13 декабря 2002
№ 50 (238)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Власть выбирает диалог

Карим ИБРАЕВ,
политолог

В отличие от природы, где всякому овощу свой сезон определен временем года, общественное развитие подчиняется другим логическим законам. Как показывает жизнь, далеко не во всех странах и не всегда власть и граждане могли постичь внутренний смысл этих законов. И потому, вероятно, начавшийся в Казахстане гражданский диалог может вызывать вопрос: почему именно сейчас?

Одни готовы утверждать, что время уже упущено и политический консенсус вряд ли достижим. Другие, наоборот, убеждены, что государственным органам сегодня не стоит отвлекаться на вроде бы абстрактно-умозрительные дискуссии, а нужно целиком сосредоточиться на решении сугубо прикладных экономических задач, тем более что успехи в этой сфере уже достаточно зримы и ощутимы. Дескать, бытие определяет сознание: по мере роста благосостояния граждан многие политические проблемы, которые нынче кажутся острыми, отпадут сами по себе.
Между тем в заслугу власти можно отнести то, что она продемонстрировала хорошее чутье и понимание момента. Справедливости ради скажем также, что понимание это пришло не сразу: граждане республики помнят, как два года назад уже звучали призывы к общенациональному диалогу. Попытка не удалась по той простой причине, что ни государство, ни общество не были готовы к цивилизованному и конструктивному разговору. Даже если тогдашним организаторам и удалось бы собрать всех за одним столом, то наверняка сбор закончился бы взаимными упреками и бесплодными поисками виноватых. Очевидно, что власть из того случая извлекла для себя урок.
Однако очевидно и то, что экономические преобразования в ближайшей перспективе невозможны без широкого и деятельного общественного участия в них самых широких оттенков политического спектра. Власть добровольно идет на самоограничения, ибо того требует уже необратимый процесс дальнейшей либерализации экономики.
Вполне можно предполагать, что именно этими соображениями продиктован выбор времени для нынешнего полномасштабного гражданского диалога. Как говорят в таких случаях: “Вчера было рано, завтра будет поздно”.
Можно назвать целый ряд причин, которые оправдывают проведение такого рода широкого диалога именно сейчас. Прежде всего, созрели экономические условия.
В первые годы независимости в условиях жесточайшего кризиса поступательное развитие Казахстана было просто невозможно без сильной государственной политики. В этот период произошло планомерное укрепление института президентства и высших государственных органов, благодаря чему за сравнительно короткий отрезок времени удалось поднять экономику и значительно улучшить ситуацию в социальной сфере.
Мировое сообщество называет сегодня Казахстан лидером на постсоветском пространстве по масштабам, темпам и глубине проведенных экономических реформ. Первой в СНГ республика признана страной с рыночной экономикой - как США, так и Европейским Союзом. Опять же раньше других государств Содружества Казахстан получил инвестиционный рейтинг.
Таким образом, накопленный за годы реформ большой запас экономической прочности и эффективно действующая рыночная среда позволяют начать политическую либерализацию без опасения ввергнуть страну в пучину хаоса.
Созданы надежные противовесы и сдержки не только в механизме государственного управления, но и в лице граждан-собственников, которым есть что терять при неблагоприятном развитии событий. Они-то прежде всего и не допустят этого хаоса.
Кроме того, современные казахстанские условия несопоставимы с теми, что, например, были в Польше восьмидесятых или в Испании семидесятых годов этого столетия. Там, как известно, после падения коммунистического режима и франкистской диктатуры образовался глубочайший вакуум власти. Новые лидеры, пришедшие на волне реванша, так и не могли совладать с ситуацией в своих странах. Большая часть населения оказалась в заложниках острейшего противостояния различных политических сил и неумелых экономических экспериментов своих руководителей.
Казахстану удалось избежать таких потрясений. Власть прочно владеет ситуацией и опирается в своих действиях на поддержку общества. Хорошо это или плохо, но результаты всех последних социологических опросов населения с завидной регулярностью констатируют, что большинство казахстанцев пока не видят альтернативы президенту Нурсултану Назарбаеву.
Однако действующий лидер остается верен себе и продолжает играть на опережение. Он осознает, что неразвитость политических институтов может сослужить плохую службу государству и обществу в целом. Вероятно, этим соображением и руководствовался президент, когда 15 ноября на IX сессии Ассамблеи народов Казахстана высказался в пользу гражданского диалога и создания с этой целью постоянно действующего Совещания по вопросам демократизации и развития гражданского общества. Вряд ли это предложение можно расценивать как некий конъюнктурный или вынужденный шаг. При огромном кредите общественного доверия и созданном экономическом заделе ничто не мешало ему отложить процесс политической либерализации еще на некоторое время. Тем более что не всем во властных структурах эти перемены могут быть по душе. И призывы не торопиться глава государства уже наверняка слышал.
Начавшийся общественный диалог свидетельствует не только о том, что казахстанская власть понимает свою ответственность перед потомками, но и ясно осознает роль и место республики в неспокойном Центрально-Азиатском регионе. По сути, сегодня в Центральной Азии только Казахстан имеет объективные условия для построения в среднесрочный период развитого гражданского общества, основанного на либеральной политической системе. В других странах региона этот процесс пока не имеет каких бы то ни было четких перспектив ни с экономической, ни тем более с политической точки зрения.
Казахстан, ставший однозначным экономическим лидером региона и некой демонстрационной моделью цивилизованного развития, сегодня законно претендует на то, чтобы стать маяком и в политическом измерении. Амбиции эти вполне обоснованны и реализуемы.
Да, наиболее радикальная часть казахстанской оппозиции проигнорировала начало работы ПДС, обусловив свое возможное в нем участие рядом условий. Это лишь подтверждает то, что предстоит трудная и кропотливая работа по сближению различных позиций и поиску взаимоприемлемых форм сотрудничества. Пути к сближению и совместной работе активно ищут обе стороны. Оппозиция чувствует умонастроения своего электората и не говорит о принципиальном отказе от предложенного диалога. В свою очередь, и власть всеми своими действиями показывает, что ретранслируемое этими силами общественное мнение, как никогда, ей важно и будет обязательно учитываться и приниматься за основу при принятии важнейших для государства решений. Двери совещания остаются открытыми для всех, кому небезразлична судьба страны.


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп