29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Рекордный бюджет

Талгат Калиев

Бюджет 2003 года имеет все шансы стать уникальным. Если он будет одобрен сегодня парламентом (а в этом практически никто не сомневается), то впервые в новейшей истории страны бюджет будет принят за месяц до нового года. Подобное можно было наблюдать разве что в экономической политике некогда могучей советской империи. Впрочем, необычного в этом бюджетном марафоне предостаточно

Бюджетный процесс
Главным образом, нетрадиционным стало время выступления президента с ежегодным Посланием к народу Казахстана. На сей раз оно состоялось не в конце лета, а весной, аккурат до начала работы бюджетной комиссии. Сроки были смещены именно для того, чтобы бюджетная комиссия могла сопоставлять свои расчеты с определенными президентом на следующий год основными направлениями внешней и внутренней политики. Таким образом, Послание президента позволило бюджетной комиссии представить себе основные очертания главного финансового документа следующего года.
Другой неожиданностью стало принятое премьер-министром Имангали Тасмагамбетовым решение возглавить работу бюджетной комиссии. До этого этим вопросом занимался вице-премьер. Участие главы правительства позволило обеспечить более рациональный подход бюджетников к отбору программ и проектов, а также критически оценить аппетитные заявки региональных властей, руководителей министерств и ведомств.
И что немаловажно, такое участие позволило премьеру вникнуть в суть бюджетного процесса и в кратчайшие сроки овладеть ситуацией. Что, в свою очередь, позволило ему потом смело отстаивать проект бюджета в парламенте. Ну и третьей неожиданностью стало столь скорое принятие бюджета. Фактически он прошел через парламент за пять дней. Возможно, не последнюю роль сыграло в этом то, что премьер опять-таки решил перед итоговым голосованием напрямую обратиться к депутатам с речью.

Депутатские заявки
В ходе предварительного обсуждения депутатами было внесено чуть менее трехсот поправок. Львиная доля требований заключалась в дополнительном выделении средств на социальные нужды.
При этом отдельные депутаты призывали правительство повысить доходную часть бюджета, предлагая отдельные дополнительные источники средств, начиная от увеличения поступлений от НДС и корпоративного налога и заканчивая экологическими выплатами от крупных компаний. В общей сложности предлагалось поднять доходы еще на 80 миллиардов тенге.
Что же касается требований по расходной части, то здесь, помимо почти всеобщих пожеланий о повышении пенсий и пособий, каждый депутат отстаивал свои, по большей части, региональные интересы.
Так, сенатор Уалихан Кайсаров от Южно-Казахстанской области заявил, что выделенных на строительство школ в этом регионе четырех с половиной миллиардов тенге крайне мало, и проблемы это не решит.
Депутат Хамит Амергужин поднял вопрос о повышении специальных пособий для воинов-афганцев.
Более 80 миллионов тенге предлагалось выделить дополнительно правоохранительным органам для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Мажилисмен Ерлан Нигматулин обозначил проблему финансирования военного полигона Сары-Шаган и неделимого с ним города Приозерска. По его мнению, из получаемой от аренды полигона Россией прибыли можно было бы выделить еще 150 миллионов тенге на нужды Приозерска.
Сам в прошлом спортсмен, а ныне депутат Серик Конакбаев выступил с предложением о строительстве в Казахстане олимпийской спортивной базы, где могли бы готовиться и наши спортсмены, а в перспективе, как знать, может быть именно здесь принимали бы гостей очередной Олимпиады.
Звучали в зале парламента и совсем уж экзотические предложения. Сенатор Симамбаев предложил ограничить перелеты чиновников по маршруту Астана-Алматы-Астана, а мажилисмен Трошихин призвал правительство запретить хождение доллара на территории Казахстана.

Ответ правительства
Премьер-министр в своей речи обозначил основные вопросы к рассматриваемому проекту бюджета - от обоснования макроэкономической базы документа и сложностей межбюджетных отношений до социальных параметров бюджета, его устойчивости и, наконец, вопросов исполнения.
В первую очередь он пояснил, что целью бюджета следующего года является переориентирование экономики с сырьевого сектора на промышленный.
Для реализации этих целей основы уже заложены - принята Агропродовольственная программа, в стадии разработки концепция индустриальной политики, в парламенте рассматривается проект Земельного кодекса. Все это должно в конечном итоге снять зависимость Казахстана от капризной конъюнктуры цен на столь нестабильных мировых рынках.
Ну а пока мы зависимы, причем достаточно сильно, а потому рамки бюджета ограничены поступлениями от сырьевого сектора. В этой связи Имангали Тасмагамбетов сразу же определил, что заложенную в проекте бюджета среднегодовую цену казахстанской нефти в 19 долларов за тонну нельзя считать заниженной.
Во-первых, качество ее неоднородно в зависимости от месторождения. Во-вторых, значительная часть добытой нефти поставляется на внутренние НПЗ, где цена ее на 40 процентов ниже. И, в-третьих, нынешняя динамика мировых цен не внушает оптимизма. Будет цена выше 19 долларов - хорошо, излишки пойдут в Национальный фонд или на уменьшение дефицита бюджета. Поскольку погашение дефицита за счет займов в будущем ляжет тяжким грузом на плечи потомков.
Что касается инфляции, то премьер заверил депутатов о намерениях правительства и Нацбанка продолжать работу над снижением индекса цен. А вообще принятые темпы снижения инфляции, по мнению правительства, соответствуют норме, и любое отклонение от них негативно скажется на развитии экономики. Да и все основные параметры бюджета, по заверениям правительства, сформированы как оптимальное соотношение прогнозных показателей.
В области межбюджетных отношений прозвучало напоминание об унитарности и неделимости Казахстана. Между тем ранее в бюджете присутствовали даже элементы федерализма. В этой связи премьер считает передачу корпоративного налога и других основных поступлений в республиканский бюджет более прогрессивной формой планирования, позволяющей избежать перекосов в области регионального развития. И до полного взаимопонимания между центром и регионами, по мнению Имангали Тасмагамбетова, ломать принятую модель нельзя.
Что же касается одного из главных вопросов - увеличения доходной части бюджета, то премьер согласился на уступки, объявив о вписываемых в смету года дополнительных 10 миллиардах тенге. Изыскать их правительство пообещало за счет жесткого налогового администрирования - меры, которая, как считает премьер-министр, может быть применена лишь один раз. И этот козырь правительство достало из рукава. Что и предопределило судьбу голосования.
В первую очередь средства из данной суммы пойдут на выполнение поручений главы государства, касающихся увеличения минимального порога пенсий и зарплаты до 5000 тенге и назначения единовременных пособий по рождению ребенка в сумме 15 МРП. Судьбу остальных денег решит согласительная комиссия, которая заседает все эти дни.
Другие же предложенные парламентом меры, в частности увеличение тарифов на железнодорожные перевозки и транзит нефти по трубопроводам, по мнению премьер-министра, неприменимы, поскольку негативно отразятся на экономике в целом. Так, рост тарифов непременно снизит конкурентоспособность казахстанского зерна за рубежом, что ударит по рентабельности всей столь заботливо поднимаемой отрасли.
По словам министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, если 10 миллиардов для полного компромисса будет недостаточно, то средства будут изыскиваться за счет урезания других, менее приоритетных программ.

Астана
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп