева и Гуля Дусматова. Красивые лица известных актрис достойны восхищения.

Фарида Шарипова

Женщины сегодня лидируют не только в семье, некоторые становятся продюсерами своих мужей-режиссеров и контролируют процесс создания фильмов. Профессия новая, для нас еще не совсем изученная, но где наша не пропадала. Будущее за женщинами, поверьте, дорогие мужчины. Не противьтесь и примите сей факт как неизбежность. И вперед ...шерше ля фам!

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп