Идеальный “Халифат”
Андрей Губенко
В конце 2000 года, когда республика праздновала
1500-летие славного своими мусульманскими святынями Туркестана,
четырех молодых казахстанцев, специально прибывших по этому
случаю в город, занимали хлопоты совсем иного рода. Какие
именно - определенно неизвестно, потому что все они тогда
же были задержаны сотрудниками КНБ, так что свои замыслы им
воплотить не удалось. Известно лишь об их намерениях осуществить
ряд акций экстремистского характера, приуроченных к юбилею.
Эта оперативная информация и послужила причиной задержания
У
молодых людей был изъят внушительный багаж в основном информационного
свойства: листовки, книги и печатные издания, аудио- и видеокассеты
- но к ним вдобавок еще и пистолет-автомат “Борз” с боеприпасами.
Экспертиза установила, что весь этот арсенал специфичен -
за исключением космополитичного автомата, конечно - для деятельности
так называемой “Исламской партии освобождения”. Той самой
“Хизб-ут-Тахрир”, которая ставит своей конечной целью построение
всемирного исламского государства “Халифат”.
Бесы терроризма
Терроризм не знает границ, а его бесы неутомимы. Федор Михайлович
задумался об этом явлении более ста лет назад, еще в своем
железном индустриальном веке распознав его бесовскую природу.
Весь остальной мир всерьез озаботился проблемой только теперь,
после известных событий, после того, как невидимая инфернальная
работа материализовалась пиротехническими эффектами (в которых
ад всегда был силен) и впечатляющей статистикой жертв.
В Казахстане пока, слава богу, самолеты на голову не падают,
ночные клубы не взрывают и театры не захватывают. Но нужно
ли это, чтобы увидеть достаточно явственную связь? Между “невинными”
тайными собраниями, где дерганые молодые люди увлеченно знакомятся
с политическим “экстримом” (и неважно, кто автор: Ницше, Маркс
с Лениным или шейх Такиитдин Набхоний, основатель и идеолог
партии “Хизб-ут-Тахрир”) - с одной стороны, и спланированными
масштабными терактами - с другой. Гений Достоевского предугадал
ужасающие последствия этой связи для России, предугадал короткий
путь от конспиративных кружков до массового геноцида.
Что до Казахстана, мы не намерены пугать читателя кровавыми
перспективами, но тему для исследования “Казахстан и терроризм”
считаем вполне оправданной. Отсутствие взрывов в соседнем
дворе, конечно, свидетельствует о стабильности обстановки
в республике, но, к сожалению, не избавляет от определенного
беспокойства при чтении газет и просмотре телевизора. Нет
ее - уверенности, что волна экстремизма не докатится и до
нашей страны, мирно устроившейся в своем удаленном и укромном
уголке.
Да и “укромность” эта - весьма сомнительна. Казахстан, правда,
не ведет войн и вообще старается ни с кем откровенно не ссориться.
И тем не менее почва для проникновения сюда мирового терроризма
имеется. Пути и причины разнообразны.
Казахстан - военно-политический союзник и сосед России, которая
ведет перманентную войну на Кавказе. Не исключено поэтому,
что территорию нашей страны экстремисты, проникающие сюда
под видом беженцев, попытаются использовать в качестве плацдарма
для организационной работы, вербовки новых сторонников, подготовки
сил и проведения отсюда террористических актов.
Казахстан - страна, располагающая немалыми запасами нефти.
Каспий - регион, привлекательный для экстремистских организаций
в силу присутствия там компаний, представляющих страны НАТО.
И, разумеется, он заманчив для них как источник энергетических
ресурсов. Ну и, наверное, не стоит говорить, что нефть - это
деньги, которые не помешают даже фанатикам-смертникам, а тем
паче их командирам.
Казахстан может попасть “под огонь” и, что называется, “случайно”.
Жертвами мирового террора могут стать казахстанцы в любой
точке планеты, отдыхающие или путешествующие по делам. А ведь
атака против гражданина государства - это вызов самому государству.
