Не один и не дома
Ольга МАЛАХОВА
На школьном фронте без перемен? Это не о южной столице.
Рынок среднего образования, на котором не тесно государственным
и частным учреждениям, в последнее время меняется на глазах.
Большой рывок вперед сделали государственные школы, и, наоборот,
многие частные сдают свои позиции. Но и у тех и у других остается
одна проблема, к решению которой только начинают подходить,
- свободное время школьника
Перемены замечают не только эксперты и чиновники образования.
Даже обеспеченные родители стали переводить своих детей из
“фешенебельных камер хранения” или в обычные общеобразовательные
школы, или в лицеи, или в гимназии. Аргумент: там больше знаний,
там больше жизни. Хотя речь, конечно, не обо всех.
За последнее десятилетие частные школы прошли как бы два этапа
и сейчас входят в третий. Когда-то, на заре перестройки, мамы
и папы с большими доходами хотели только одного: спрятать
чадо туда, где можно быть за него спокойным, где нет озлобленных
учителей, полуголодных детей, вредного влияния улицы, курения,
наркотиков. Где, наконец, твой ребенок не будет мешать тебе
думать о бизнесе и только о нем. Отсюда и родилось название
“фешенебельные камеры хранения”.
Но школа - маленькая модель общества, и она меняется вместе
с ним. “Пошел другой родитель”, как говорят учителя, и вместе
с ним изменился социальный заказ школе, в том числе и частной.
Оказалось, что нужна не только изоляция, но и знания, причем
такие, чтобы потом мальчик или девочка могли стопроцентно
поступить в хороший вуз. Частная школа стала перестраиваться,
кроме обязательных госстандартов предлагать углубленное изучение
того или иного предмета, индивидуальное обучение, репетиторство
перед поступлением в институт.
Интересно, что своим движением вперед она и государственную
подталкивала, выступая своего рода раздражителем для нее.
К тому же государство стало больше выделять средств на образование,
лучше стал работать институт усовершенствования учителей,
стало больше семинаров, доступнее стал опыт российских учителей,
педагогов-новаторов других стран. Учителя хотят учиться, осваивать
новые методики, даже сами пишут учебники, потому что их не
устраивают учебники нового поколения.
Так появились школы бюджетные, но богатые - новыми технологиями,
инновационными программами, углубленным изучением предметов.
И условия в них изменились. Евроремонтом, может быть, не блещут,
но порядка стало больше, и секъюрити есть. Словом, ученики
из платных альма-матер стали переходить в государственные.
А школ для богатых стало меньше, и для них начался третий
период. Если в Алматы их число когда-то доходило до семидесяти,
то сейчас только больше тридцати. И по прогнозам аналитиков,
в южной столице их останется не больше десяти.
Хотя повального характера отток из платных школ не принял,
и, заметим, никто не хочет, чтобы образовательных учреждений
стало меньше. Слова Гете о том, что когда открываются школы,
закрываются тюрьмы, остаются актуальными. Просто те из частных,
которые выживут, имеют шанс стать настоящими элитными школами,
где будут давать не только хорошее образование, но и воспитание,
вроде британского Итона. Кстати, и у нас есть несколько негосударственных
школ, где большой конкурс и куда родители стараются записывать
своих детей заблаговременно.
И все же государственные и частные школы роднит многое. Одним
из трудных вопросов по-прежнему остается проблема занятости
в выходные дни и каникулы. Дети в них по-прежнему находятся
как бы в изоляции от остального общества. В закрытых школах
по десять человек в классе, обстановка дружбы и любви, почти
“парниковая”, все как на ладони. Это и хорошо, и плохо. После
окончания школы придется выходить в жизнь, а ребенок может
оказаться не готовым к ней.
Уже сейчас заметно, что многие наши дети не умеют общаться,
что они знают лишь одну модель поведения, трудно адаптируются.
Особенно, как ни странно, в сильных учебных заведениях, где
большие перегрузки. К тому же педагоги увлеклись модой делать
лидеров, а коммуникабельности и терпимости учат мало.
Возможно, такие уроки дети могли бы получать в клубах, в домах
творчества в выходные дни и в лагерях, зимних и летних. Там
больше времени и возможностей для социализации детей, особенно
если использовать педагогику сотрудничества, когда дети и
взрослые делают что-то вместе.
Психологи считают, что чем в большем количестве коллективов
будет находиться ребенок, тем лучше для его социальной адаптации.
К тому же клубы и лагеря хороши не только для детей, но и
для учителей, для будущих педагогов. Вспомним, когда-то почти
все педагоги проходили школу вожатых.
Обеспеченные родители, конечно, могут отправить сына или дочь
в хороший санаторий или дом отдыха. Но, наверное, неплохо,
если он пройдет два-три километра пешком, а не проедет в папином
джипе. Так можно преодолевать инфантильность, которая, возможно,
развивается у детей в таких семьях. Неслучайно Билл Гейтс
из 44 миллиардов долларов решил почти ничего не оставлять
своим наследникам, чтобы “не портить им жизнь”.
Задача образования - не только накачивать знаниями, но и формировать
личность. Конечно, дома творчества, клубы и лагеря не должны
стать новыми “камерами хранения”. И сплошным отдыхом и развлечениями
они тоже не могут быть. Подросткам нужно разрешать рисковать
в безопасном месте, иначе они будут рисковать сами, а это,
как правило, алкоголь, наркотики, хулиганство.
Итак, скоро каникулы...
|