13 декабря 2002
№ 50 (238)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Проплаченные шедевры

Ион ЭМЕРИ

Считается, что если вы - художник, то можете спокойно творить за счет меценатов, спонсоров, грантов, стипендий и премий. На самом деле система поощрений не так уж и доступна

Дележ
художественного
пирога

В старые времена художник работал на свой страх и риск. И за свой собственный счет. Иногда его поддерживали родственники, а в более редких случаях - меценаты, государственные мужи и даже венценосцы.
Зато при советской власти художники великолепно устроились. Их, правда, зверски мучила цензура, зато самые хитрые и проверенные собрались в cоюзы художников СССР, союзных республик и крупных городов, основали Художественный фонд СССР, разнообразные художественные комбинаты и занялись покупкой художественных произведений у самих себя на государственные деньги.
Художник мог появиться на художественном совете с самым невнятным эскизом, но если репутация лично художника и благонадежность его замысла была очевидна, худсовет мог выделить ему достаточно внушительный аванс. Вплоть до окончательного расчета после сдачи готового произведения - полотна “Будни казахских рыбаков”, скульптуры “Советский воин с автоматом на руках” или монументальных офортов - иллюстраций к “Малой земле” Л. И. Брежнева.
Система была отлаженная, и раз в нее попав, заниматься искусством за чужой счет было легко и приятно. Молодые художники спали и видели приемную комиссию - сначала молодежной секции, а потом и “взрослого” союза. Тем более что они неплохо обеспечивали своих членов - вопреки известной пословице о том, что “все члены Сха не стоят одного члена Босха”.

Подайте
на произведение
искусства

Теперь все гораздо сложнее. Если вы - молодой художник и вознамерились получить грант на реализацию вашего будущего шедевра, вы, конечно, можете обратиться в многочисленные фонды: Форда, Сороса, Рокфеллера, чьи программы сулят поддержку и развитие современного искусства.
Но не слишком обольщайтесь. Во-первых, грантодатели любят работать не с художниками, а с институциями. Во-вторых, система грантов работает только с тщательно расклассифицированными явлениями. Хорошо бы, чтобы вы были представителем экзотической культуры, этническим меньшинством, пионером новых технологий, социально ангажированным автором или, по крайней мере, женщиной. И не стоит обольщаться, что достаточно быть просто казахским художником - это уже совсем не экзотично.
Создавать желательно именно масштабные произведения, предпочтительно с использованием супердорогих и эффектных новых технологий, - под такую выставку можно хотя бы на каталог грант получить. Что же до самой реализации, то тут иногда выручают спонсоры - та или иная фирма, производящая или продающая требуемую технику: компьютеры, мониторы, видео и так далее. Несколько лет назад один мой знакомый, сделавший действительно отличную выставку с массой модных мультимедийных примочек, потом недели три с ужасом шептал: “Боже мой, боже мой, меня же спонсоры того и гляди в бетон закатают”. Предприимчивый молодой человек действительно выпросил какой-то умопомрачительный проектор у крупной торговой компании, посулив упоминание во всех публикациях. А СМИ, естественно, эти упоминания из всех публикаций безжалостно вычеркивали, потому что “джинсу” печатать не полагается.

Кто платит,
тот и заказывает

Впрочем, эта история все же плод местной ситуации. Вот на сайте американского Фонда Рокфеллера можно прочесть упоительный список проектов в области искусства, реализованных на рокфеллеровские гранты. Список получается большим, в нем есть и хип-хоп-театр и оркестр музыкальных роботов, а также видеоарт и музеи искусства американских аборигенов. Правда, не покидает ощущение, что все эти гранты ориентированны на некий один, хотя и хороший вкус.
Этот вкус, разумеется, политкорректный и поэтому благоволит всяческой экзотике. Вот и получается, что при всей своей идеологической выверенности, гуманитарной актуальности и технологическом новаторстве идеальный грантовый проект ни в коем случае не должен быть чересчур попсовым, соблазнительным для широкой публики и, следовательно, коммерческим.
Самые опытные грантобратели уже знают эту особенность своего ремесла. “Когда я делаю искусство на грант, я всегда обманываю грантодателя,- сказал мне один художник,- говорю, что выполню все его условия, а потом все равно делаю по-своему. Ему остается только сказать, что все отлично,- не будет же он подставлять сам себя”.

Не грант
для художника,
а художник
для гранта

При всем желании заняться искусством за чужой счет получение гранта кажется слишком проблематичным для исполненного смелых авторских замыслов. Закрадывается подозрение, что программы формулируются столь затейливым образом для того, чтобы завуалировать одну, в общем-то, простую идею: произведение, достойное гранта, ни в коем случае не должно быть создано по личной инициативе художника, по его наитию или вдохновению.
Оно вроде бы уже существует в голове грантодателя, висит в воздухе несформулированным заказом. Так что все конкурсы - все лишь кастинг, поиск лучшего исполнителя роли художника, которому надлежит воплотить это виртуальное идеальное творение.
Так что, если вы всерьез соберетесь заняться искусством за чужой счет, сначала подумайте, кто будет вас использовать и наживать политический и моральный, да и просто денежный капитал на вашей неуемной страсти к дармовщине.


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп