Путь к свободе.
Еще 365 дней
Заметки на полях политических игр 2002 года
Сергей Волков,
обозреватель
Смотреть на политику в Казахстане опять стало
интересно. Не Голливуд, конечно, и не Мадридский двор. Но
- тоже ничего. Шоу, как говорится, что надо. Одно плохо: организационные
и материальные средства наших политиков не всегда поспевают
за их амбициями. Не поспевает за ними и народ
В политике ведь как: выгнали тебя, к примеру,
с шумом и гамом из парламента бывшие коллеги по партии, проходит
ровно год - и сидишь ты рядом с этими людьми за “круглым столом”,
обсуждаешь дальнейшие пути развития демократии в стране. И
главное, никто этому не удивляется. Наоборот, говорят: молодец,
настоящий политик!
Или вот арестовывают политических деятелей оппозиционного
блока - по хозяйственно-уголовным делам. Правозащитники, оппозиционеры,
журналисты, а потом и иностранцы тут же начинают говорить
о политическом преследовании и политических заключенных. Проходит
несколько месяцев - хозяйственно-уголовные дела заводятся
теперь уже на участников партии парламентского (и любого другого)
большинства. И что же?
Все вышеупомянутые комментаторы замирают от неожиданности,
а затем дружно так начинают ерничать на тему коррупции во
властно-партийных структурах. Мол, вон кто в партию рвется
- чуть ли не уголовные элементы. О политическом преследовании
- конечно же, молчок.
А народ республики продолжает добывать хлеб свой насущный
и смотреть на все это шоу с широко открытыми глазами. Забывая
при этом старика Демокрита, говорившего: “Не старайся знать
все, будешь невеждой во всем”.
Электричества
хватает. Ума - нет
Правительство - парламент - олигархи - политические партии
- гражданское общество - СМИ. Политический ток по этой цепочке
бегал в 2002 году в нашей республике как угорелый. Причем
о двух последних “точках” этой цепочки участники политического
шоу больше говорили в сослагательном наклонении. Типа, хорошо
бы их развивать и укреплять, ведь именно они - главные условия
для создания в Казахстане воистину цивилизованного общества.
Но почти никто, конечно, СМИ и гражданское общество не укреплял.
Из всех вышеуказанных игроков в политические баталии лишь
правительство отчасти поддерживало “гражданский консенсус”.
Да и то лишь с помощью более тесной дружбы с бюрократами из
ОБСЕ. А те это любят. В результате Казахстан, по мнению европейцев,
далеко опередил Белоруссию по уровню демократии.
Случившееся в конце прошлого года крутое политическое противостояние
внутри политических элит лишь развело их на так называемые
“исходные” позиции. В 2002 году, кроме мелких случаев взаимных
предательств, ничего существенного здесь не произошло. Каждый
из участников политического шоу остался “при своих”. И даже
заключение под стражу лидеров ДВК не изменило ни их статуса,
ни общего расклада на политарене республики.
Нет, криков, воплей, прыжков вверх и в сторону было очень
много. Только вот напоминали они больше первые 3 раунда двенадцатираундового
боя между боксерами-профессионалами. Там ведь никогда не торопятся
набить друг другу морду: и зрителей обидишь, и сам на удар
нарвешься.
Так и наши политики. Думы о том - приближать или не приближать
парламентские выборы; как прекратить детский галдеж среди
политических партий; менять и как менять выборное законодательство;
вводить ли приватизацию сельхозугодий и т.д. и т.п. - напрочь
перекрыли доступ кислорода в те частички мозга казахстанских
политиков, которые отвечают за мысли о стратегических нуждах
простого человека.
Именно поэтому правительство повышает минимальные ставки выплат
служащим и пенсионерам, после чего объявляет госбюджет следующего
года “Бюджетом развития”. И плевать на то, что 6 лет назад
два пенсионера получали в пересчете на доллары 135, а в 2003
году - после “повышения” - всего 83. Главное - всенародно
объявить о бюджете развития.
Оппозиция поет песни из того же репертуара. В промышленном
городе большие долги по зарплате? Так мы там футбольный матч
на снегу устроим с участием “героев давно минувших дней”.