Каждый из этих случаев требует отдельного исследования, но
начнем мы, пожалуй, с угрозы, наиболее явной и вероятной.
Это религиозный экстремизм, в последнее время осуществляющий
экспансию через южные рубежи республики. Для террористов это
самый близкий путь, кроме того, так сложилось, что социальная
база для распространения экстремистских идей здесь, к сожалению,
благоприятная.
Нищета и необразованность населения, отсутствие работы и перспектив,
то есть общая неустроенность жизни плюс близость горячих точек
позволяют всевозможным “учителям” чувствовать себя здесь весьма
вольготно. Неудивительно поэтому, что обработку наших соотечественников
“шахиды” из “Хизб-ут-Тахрира” начали с бедных аулов и проблемных
маленьких городков Южного Казахстана.
Гидра
“Хизб-ут-Тахрира”
Те четверо, что планировали теракты в Туркестане, впоследствии
предстали в Шымкенте перед судом и были приговорены к различным
срокам по четырем “террористическим” статьям УК: 164-й - возбуждение
социальной, национальной или религиозной вражды; 170-й - призывы
к насильственному свержению конституционного строя; 251-й
- незаконные манипуляции (хранение, ношение и т.д.) с оружием
и 337-й - создание или участие в деятельности незаконных общественных
объединений.
Кстати, именно этими четверыми, арестованными в октябре 2000
года, и датируется первое зафиксированное проникновение “Хизб-ут-Тахрира”
в Казахстан. Как видим, история его здешней “просветительской”
деятельности сравнительно недолгая. Тем не менее довольно
интенсивная.
Прецедент был создан: действия экстремистов получили адекватную
“уголовную” квалификацию, правоохранительные органы получили
новый бесценный опыт, и дальнейшие события не заставили себя
ждать. Спустя год, в октябре 2001 года, в ряде городов Южного
Казахстана были вновь распространены листовки от имени “Хизб-ут-Тахрира”
с актуальным после 11 сентября заголовком: “Присоединение
к создаваемой в США коалиции - есть запрещенное исламом тяжкое
преступление”. После чего в Туркестане и Кентау были задержаны
еще четыре жителя этих городов, дома у которых была опять
найдена характерная литература.
А еще через месяц три члена “Хизб-ут-Тахрира” были задержаны
уже в Алматы. Они обвинялись в том, что распространяли листовки
посредством почтовых и факсимильных сообщений в различные
инстанции. Тогда же у “Хизб-ут-Тахрира” в Казахстане объявился
и первый “трибун”. Задержанный некто Мажидов не только признался
в преступлении, но и заявил, что задачей их организации является
изменение существующего конституционного строя в стране путем
построения “Халифата”.
С тех пор “казахстанское отделение” партии растет как гидра:
вместо одной отрубленной головы-ячейки появляются несколько
новых. В основном они дислоцируются в Алматинской, Южно-Казахстанской,
Жамбылской и Кызылординской областях. А в Алматы и Шымкенте,
по оперативным данным, даже функционируют подпольные мини-типографии
по изготовлению религиозной литературы и прочей печатной продукции
тахрировцев.
В апреле этого года наши спецслужбы столкнулись с явлением,
которое трудно охарактеризовать иначе как скоординированную
из единого центра акцию, имевшую место одновременно сразу
в нескольких городах. 13 апреля в Алматы трое молодых людей,
явившись в одну из фирм, оказывающих услуги факсимильной связи,
отправили листовки на номера ряда государственных учреждений
Алматы и Астаны с призывом к мусульманам всего мира “объединиться
в борьбе с неверными и евреями”. В тот же день попытка распространить
аналогичные листовки была предпринята в Шымкенте. А на следующий
день с теми же листовками были задержаны еще двое граждан
в Туркестане.
Кстати, казахстанские члены партии уже выходят на “международную
арену”: в настоящее время три наших соотечественника сидят
в СИЗО в Ташкенте и ждут своей участи.
Роман Такиитдина
Набхоний “Мать”
Чем же привораживает “Хизб-ут-Тахрир” к себе все новых и новых
сторонников? Нельзя не признать, что основатель партии Набхоний
был фигурой весьма нестандартной и в своем роде выдающейся.
Как и все великие революционеры, большое значение он придавал
организации. Партия имеет пирамидальную структуру, во главе
которой стоит “амирул-аьзам” - руководитель всемирной организации
“Хизб-ут-Тахрир”. А в основании многочисленные первичные организации
- так называемые “халки”, состоящие из 3-5 человек и руководимые
“мушрифом”. (Этой цифрой, кстати, и объясняется то странное,
на первый взгляд, обстоятельство, что оперативники задерживали
тахрировцев группами именно по три-четыре человека, ни больше
ни меньше.) Каждая халка существует как бы сама по себе: ее
рядовые члены не знают своих коллег из других ячеек, чем обеспечивается
конспиративность и минимизируется возможность провала.
В настоящий момент, когда, по мнению руководителей “Хизб-ут-Тахрира”,
основные массы еще не готовы к решительным действиям, экстремисты
ограничиваются “просветительской работой”, но вообще-то дают
особую клятву, и в случае необходимости готовы стать “шахидами”,
то есть пожертвовать собой во имя Аллаха и встать на путь
джихада.
Но есть вещи и посильней строгой и продуманной организации.
Большая цель. Конечная задача “Хизб-ут-Тахрира” - построение
всемирного “Халифата”, но если разобраться, эта цель по своей
сути мало чем отличается от того, чем завлекали массы и все
бывшие и ныне существующие революционные партии. Единое, сильное
и, что самое важное, справедливое государство, иными словами
идеальное, которому, разумеется, проигрывают государства реальные
с их всевозможными экономическими проблемами и социальными
болячками. Социальная база любой революции - большое количество
озлобленных бедностью и безысходностью людей, справедливо
желающих себе лучшей доли. Еще, как правило, “электорат” этот
молод, благодаря чему не имеет сложившихся нравственных принципов
и легко увлекается новыми “идеями”.
А теперь скажите, чем наш южно-казахстанский многодетный и
необустроенный юг - не идеальная социальная база для экстремизма?
Когда ты - десятый ребенок в нищей семье, и у тебя, молодого
и амбициозного человека, нет ни образования, ни профессии,
ни даже собственного дома, не говоря уже о перспективах, -
за 100 долларов, которые предлагают в качестве материальной
помощи благодетельные “мушрифы”, пойдешь и листовки “за всемирный
халифат” расклеивать, и за мировую пролетарскую революцию
воевать, и черт-те знает чем еще заниматься, что очередные
идеологи выдумают.
Конечно, для современного образованного человека весь этот
“Хизб-ут-Тахрир” - средневековье и даже мракобесие, но именно
потому и бороться с ним можно только светом - зеленым светом
просвещенного ислама, зеленым светом к получению образования
и профессии, приучением к созидательному труду.
Без активной позиции официального духовенства здесь не обойтись:
оно должно вступать в открытую дискуссию с экстремистскими
течениями и отвоевывать у них верующих.
Разумеется, необходима и более жесткая законодательная база
по отношению, в частности, к “Хизб-ут-Тахриру”, ведь зачастую
его “амиров” и “мушрифов”, занимающихся, так сказать, педагогической
деятельностью в “худжрах” и медресе, нельзя привлечь к ответственности.
И все-таки, как показывает наш богатейший исторический опыт,
оперативные и вообще карательные меры экстремизм остановить
не могут. Как справедливо отмечают сами “чекисты”, порой привлечение
к уголовной ответственности имеет обратный эффект, придавая
тахрировцам ореол мучеников за веру, а заодно и предоставляя
им возможность накапливать бесценный опыт общения с правоохранительной
системой.
Идею можно победить только другой, более привлекательной идеей.
Тем более материальных проблем того же Южного Казахстана разом
не решить: всех голодных не накормишь. Утверждая обратное,
рискуешь создать еще один “Хизб-ут-Тахрир”.
|