Рекордный бюджет
Талгат Калиев
Бюджет 2003 года имеет все шансы стать уникальным.
Если он будет одобрен сегодня парламентом (а в этом практически
никто не сомневается), то впервые в новейшей истории страны
бюджет будет принят за месяц до нового года. Подобное можно
было наблюдать разве что в экономической политике некогда
могучей советской империи. Впрочем, необычного в этом бюджетном
марафоне предостаточно
Бюджетный процесс
Главным образом, нетрадиционным стало время выступления президента
с ежегодным Посланием к народу Казахстана. На сей раз оно
состоялось не в конце лета, а весной, аккурат до начала работы
бюджетной комиссии. Сроки были смещены именно для того, чтобы
бюджетная комиссия могла сопоставлять свои расчеты с определенными
президентом на следующий год основными направлениями внешней
и внутренней политики. Таким образом, Послание президента
позволило бюджетной комиссии представить себе основные очертания
главного финансового документа следующего года.
Другой неожиданностью стало принятое премьер-министром Имангали
Тасмагамбетовым решение возглавить работу бюджетной комиссии.
До этого этим вопросом занимался вице-премьер. Участие главы
правительства позволило обеспечить более рациональный подход
бюджетников к отбору программ и проектов, а также критически
оценить аппетитные заявки региональных властей, руководителей
министерств и ведомств.
И что немаловажно, такое участие позволило премьеру вникнуть
в суть бюджетного процесса и в кратчайшие сроки овладеть ситуацией.
Что, в свою очередь, позволило ему потом смело отстаивать
проект бюджета в парламенте. Ну и третьей неожиданностью стало
столь скорое принятие бюджета. Фактически он прошел через
парламент за пять дней. Возможно, не последнюю роль сыграло
в этом то, что премьер опять-таки решил перед итоговым голосованием
напрямую обратиться к депутатам с речью.
Депутатские заявки
В ходе предварительного обсуждения депутатами было внесено
чуть менее трехсот поправок. Львиная доля требований заключалась
в дополнительном выделении средств на социальные нужды.
При этом отдельные депутаты призывали правительство повысить
доходную часть бюджета, предлагая отдельные дополнительные
источники средств, начиная от увеличения поступлений от НДС
и корпоративного налога и заканчивая экологическими выплатами
от крупных компаний. В общей сложности предлагалось поднять
доходы еще на 80 миллиардов тенге.
Что же касается требований по расходной части, то здесь, помимо
почти всеобщих пожеланий о повышении пенсий и пособий, каждый
депутат отстаивал свои, по большей части, региональные интересы.
Так, сенатор Уалихан Кайсаров от Южно-Казахстанской области
заявил, что выделенных на строительство школ в этом регионе
четырех с половиной миллиардов тенге крайне мало, и проблемы
это не решит.
Депутат Хамит Амергужин поднял вопрос о повышении специальных
пособий для воинов-афганцев.
Более 80 миллионов тенге предлагалось выделить дополнительно
правоохранительным органам для проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Мажилисмен Ерлан Нигматулин обозначил проблему финансирования
военного полигона Сары-Шаган и неделимого с ним города Приозерска.
По его мнению, из получаемой от аренды полигона Россией прибыли
можно было бы выделить еще 150 миллионов тенге на нужды Приозерска.
Сам в прошлом спортсмен, а ныне депутат Серик Конакбаев выступил
с предложением о строительстве в Казахстане олимпийской спортивной
базы, где могли бы готовиться и наши спортсмены, а в перспективе,
как знать, может быть именно здесь принимали бы гостей очередной
Олимпиады.
Звучали в зале парламента и совсем уж экзотические предложения.
Сенатор Симамбаев предложил ограничить перелеты чиновников
по маршруту Астана-Алматы-Астана, а мажилисмен Трошихин призвал
правительство запретить хождение доллара на территории Казахстана.
Ответ правительства
Премьер-министр в своей речи обозначил основные вопросы к
рассматриваемому проекту бюджета - от обоснования макроэкономической
базы документа и сложностей межбюджетных отношений до социальных
параметров бюджета, его устойчивости и, наконец, вопросов
исполнения.
В первую очередь он пояснил, что целью бюджета следующего
года является переориентирование экономики с сырьевого сектора
на промышленный.
Для реализации этих целей основы уже заложены - принята Агропродовольственная
программа, в стадии разработки концепция индустриальной политики,
в парламенте рассматривается проект Земельного кодекса. Все
это должно в конечном итоге снять зависимость Казахстана от
капризной конъюнктуры цен на столь нестабильных мировых рынках.
Ну а пока мы зависимы, причем достаточно сильно, а потому
рамки бюджета ограничены поступлениями от сырьевого сектора.
В этой связи Имангали Тасмагамбетов сразу же определил, что
заложенную в проекте бюджета среднегодовую цену казахстанской
нефти в 19 долларов за тонну нельзя считать заниженной.
Во-первых, качество ее неоднородно в зависимости от месторождения.
Во-вторых, значительная часть добытой нефти поставляется на
внутренние НПЗ, где цена ее на 40 процентов ниже. И, в-третьих,
нынешняя динамика мировых цен не внушает оптимизма. Будет
цена выше 19 долларов - хорошо, излишки пойдут в Национальный
фонд или на уменьшение дефицита бюджета. Поскольку погашение
дефицита за счет займов в будущем ляжет тяжким грузом на плечи
потомков.
Что касается инфляции, то премьер заверил депутатов о намерениях
правительства и Нацбанка продолжать работу над снижением индекса
цен. А вообще принятые темпы снижения инфляции, по мнению
правительства, соответствуют норме, и любое отклонение от
них негативно скажется на развитии экономики. Да и все основные
параметры бюджета, по заверениям правительства, сформированы
как оптимальное соотношение прогнозных показателей.
В области межбюджетных отношений прозвучало напоминание об
унитарности и неделимости Казахстана. Между тем ранее в бюджете
присутствовали даже элементы федерализма. В этой связи премьер
считает передачу корпоративного налога и других основных поступлений
в республиканский бюджет более прогрессивной формой планирования,
позволяющей избежать перекосов в области регионального развития.
И до полного взаимопонимания между центром и регионами, по
мнению Имангали Тасмагамбетова, ломать принятую модель нельзя.
Что же касается одного из главных вопросов - увеличения доходной
части бюджета, то премьер согласился на уступки, объявив о
вписываемых в смету года дополнительных 10 миллиардах тенге.
Изыскать их правительство пообещало за счет жесткого налогового
администрирования - меры, которая, как считает премьер-министр,
может быть применена лишь один раз. И этот козырь правительство
достало из рукава. Что и предопределило судьбу голосования.
В первую очередь средства из данной суммы пойдут на выполнение
поручений главы государства, касающихся увеличения минимального
порога пенсий и зарплаты до 5000 тенге и назначения единовременных
пособий по рождению ребенка в сумме 15 МРП. Судьбу остальных
денег решит согласительная комиссия, которая заседает все
эти дни.
Другие же предложенные парламентом меры, в частности увеличение
тарифов на железнодорожные перевозки и транзит нефти по трубопроводам,
по мнению премьер-министра, неприменимы, поскольку негативно
отразятся на экономике в целом. Так, рост тарифов непременно
снизит конкурентоспособность казахстанского зерна за рубежом,
что ударит по рентабельности всей столь заботливо поднимаемой
отрасли.
По словам министра экономики и бюджетного планирования Кайрата
Келимбетова, если 10 миллиардов для полного компромисса будет
недостаточно, то средства будут изыскиваться за счет урезания
других, менее приоритетных программ.
Астана
|