В крупнейшем мегаполисе страны слишком много голодных стариков?
Так мы им одноразовое мероприятие проведем с едой, купленной
на зарубежные деньги.
И так постоянно.
Зато о судьбе государства и демократической свободе для всех
казахстанцев скопом - вот об этом нашим политикам, хлебом
не корми, дай только поговорить. И так они наш великий, но
несчастный народ любят, и так...
Не помнят, наверное, политики слова Ремарка о том, что
“свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить”.
Преждевременные
поиски
Не надо быть политологом или даже провидцем, чтобы сказать
о том, что все политические элиты страны, рассуждая о народе,
на самом деле напряженно думают о главе государства. Еще Вольтер
говорил: “Для спасения государства достаточно одного великого
человека”. У нас вроде и спасать пока ничего не надо,
но раздумья о “великом человеке” почему-то нарастают с клинической
неотвратимостью.
Большинство властных рядов свято верит в то, что только Нурсултан
Назарбаев является ныне и еще долго будет этим самым великим
человеком. К прискорбью современной оппозиции, с этим большинством
согласны и многие казахстанцы. Пройдя вместе с ним почти все
ужасы перехода от одной социально-экономической формации к
другой, простые граждане республики, ворча и ругаясь на своего
президента, все же считают, что с ним есть надежда на стабильность.
Особенно учитывая все “прелести” среднеазиатского окружения.
Определенная часть столичной элиты (не очень большая), вспомнив
слова старого как мир китайца Лао-цзы о том, что “наводить
порядок надо тогда, когда нет еще смуты”, решила: время
пришло. И стала уже в контексте этой мысли совершать движения
“под коврами” Астаны. Нет, нынешнего президента они уважают.
Просто считают, что он уже сделал все, что мог. Как говорится:
ничего личного, это политический бизнес.
Но силы подобных поклонников древней китайской философии,
несмотря на немалые денежные ресурсы, находящиеся под их контролем,
пока еще слишком эфемерны. Про себя-то они могут думать все,
что угодно. Но то, что они не государственники, а просто хорошие
коммерческие менеджеры, еще не дает права думать о себе как
о потенциальных руководителях страны. Потому что банк - это
банк, компания - это компания, а государство - это государство.
И управлять последним - это тебе не “голубыми” фишками и оффшорными
фирмами ворочать.
Проще всего идут дела у нынешней оппозиции. Услышав еще в
начале года от президентского политолога Ермухамета Ертысбаева
сентенцию о том, что у старых оппозиционеров нет денег, но
есть идеи, а у новых демократов деньги есть, но с идеями пусто,
объединившаяся “супердемократическая” оппозиция объявила о
появлении сразу двух великих людей. Кончилось все для этих
двух людей достаточно плохо. Впрочем, кто знает, чем может
закончиться в будущем для политика его заточение в тюрьму
в 2002 году?
Управлять
с козырями
В этой ситуации и сам президент, и его администрация в этом
году действуют прямо-таки “по паскаль-уайльдовски”. Я имею
в виду знаменитые выражения Паскаля: “Предвидеть - значит
управлять” и Уайльда: “Всегда играй честно, если все
козыри у тебя на руках”. Почти все политологи, эксперты
и просто наблюдатели отмечают сегодня, что глава государства
сделал в 2002 году практически невозможное: он остался “над
схваткой”.
Пресса возопила о невыносимом давлении на себя? Президент
РК выступил на I Конгрессе журналистов Казахстана и сказал,
что нынешние СМИ - сами хороши, но пообещал создать соответствующий
Общественный совет при себе (и в конце года создал). Оппозиция
закричала о необходимости досрочных парламентских выборов?
Вечно неповоротливое правительство вдруг вбросило проект закона
РК “О политических партиях”, а перманентно склочный парламент
неожиданно быстренько его утвердил.
Само правительство превратилось в “террариум коллег”? Глава
государства не поленился дважды за год его перетряхнуть и
также дважды поменял должностные обязанности у вице-премьеров.
