13 декабря 2002
№ 50 (238)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Большая перемена  

Не один и не дома

Ольга МАЛАХОВА

На школьном фронте без перемен? Это не о южной столице. Рынок среднего образования, на котором не тесно государственным и частным учреждениям, в последнее время меняется на глазах. Большой рывок вперед сделали государственные школы, и, наоборот, многие частные сдают свои позиции. Но и у тех и у других остается одна проблема, к решению которой только начинают подходить, - свободное время школьника

Перемены замечают не только эксперты и чиновники образования. Даже обеспеченные родители стали переводить своих детей из “фешенебельных камер хранения” или в обычные общеобразовательные школы, или в лицеи, или в гимназии. Аргумент: там больше знаний, там больше жизни. Хотя речь, конечно, не обо всех.
За последнее десятилетие частные школы прошли как бы два этапа и сейчас входят в третий. Когда-то, на заре перестройки, мамы и папы с большими доходами хотели только одного: спрятать чадо туда, где можно быть за него спокойным, где нет озлобленных учителей, полуголодных детей, вредного влияния улицы, курения, наркотиков. Где, наконец, твой ребенок не будет мешать тебе думать о бизнесе и только о нем. Отсюда и родилось название “фешенебельные камеры хранения”.
Но школа - маленькая модель общества, и она меняется вместе с ним. “Пошел другой родитель”, как говорят учителя, и вместе с ним изменился социальный заказ школе, в том числе и частной. Оказалось, что нужна не только изоляция, но и знания, причем такие, чтобы потом мальчик или девочка могли стопроцентно поступить в хороший вуз. Частная школа стала перестраиваться, кроме обязательных госстандартов предлагать углубленное изучение того или иного предмета, индивидуальное обучение, репетиторство перед поступлением в институт.



Интересно, что своим движением вперед она и государственную подталкивала, выступая своего рода раздражителем для нее. К тому же государство стало больше выделять средств на образование, лучше стал работать институт усовершенствования учителей, стало больше семинаров, доступнее стал опыт российских учителей, педагогов-новаторов других стран. Учителя хотят учиться, осваивать новые методики, даже сами пишут учебники, потому что их не устраивают учебники нового поколения.
Так появились школы бюджетные, но богатые - новыми технологиями, инновационными программами, углубленным изучением предметов. И условия в них изменились. Евроремонтом, может быть, не блещут, но порядка стало больше, и секъюрити есть. Словом, ученики из платных альма-матер стали переходить в государственные.
А школ для богатых стало меньше, и для них начался третий период. Если в Алматы их число когда-то доходило до семидесяти, то сейчас только больше тридцати. И по прогнозам аналитиков, в южной столице их останется не больше десяти.
Хотя повального характера отток из платных школ не принял, и, заметим, никто не хочет, чтобы образовательных учреждений стало меньше. Слова Гете о том, что когда открываются школы, закрываются тюрьмы, остаются актуальными. Просто те из частных, которые выживут, имеют шанс стать настоящими элитными школами, где будут давать не только хорошее образование, но и воспитание, вроде британского Итона. Кстати, и у нас есть несколько негосударственных школ, где большой конкурс и куда родители стараются записывать своих детей заблаговременно.
И все же государственные и частные школы роднит многое. Одним из трудных вопросов по-прежнему остается проблема занятости в выходные дни и каникулы. Дети в них по-прежнему находятся как бы в изоляции от остального общества. В закрытых школах по десять человек в классе, обстановка дружбы и любви, почти “парниковая”, все как на ладони. Это и хорошо, и плохо. После окончания школы придется выходить в жизнь, а ребенок может оказаться не готовым к ней.
Уже сейчас заметно, что многие наши дети не умеют общаться, что они знают лишь одну модель поведения, трудно адаптируются. Особенно, как ни странно, в сильных учебных заведениях, где большие перегрузки. К тому же педагоги увлеклись модой делать лидеров, а коммуникабельности и терпимости учат мало.
Возможно, такие уроки дети могли бы получать в клубах, в домах творчества в выходные дни и в лагерях, зимних и летних. Там больше времени и возможностей для социализации детей, особенно если использовать педагогику сотрудничества, когда дети и взрослые делают что-то вместе.
Психологи считают, что чем в большем количестве коллективов будет находиться ребенок, тем лучше для его социальной адаптации. К тому же клубы и лагеря хороши не только для детей, но и для учителей, для будущих педагогов. Вспомним, когда-то почти все педагоги проходили школу вожатых.
Обеспеченные родители, конечно, могут отправить сына или дочь в хороший санаторий или дом отдыха. Но, наверное, неплохо, если он пройдет два-три километра пешком, а не проедет в папином джипе. Так можно преодолевать инфантильность, которая, возможно, развивается у детей в таких семьях. Неслучайно Билл Гейтс из 44 миллиардов долларов решил почти ничего не оставлять своим наследникам, чтобы “не портить им жизнь”.
Задача образования - не только накачивать знаниями, но и формировать личность. Конечно, дома творчества, клубы и лагеря не должны стать новыми “камерами хранения”. И сплошным отдыхом и развлечениями они тоже не могут быть. Подросткам нужно разрешать рисковать в безопасном месте, иначе они будут рисковать сами, а это, как правило, алкоголь, наркотики, хулиганство.
Итак, скоро каникулы...

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп