20 декабря 2002
№ 51 (239)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  

Рекламная пауза
Депутаты парламента РК обсуждают законопроект о рекламе

Рекламные ролики крутят всегда: даже во время трагического “Норд-Оста” Савик Шустер не забывал перемежать ими “Свободу слова”. Реклама уже явление вневременное, внесобытийное и неотвратимое, как сама судьба. Смирившись с ним однажды, мы сегодня пытаемся загнать его в рамки закона, дабы оно не поглотило нас целиком и полностью...
Законопроекты о рекламе и о СМИ (который сейчас только разрабатывается), в принципе, идут рука об руку. Некоторые пункты даже можно дублировать. Но если законопроект о СМИ вызывает хоть какие-нибудь споры и размолвки в обществе, то закон о рекламе пока не стал предметом широкого обсуждения.
А между тем законопроект при ближайшем рассмотрении вызывает массу вопросов...

Михаил Трошихин, депутат парламента РК:

Задумайтесь о детях

При обсуждении законопроекта о рекламе я выступал за запрещение рекламы спиртных напитков и табачных изделий. А также просил внести поправку о запрете рекламы в траурные дни, потому что безнравственно крутить рекламные ролики в такие моменты.
Что касается алькоголя... Хочу сказать следующее: я не против рекламы вообще, но я против рекламы нездорового образа жизни, атрибутами которого являются по сути курение и алкоголь. Подумайте, что с нами происходит - общество спивается, курить начинают с начальной школы, а мы все еще не понимаем всей серьезности ситуации: позволяем рекламировать алкоголь и табак.
Во всех больших супермаркетах, куда ни глянь, не реклама здорового питания или образа жизни, а только - сигарет и бутылок. Отсюда вытекает простая мораль для подрастающего поколения - пить и курить приятно и даже полезно. Крутой ковбой в стране Марльборо, несомненно, лучше, чем противная Марья Петровна, школьная учительница, которая вечно твердит о вреде курения.
Вот в чем удача рекламной акции - в не явном, но веском противопоставлении одного и другого. И дети, которые по природе своей тянутся ко всему яркому, броскому, делают свой выбор. А результаты этого выбора мы будем пожинать все вместе. Поэтому я призываю задуматься о детях - они наш потенциал и будущее страны. Нам нужно здоровое будущее, здоровый народ...
Я лично никогда не доверяю никаким красивым призывам и лозунгам, в особенности рекламным. Это по Солженицыну - не верь, не бойся, не проси. А в отношении рекламы у меня стойкое убеждение - обычно сильно рекламируется то, что плохо продается, что залежалось на прилавках. Реклама сильно помогает в этом отношении - сбыть не самый лучший товар. Подумайте сами, стоит ли рекламировать хороший продукт - люди и без того прекрасно знают, где его купить и как он называется. Не правда ли?
Я думаю, у депутатов еще есть время выслушать все пожелания и учесть их при принятии закона о рекламе и закона о СМИ, которые неразрывно связаны между собой.

Айдар Жумабаев,
президент Ассоциации телерадиовещателей Казахстана:

Закон - преждевременный

На мой взгляд, закон о рекламе, в принципе, преждевременен. Потому что, и это прежде всего,закон не учитывает реалии рынка. К тому же рекламный рынок регулирует себя самостоятельно. Мы встречались с профессионалами - объединенным индустриальным комитетом, куда входят рекламные агентства и крупнейшие телерадиокомпании, - все довольны существующим положением вещей. То есть какой-то иной регулятор рынку совсем необязателен.
Есть, по меньшей мере, две основные причины, по которым не нужно так быстро принимать закон о рекламе. Первая - совсем недавно были приняты поправки в законодательство о ретрансляции: с 1 января 2002 года ретрансляция зарубежных каналов уменьшилась до пятидесяти процентов, а с 1 января 2003 года уменьшится до двадцати процентов.
Прекрасно известно, как это влияет на рекламный рынок. Рекламодатели предпочитают программы в основном ретрансляционные - того же российского телевидения. Уже сейчас непонятно, как развивается рекламный рынок после введения этих мер. Нам нужен опыт, который накапливается не за один день, а за год-два минимум. Что будет теперь после перехода на двадцать процентов - никому неизвестно.
Далее. Совсем недавно Министерство культуры, информации и общественного согласия стало жестко отслеживать исполнение Закона о языках в электронных СМИ. Это правильные действия - Закон о языках надо соблюдать. Но, к сожалению, рекламному рынку очень трудно это объяснить. Опять же, к сожалению, рекламодатели предпочитают размещать рекламу в русскоязычные передачи. Такова реальность, и от нее никуда не деться.
Мы всегда берем в качестве примера и сравнения Россию. Так вот, Россия принимала в свое время подобный закон - теперь же за один год в него предлагается вносить до пятнадцати-двадцати поправок. Этот закон для россиян - жуткая головная боль. Я боюсь, что у нас получится то же самое.
Дело в том, что наш рекламный рынок развивается путем эволюционным, закон же станет явлением революционным. Конечно, хорошо, что в рабочую группу по разработке закона были включены представители общественности и большинство наших поправок было принято. Но то, что с 1 января 2003 года депутаты хотят вообще исключить рекламу табака и алкоголя - неправильно, потому что те же самые депутаты совсем недавно приняли Закон о табакокурении. В нем оговаривается, что такие действия надо предпринимать поэтапно, в течение полугода. Теперь же при запрете рекламы придется вносить поправки в Закон о табакокурении.
В этом отношении ситуация складывается несколько комичная, но для рекламных агентств она катастрофична. Потому что были заключены контракты, выстроены планы, расписаны бюджеты - люди рассчитывали на определенные сроки. Мы уже смирились с тем, что закон о рекламе будет принят. Но эти частности грозят потерей крупных бюджетов как для рекламных агентств, так и для телерадиокомпаний. Совсем не хотелось бы, чтобы это произошло. К сожалению, в отношении запрета на рекламу алкоголя и табака все движется не в лучшую сторону.
Что касается других моментов. Одна из сегодняшних реалий, с которой надо считаться, - кабельное телевидение. Статьи о нем надо вносить как в закон о СМИ, так и в закон о рекламе. Закон о рекламе призван разложить по полочкам: что такое спонсорство, что такое заведомо ложная реклама. Понятие “скрытая реклама” - абсурдно по своей сути, мы предложили исключить его из закона, и депутаты пошли нам навстречу.
Закон о рекламе, тот, который мы предложили, неплох. С этим согласились как представители телевизионных компаний, так и представители рекламных агентств. Но рынок тем не менее будет диктовать собственные условия игры, и нам однозначно придется со временем вносить изменения и коррективы в закон. Во всяком случае, вместе с рекламными агентствами мы готовы отслеживать ситуацию и смотреть, как будет развиваться рекламный рынок дальше, чтобы выступать с общественными инициативами.