“Террариум”, правда, остался, но он стал управляемым. Парламент
на третьем году своей работы подхватил вирус “мании величия”
(депутаты всегда болеют на 3-м году)? Тут же откуда ни возьмись
замаячили новый Закон РК “О выборах”, поправки в Закон “О
парламенте”.
В “получастном” сельском хозяйстве появились признаки стабильного
роста. А латентные латифундисты уже готовы вкладывать свои
кровные в сельхозпроизводство? Сразу три ближайших года объявляются
периодом возрождения аула, бюджетная статья для Минсельхоза
РК вырастает в несколько раз (до 55 миллиардов тенге), а в
парламент вносится проект нового Земельного кодекса, где впервые
земля сельхозназначения вносится в частную собственность.
Оппозиция, устав ездить за рубеж и давать пресс-конференции
для себя и иностранных журналистов, потребовала “национального
диалога”? Созывается постоянно действующее совещание по дальнейшей
демократизации и развитию гражданского общества. Естественно,
оппозиционеры участвовать в нем отказываются. Мол, равный
им в этом “нацдиалоге” только президент. По логике: все остальные
партии, движения, НПО, профсоюзы, национально-культурные центры
в республике - всего лишь “жалкие и ничтожные личности”. А
думающие так “демократы” - обыкновенные “паниковские”.
И так далее...
А еще президент РК, выступая в сентябре в прямом телеэфире,
сказал, что готов остаться еще на один срок.
Техническое
правительство
политического
развития
Не сказать, что правительство Имангали Тасмагамбетова стало
более открытым для общества. Но то, что оно нашло общий язык
с главными бюрократами и менеджерами в ООН, ЕС, ОБСЕ, США,
России, Китае - безусловно, это факт. Конфликт из-за распределения
прибыли “Тенгизшевройла” - лишь подтверждение правила о том,
что в международной политике никогда нельзя расслабляться.
Правда, кому ставить больше плюсов за 2002 год - премьер-министру
или госсекретарю РК - в общем-то не очень понятно.
Скорее всего, политологи их поставят на одну ступеньку: г-н
Тасмагамбетов больше работал с инвесторами и технократами,
а г-н Токаев - с политиками. Удачный, кстати, тандем получился.
Значит, может бывший премьер работать в правительстве. А то
у нас как повелось: сняли, обиделся и уехал за рубеж - правду
говорить...
Ну а само правительство весь год “самонастраивалось”. Еще
при премьере Токаеве в него вошли Мухтар Алтынбаев - министр
обороны; Аблай Мырзахметов - министр транспорта и коммуникаций;
Гульжана Карагусова - министр труда и соцзащиты. После прихода
в премьерское кресло этой зимой г-на Тасмагамбетова сменился
и “парк” вице-премьеров. Ими стали господа Павлов, Мухамеджанов
и Масимов. Министерские покои также заняли Шамша Беркимбаева
(образование), Каирбек Сулейменов (внутренние дела), Георгий
Ким (юстиция).
Вкупе с оставшимися в правительстве господами Школьником,
Кул-Мухаммедом, Доскалиевым, Какимжановым и др. “новенькие”
производили впечатление “продуктов” сугубо политического компромисса.
Я даже тогда зимой написал, что новое правительство - чисто
техническое произведение, предназначенное для выполнения некоторых
транзитных задач.
Это ощущение усилилось после заключения в апреле под стражу
министра транспорта Мырзахметова. Странно только, что ни одна
политическая сила в стране не заявила, что бывший министр
- политический заключенный. Неужели парня попросту предали?
Ведь попал-то он в правительство явно не с улицы.
Впрочем, переезд одного из своих коллег из здания с бронированными
стеклами в помещение с зарешеченными окнами, безусловно, всколыхнул
умы, сердца и пятки правительственных топ-менеджеров. При
этом каждый из них боязливо вспоминал американского президента
Франклина Делано Рузвельта, который записал как-то: “Опасно
недооценивать человека, который переоценивает себя”. А в нашем
правительстве куда ни глянь - одни переоцененные и сидят.
Из всех-то, наверное, только госпожа Коржова да господа Есенбаев
и Келимбетов сидят на своих местах. И не только сидят, но
и продуктивно работают. Сейчас к ним вроде бы подтягивается
еще Минсельхоз РК во главе с вице-премьером г-ном Есимовым.
