Десять часов реального кино
Георгий Афонин
На днях во Дворце студентов Казахского
национального университета в рамках проекта Азиатского банка
развития по снижению бедности в Казахстане прошел фестиваль
документальных фильмов “Искусство против бедности”
Как сказал на церемонии открытия директор представительства
АБР в Казахстане Казухико Хигучи, одна из основных целей конкурса
- привлечение внимание к проблеме бедности в стране и ориентация
на идею объединения усилий для ее решения.
Этим проектом продолжена инициатива, поданная президентом
Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на международном экономическом
саммите в апреле этого года: “Государства Центральной Азии
должны выступить с совместными предложениями по финансированию
наших общих проблем... перед мировыми финансовыми институтами.
Это будет очень мощным инструментом в борьбе с бедностью”.
Реакцией государства на существующую проблему стала разработка
государственной программы по борьбе с бедностью, в реализации
которой большое значение имело участие АБР, под патронажем
которого и прошел киноконкурс. Спонсорскую поддержку конкурсу
оказали фирма “GLOTUR” и Гете-институт.
Участникам
жюри, в которое вошли руководитель НК “Казахфильм” Сергей
Азимов, президент Союза кинематографистов Казахстана Максим
Смагулов, вице-министр образования Нуралы Бектурганов, предстояла
непростая задача - из 40 фильмов и роликов в различных номинациях
отобрать лучшие.
- Два дня мы смотрели фильмы с болью в сердце, потому что
иначе их смотреть нельзя, - сказала председатель жюри киновед
Гульнара Абикеева. - Очень сложно было определиться с победителями:
большинство работ сняты на высоком уровне... Профессиональный
взгляд создателей фильмов выразился в очень тонкой мере равновесия
между эмоциями и тем, что стоит за кадрами видеоряда.
Вообще хочется отметить необычность этого конкурса, его, пожалуй,
главную отличительную черту - удивительную попытку открытого
диалога с современностью. Представленный в различных формах,
он затрагивает самый широкий круг современных социальных проблем.
Наиболее интересной и продуктивной формой такого диалога явилась
художественная фиксация тонких срезов времени - непродолжительного
периода жизни страны и общества, который практически не заметен
вечно спешащему куда-то современнику, но открывающегося для
внимательного взгляда художника. Незаметно появляясь и исчезая,
образы оставляют след в нашей жизни - специфический, ранее
не проявлявшийся жизненный опыт переживания колоссального
падения цены человеческой жизни и утраты ряда смыслов, казавшихся
незыблемыми. Все это нашло отражение в работах, представленных
на фестивале. Пьянство и маразм аульного существования - с
одной стороны, эксплуатация сильным слабого - с другой - вот
характерные черты жизни современной маргинализированной жизни.
Иногда авторы опережают время, как бы заглядывая в недалекое
будущее, предупреждая (фильмы “Люди, опомнитесь, люди!”, “Остановить
катастрофу”). Или показывают то, о чем надо кричать, а не
говорить, ибо все предупреждения запоздали - “Мешок муки -
пятнадцать шпал”, “Город надежды”, “Эхо первого крика”.
|
Награда фильму “Город надежды”
|
В этих наблюдениях жизни, где гармонируют социальная острота
и эстетика, изображения в самых неожиданных ракурсах, а главное
- в темпе исчезновения надежды, донесена мысль, что бедность
будет всегда, пока существует человек. Авторы показали ускользающую
картину сегодняшнего дня, фиксируя внимание на том, что бедность
- не объект для одномоментной кампании.
Для документального кино распределение фильмов по номинациям
позволило по-новому, нетрадиционно оценить работы, оторвавшись
от контекста оценок сугубо режиссерской, операторской работы
или качества монтажа.
