Все налево. Кто направо?
Сергей ВОЛКОВ, обозреватель
За полтора месяца до часа “Х” основные политические
силы страны определились со своими организационными структурами.
Кто решил “реорганизоваться путем присоединения”; кто-то “отойти,
в знак протеста”; кто-то перерегистрироваться в соответствии
с новым Законом “О политических партиях”.
Причем главным вопросом для всех партий стали почти что “пресловутые”
50 тысяч членов для каждой из них. Эта цифра мусолилась все
лето и осень в большинстве СМИ и политических тусовках республики.
Противники этого условия с жаром приводили зарубежные примеры,
топали ногами, рассказывали журналистам, преимущественно иностранным,
об ужасах “режима Астаны” и говорили о том, что “50 тысяч”
- это антидемократическая норма, мешающая каждому из граждан
страны выразить свою волю на выборах. При этом подобные оппоненты
так и не смогли до настоящего времени собрать подписи у этих
самых “50 тысяч” граждан. После чего почувствовали себя еще
более демократичными и антитоталитарными.
Если учесть, что избирателями в Казахстане являются гораздо
более половины из почти полутора десятков миллионов живущих
в республике граждан, то вопрос о политических претензиях
нынешней оппозиции и ее “партийных лидеров без партий” на
сегодня можно признать закрытым, А это значит, что в 2003
году в Казахстане сформируется и новая, и, будем надеяться,
более серьезная, и думающая оппозиция.
То, что новый Закон “О политических партиях” был в первую
очередь направлен против “олигархических комиссаров”, власть
особо и не скрывала. Ей было важно не допустить в стране хаоса
с перманентным появлением “вождей” и “вождих”, которые вчера
еще мирно переписывали бумажки в правительстве, а завтра уже
могли нести всякую псевдосоциалистическую белиберду.
В момент разработки указанного выше закона возникла и идея
о досрочных парламентских выборах. И не случилось их в текущем
году только по причине того, что “новая оппозиция” переругалась
внутри себя, а заодно еще и с вечно сварливой “старой оппозицией”.
Ведь одно дело на дармовые деньги в цирке заседать, и совсем
другое - ежедневно разъяснять политику своих многочисленных
партий и движений. Тут работать надо, а не “гусей гнать” (кого
покоробило сие родившееся в недрах астанинских кабинетов выражение,
могу предложить другое: “языком молотить”).
Кстати, сторонников у данного закона среди “политизированных”,
по выражению некоторых оппозиционеров, масс оказалось намного
больше, чем они рассчитывали. Просто эти сторонники менее
шумные и более здравомыслящие. Даже партия “Ак жол”, осязав
флюиды некоторой приязни и уважения от властных кругов, быстренько
свернула свою “анти-50-тысячную” пропаганду и благополучно
набрала положенное по закону количество официальных сторонников.
Каким-то образом это событие совпало с резким снижением количества
не совсем продуманных популистских заявлений со стороны лидеров
партии “Ак жол”.
Вполне вероятно, что по этому же пути пойдет и Партия патриотов.
Хотя некоторые наблюдатели сомневаются в том, что ей удастся
соединить вместе интересы пенсионеров, денежных “тузов” и
женщин бальзаковского возраста. Впрочем, нынешняя власть может
позволить себе и Партию патриотов...
Особняком в ряду сторонников “ужесточения” организационно-партийного
процесса стоит Партия Возрождения Казахстана. Ее лидеры изначально
не метались из стороны в сторону, а сформировали партию интеллигенции.
Ее сторонники имеют высшее образование, но не имеют средств
учить своих детей за рубежом, До нынешнего “среднего” класса
они не дотягивают по доходам. Зато веры в президента страны
и собственные силы - у них в избытке. Им не надо объяснять,
- где их власть обманула, они ей сами могут подсказать, как
сделать так, чтобы она этого больше не делала. В силу своей
корпоративности Партия Возрождения без труда взяла рубеж “50
тысяч”. Дело осталось за малым - найти до выборов сторонников
эволюционного развития среди богатых людей страны.
Корпоративностью берут и два других “поддержанта” нового Закона
“О политических партиях”: Гражданская и Аграрная партии. У
них изначально членов партии было достаточно. И главная их
задача сегодня - не поддаться на уговоры некоторых политтехнологов,
не “реорганизоваться путем присоединения”. Ведь на полном
серьезе обсуждаемый в некоторых СМИ странный гибрид “Гражданско-Аграрная”
(или “Аграрно-Гражданская”) партия - это путь в никуда. Основные
политические цели будут размыты, а проголосовавшие за такого
“партийного сиамского близнеца” избиратели будут только мешать
своими наказами тихой и кропотливой работе “гражданцев” и
“аграрников” над отраслевым законодательством государства.
Когда вспоминаешь про коммунизм, первым делом на ум приходит
одноименная партия. Но это только иллюзия. Потому что в ней
сейчас раскол средней тяжести, который уже привел к тому,
что вменяемая и публичная ее часть мечется между европейской
социал-демократией и непримиримым антитоталитаризмом. Неплохие
бизнес-успехи ее лидеров и пока нейтральное отношение нынешней
власти к ней, скорее всего, позволят коммунистам получить
50 тысяч подписей. А вот парламентские перспективы у этой
партии довольно темные. В бывшей советской республике Коммунистическая
партия не может не существовать. Но не более. Давать коммунистам
депутатский иммунитет - со стороны правительства, строящего
капитализм, - было бы большой роскошью.
Что же касается самой многочисленной на сегодняшний день партии
в стране - “Отан”, к которой, кстати, только что присоединились,
по решению своих съездов, Народно-кооперативная партия Казахстана
и Республиканская политическая партия труда, то ее перспективы
достаточно понятны. Главной задачей партии стала следующая
формулировка ее почетного председателя Нурсултана Назарбаева:
все должны четко понимать что “Отан” - это партия среднего
класса.
“Правящая партия” - так все называли “Отан” до ее съезда,
так говорили о ней и делегаты съезда - таков ее будущий статус.
Надолго ли? Это будет зависеть от тех идей, которые она предложит,
сформировав новое правительство после предстоящих парламентских
выборов. Для этого, правда, надо будет еще поменять законы,
регулирующие выборы и работу самого парламента, в частности,
его фракций, роль и место которых до сих пор четко законодательно
не определены. Но это уже принципиально решенный и “технический”
вопрос.
Самым же сложным, по окончании периода перерегистрации партий,
станет вопрос о том, как расположить казахстанские партии
на политической сцене? Десятилетие рыночных реформ в республике,
“олигархические бунты” и борьба властей с политическими “меньшевиками”
привели к тому, что практически все партии сегодня самыми
актуальными считают проблемы социальной поддержки населения.
И “правая” по своей сути партия “Ак жол”, и “правоцентристы
по рождению” - партии “Отан”, Гражданская и Возрождения, особое
внимание в своих программах уделяют тем гарантиям, которые
государство обязано взять на себя по отношению к простым гражданам.
Про остальные партии и говорить не приходится.
Таким образом, перед неудержимо грядущими парламентскими выборами
в нашей республике сформировалась достаточно перекошенная
“влево” политическая площадка. С одной стороны, это сможет
гарантировать усиленное внимание власти к социальным проблемам.
С другой - глубоко “закопает” решение проблем совершенствования
вертикали госуправления.
И кто же тогда начнет “праветь” первым?..
|