Но на то есть особые причины: прямой контроль главы государства
за выполнением трехлетней Государственной агропродовольственной
программы.
А “бой с тенями” закончился очень просто. Новый вице-премьер
и пара свежих министров появились в правительстве накануне
осени. В самом Кабинете министров опять произвели “перенастройку”,
некоторых министров передвинули с места на место, а между
вице-премьерами опять перераспределили обязанности. Но общей
сути это не поменяло. Особенно если вспомнить, какими словами
напутствовал зимой президент РК только что созданное правительство
Им.Тасмагамбетова. Он говорил, что оно должно стать “не
правительством реформаторов, а правительством грамотных менеджеров”.
Тогда же прозвучал наказ: станьте “правительством здравого
смысла и конкретной работы”.
Имея такие пожелания, трудно не почувствовать себя и гением
госуправления, и смертельно уставшим человеком. Ведь для чиновника
любого ранга понятия “здравый смысл” и “конкретная работа”
имеют совсем другой смысл, чем для обыкновенных жителей. Не
буду вдаваться в разъяснения понятийного аппарата “бюрократа
обыкновенного”, просто отмечу, что ТАК было всегда, ТАК всегда
и будет.
По большому счету, правительство в 2002 году работало в режиме
повышенной наэлектризованности. Четче работать призывал президент
страны, вновь почувствовавший интерес к политическим реформам.
Парламент со своим “синдромом 3-го года” так просто “не слезал”
с правительства. Политические партии, движения и правозащитники
с упорством, достойным лучшего применения, “бомбардировали”
Кабинет министров своими петициями. Воззваниями, жалобами.
И заметьте - ни одной челобитной!
А ведь были еще и бесконечные международные дела, которые
пришлось пересматривать в связи с широко развернувшейся борьбой
против мирового терроризма...
Так что, даже несмотря на все “родимые пятна” специфического
чиновничьего мышления, правительство в этом году сработало
на крепкую “четверку”. Правда, “с минусом”. Она прилеплена
мною к оценке из-за того, что многое из сделанного правительством
в 2002 году де-факто заработает только в 2003-м или того дальше.
Хотя Закон о партиях, проекты Земельного кодекса, Закона о
выборах и, наконец, принятие “госбюджета развития” стоят твердой
“четверки”. Осталось только с прессой с помощью нового Закона
РК “О СМИ” разобраться - и можно претендовать на “пятерку”...
Их много. Они разные.
Вот, в общем-то, и все
Собственно о политических партиях и движениях в 2002 году
сказать могу немногое. И потому что писал о них часто (см.
хотя бы последние материалы: “Все налево. Кто направо?”, №46,
2002, “НП”; “20 тысяч “разрозненных
членов” хуже одного совещания”, №47, 2002, “НП”). И потому
что сколь-нибудь решающего влияния на политику страны они
в этом году не оказывали.
Да, были локальные политшоу; да, оппозиционеры вконец переругались
с властями и между собой; да, глава государства еще раз доказал,
что он - гарант нынешней Конституции РК; да, некоторые правительственные
топ-менеджеры неожиданно показали, что они - весьма неплохие
политики. Но ГДЕ, скажите, здесь присутствуют политические
партии? Те самые организации, чьи платформы обыватели должны
с интересом обсуждать за ужином? Нет их. Пока нет.
Вот запахнет парламентскими выборами, подъедут московские
политтехнологи, партии наконец-то перерегистрируются, государство
включит административный ресурс, уходящий в небытие старый
состав парламента начнет вопить и вредничать, премьер-министра
перед выборами быстренько поменяют - вот тогда-то и можно
будет вновь поговорить о политических партиях и их влиянии
на жизнь нашего горячо любимого государства.
А прямо сейчас хочу посоветовать всем политикам страны никогда
не забывать слова мудрого Сенеки: “Для человека, который
не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не
будет попутным”. Правда, с одним уточнением: пожалуйста.
Не путайте собственный “домик в деревне” с “политической гаванью”...
|