- Я глубоко убеждена, что у этого фестиваля большое будущее,
- говорит культуролог Сауле Мусаходжаева. - Не только потому,
что тема бедности - одна из наиболее важных и сложных в искусстве
вообще. Она, особенно в документальном изображении, требует
от создателей глубокого продуманного подхода и не приемлет
каких-то однозначных оценок. Важно и то, что острота и актуальность
не затмевают профессионального взгляда художников. Фестиваль
продемонстрировал множество “болевых точек” проблемы и, что
очень важно, нашу общую кинематографическую культуру. Много
интересных фильмов, не ставших лауреатами, очень проникновенно
отразили тему бедности: “Свалка”, “Чужое горе”, “Отшельник
поневоле”, “Маугли”.
Показанная в фильме “Последнее кочевье” жизнь казахского аула,
возвратившаяся к своему средневековому существованию, демонстрирует
ужас полной информационной изоляции. Люди не только не знают
того, что происходит в стране, но и того - когда будут вода
и свет... А в картине о Мангыстау “Песчаный зверь” есть потрясающая
по силе сцена: безработный мужчина делает из бумаги кораблики
и пускает их в бадье. Остальные занимаются перетаскиванием
песка, которым все занесло после песчаной бури. Так проходит
их день, так проходит их жизнь. И это не компенсация болью
и страданием, изображенными на экране, отсутствия профессиональной
камеры и хорошей пленки. Это - настоящее, хорошее документальное
кино.
Однако дойдут ли фильмы до широкого зрителя, неизвестно. Идеальным
вариантом прокатной судьбы был бы телевизионный показ конкурсных
работ. Но поскольку из-за отсутствия средств качество фильмов,
даже ставших лауреатами, оставляет желать лучшего, они, вероятно,
окажутся невостребованными телеканалами для дистрибуции и
показа.
Кстати, о лауреатах. Хотя в итоге выяснилось, что все победители
конкурса - профессионалы, фильмы принесли много интересных
неожиданностей. Так, в номинации “Семья и материнство в условиях
бедности” победила картина Фариды Джантеловой “Одинокая лодка”.
Как призналась Гульнара Абикеева, она была убеждена, что этот
фильм снял мужчина. В номинации “Нравственные аспекты бедности”
жюри отдало предпочтение фильму Рустема Тажибаева “Затерявшиеся
между...” В разделе “Малые города и аулы” признание получила
работа Ержана Сулейменова “Город надежды” о сегодняшнем дне
Жанатаса. “Быстротечная жизнь” Нурдулы Болманова - самая,
пожалуй, оригинальная попытка привлечь внимание к проблемам
Аральского региона - заняла первое место в номинации “Экология
и бедность”. Абсолютным же лидером и героем конкурса стал
фильм известного казахстанского режиссера Владимира Тюлькина
“Маленький уголок”. Среди 12 социальных роликов титул лауреата
поделили картина Ондасына Тастанова “Солдаты” и фильм-экшн
Зитты Султанбековой и Абликима Акмуллаева “Медиа-айтыс”, который
вызвал больше всего зрительских симпатий.
Широкого общественного резонанса фестиваль не получил. Но
он не прошел мимо зрителя. Остались картины, режиссеры и,
самое главное, - желание продолжать работу. Как заявила координатор
проекта Зауреш Маданова, у АБР есть соглашение с парламентом
о показе там конкурсных картин. За акцией показа фильмов парламентариям
должно последовать определение прокатной судьбы фильмов. Это
будет вынесено для совместного решения на специальную совместную
комиссию АБР и программы развития ООН.
- Победить бедность, - сказал в заключение Сергей Азимов,
- можно, только победив душевную, духовную сытость. Нашим
кинематографистам удалось показать, что самые бедные люди
- не те, кто испытывают нужду и борются за свое существование,
а те, кто не замечают боли других, слепы к человеческой несправедливости.
Этот конкурс, как индикатор гражданской зрелости нашего общества,
заставил задуматься о том, какие конкурсы и фестивали нам
нужны сейчас. Такой нужен всем нам: и зрителям и профессионалам.
|