Каспарс Кукелис,
учредитель рекламного агентства “Панда”, Алматы:

В итоге пострадает простой потребитель

Хочу сказать сразу - мы, конечно, подчинимся любому закону, если он будет принят. Однако в связи с законопроектом о рекламе меня удивляет несколько вещей. Прежде всего, спешка и приоритетность принятия данного закона перед другими законопроектами. Я бы тут вспомнил несколько фундаментальных вещей, которые еще не отработаны, к примеру, вопрос о частной собственности на землю. Вопрос о рекламе кажется мне не столь важным, чтобы, отложив все другие законопроекты, заниматься им столь серьезно.
Во-вторых, меня удивил подход к разработке законопроекта. Дело в том, что профилирующие общественные организации - индустриальный комитет или Ассоциация телерадиовещателей - не стали первоисточником создания закона. Закон попал к ним уже в достаточно законченном варианте с тем, чтобы они могли исправить особенно вопиющие пункты и статьи.
Можно долго рассуждать о нюансах этого закона, я думаю, у многих людей найдется свое видение его статей и пунктов. Поэтому останавливаться на чем-либо конкретном не имеет смысла. Другой вопрос, причем самый главный, а нужен ли вообще этот закон? Я могу сказать с полной уверенностью, что инструменты саморегулирования рекламного рынка в Казахстане работают лучше, чем в любой стране постсоветского пространства. Здесь сложилась очень цивилизованная модель конкуренции внутри рекламного бизнеса, по сути, нет людей, которые не могут работать друг с другом и обсуждать свои проблемы. У нас и здоровая конкуренция, и здоровая среда.
Если нужно к этой модели существования приделать во что бы то ни стало закон - то, конечно, можно сделать. Только зачем? Я не вижу на поверхности глобальных проблемных аспектов, которые требуют немедленного законного регулирования. Говорят о негативном воздействии рекламы на детей. Но я пока не заметил ни одного казахстанского рекламного ролика даже с намеком на эротику...
У меня отношение к закону очень спокойное. Я думаю, все ограничения ни к чему конкретному не приведут. В мире разработано столько инструментов юридически качественного обхода всяких запретов, что этот закон ни одного профессионала в области рекламы не напугает. Существует даже целая дисциплина о том, как позиционировать алкогольные и табачные бренды, не нарушая при этом ни одного пункта закона. Отсюда: чем больше возникает преград на рекламном пути компаний, тем больше они привлекают различных специалистов, тем больше растут гонорары и комиссии, возникают рабочие места и так далее. Но для общества в целом эта модель существования не очень продуктивна.
Мы еще не настолько сыты и одеты, чтобы создавать внутриобщественные преграды для последующего их преодоления. При этом вы посмотрите на кодексы самоограничения табачных компаний - они идут, как правило, на несколько лет вперед всякого регулирующего закона.
Можно также отметить следующее: все риски бизнеса обычно отражаются на потребителе. Как только возникают явления, которые ведут к удорожанию процесса - судебные иски, административные взыскания и так далее, - все это ляжет на себестоимость продукта. В результате пострадает только простой потребитель, как бы это цинично ни звучало.
Все эти круги законотворчества мы проходим не первыми в мире. На доходы компаний этот закон никак не повлияет - это я могу сказать однозначно. В этом законе я не вижу решения каких-то проблем, равно как и сильных потрясений для индустрии.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания и оценки, которые редакция не всегда разделяет.
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп