17 января 2003
№ 02 (242)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Европейские комплексы: исламофобия

Артур Валиев

Уходящий год в мировой политике, как никогда еще, был связан с темой ислама. К сожалению, не в духовно-просветительском звучании, а в политическом. Да еще в созвучии с такими понятиями, как “экстремизм” и “терроризм”

Понятно, что толчком к таким взглядам стали известные трагические события в США и последовавшая за ними реакция, порой истерическая, в западном обществе. И хотя высокопоставленные политики не раз публично высказывались о том, что ислам как религия и подавляющее большинство его последователей к терроризму отношения никакого не имеют, но в западном обществе, похоже, утвердился иной ментальный стереотип.
Хотя сегодняшние понятия о политкорректности не позволяют говорить это вслух, но общественное мнение в Европе и в США явно склонно проводить четкую черту между странами с исторически христианской и исламской культурной традицией. Самым ярким примером того, что это явление есть, независимо от того, что по этому поводу публично говорят политики, является отношение западноевропейской общественности к возможности вступления Турции в Евросоюз. Европейцы до сих пор воспринимают ислам почти исключительно в его политических или военных проявлениях, о толерантности ислама, его культурных достижениях они не знают ничего или очень мало, заметил однажды европейский же эксперт.
В связи с этими процессами опыт Казахстана в налаживании отношений конфессий и государства, конфессий между собой представляется крайне интересным. А в силу поликонфессиональности, полиэтничности казахстанского общества даже уникальным. Имея за спиной недавний советский опыт государственного атеизма и подавления любого инакомыслия, а вокруг себя чуть ли не повсеместно наблюдая политические проблемы, связанные с ростом религиозно-политического сознания, Казахстан смог не только не допустить конфликтов на такой почве, но и наладить спокойное сосуществование религиозных общин, развитие религиозного сознания без вступления в противоречия с интересами государства.
Полезно взглянуть на политическую карту Евразии. В России существует проблема Чечни, которая хотя и представляет собой типичный пример проблемы сепаратизма, зачастую звучит с религиозно-политическими нюансами. С юга от Казахстана - Киргизия и Узбекистан с недавним опытом боев с формированиями Исламского движения Узбекистана (ИДУ). В Таджикистане несколько лет шла гражданская война, где одна из сторон отождествляла себя с религиозным движением.
Недавняя ситуация в Афганистане хорошо известна, и вряд ли можно говорить, что она полностью разрешилась. В Китае проблема северо-западных окраин тоже порой озвучивается с упоминанием исламской темы. И эти примеры продолжаются в разных географических направлениях, вплоть до Ближнего Востока и Индонезии. Образно говоря, Казахстан находится в кольце стран, испытывающих серьезные политические проблемы, связанные так или иначе с исламом.
Не будем сейчас анализировать, насколько справедливы эти увязки политических конфликтов с религиозными мотивами. Факт то, что в Казахстане таких проблем нет. Их удалось избежать, несмотря на то, что в республике, как и на всем остальном постсоветском пространстве, есть процесс возрождения религиозной активности части общества, есть “влияние извне” на эти процессы, есть определенная конкуренция между традиционными и новыми конфессиями. Все эти факторы потенциально могли бы дестабилизировать ситуацию. Внешних примеров немало.
Например, если говорить о присутствии в Казахстане нетрадиционных конфессий, ведущих активную проповедническую деятельность. В соседнем по региону Таджикистане известны насильственные действия против подобных групп - несколько лет назад во время богослужения был взорван молельный дом. Казахстан от Таджикистана в географическом плане отделяют 300-400 километров, совсем немного. Но в отношении к таким вопросам - настоящая пропасть.

Главная тема последних лет, влияние экстремистских политических группировок, использующих религиозные мотивы, для Казахстана, к счастью, тоже не столь актуальна. Известно, что попытки внедрения подобной идеологии и организационных структур были и в республике, но их пресекли. Здесь уже проявил себя фактор силового регулирования государством таких процессов.
Некоторое время назад в Алматы прошла конференция, посвященная истории ислама в Средней Азии. Участие в ней приняли известные представители исламского мира из-за рубежа. Контрастом выглядел последующий визит некоторых из них в Россию, во всяком случае освещение его в СМИ. Если в Казахстане все это прошло без политизированности и, тем более, без конфликтов, то у соседей - наоборот.
Этими примерами опыт Казахстана в сосуществовании государства и развивающегося религиозного сознания не исчерпывается, но их достаточно для иллюстрации того, что этот опыт в целом позитивен. Если говорить о причинах, то они двояки. Первое - это исторический опыт, тесное и длительное сосуществование различных конфессий и этносов, сформировавшее ту самую толерантность.
Второе же, и в нынешних условиях главное - это правильно сформулированная и последовательная политика государства. Обеспечение правильного баланса между силовым подавлением экстремистских форм и гарантированным развитием нормальных, спокойных проявлений религиозного сознания следует признать главной составляющей этой политики. Содействие развитию религиозного образования, строительству мечетей, контактам исламских общин с единоверцами из-за рубежа, постоянному позитивному диалогу с другими конфессиями внутри страны - все это, осуществляемое под патронажем государства, сделало возможным тот опыт конфессионально-политической стабильности, который сегодня является реальностью в Казахстане. А при взгляде на внешнее окружение можно назвать этот опыт уникальным.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп