29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  
От съезда к съезду:
поставят ли диагноз казахстанской медицине наши врачи?

Ведущая полосы Ирина Гайкалова

Рассуждать на темы медицинские можно в любое время и без всякого информационного повода: сама жизнь не дает расслабиться и забыть “больные” вопросы нашего бытия. Уже заканчивающийся Год здоровья был насыщенным в этом отношении - о здоровье, проблемах, реформах, о системе здравоохранения в целом говорилось и писалось много. Неким завершающим аккордом этого года должен стать запланированный в декабре второй съезд врачей Казахстана. Первый съезд проходил в 1997 году, с тех пор прошло немало времени, ситуация изменилась, накопились другие проблемы. Станет ли нынешний съезд не просто отчетно-перевыборным мероприятием, а настоящим собранием людей, заинтересованных, готовых спорить и искать пути решения проблем, - сейчас сказать трудно. Но в это, несомненно, хочется верить...
Сегодня в преддверии съезда на полосе “Мнения” мы предоставили возможность высказать наболевшее представителям высокого и трудного искусства - лечить и сохранять здоровье людей

 

Наталья Тукалевская,
президент Диабетической ассоциации Республики Казахстан

Я надеюсь...

В настоящее время, как никогда ранее, наблюдается ускорение процесса реформирования здравоохранения. Необходимость изменений в этой области вызвана рядом тенденций, о которых следует сказать особо.
Во-первых: увеличение расходов на здравоохранение. В течение последних лет во всем мире интенсивно увеличиваются расходы на медицинскую помощь. Издержки здравоохранения растут намного быстрее, чем происходит прирост в других секторах экономики.
Во-вторых: ограниченность ресурсов, используемых в здравоохранении. Средства, ежегодно расходуемые в государственном секторе здравоохранения, колеблются от 1 доллара на душу населения в некоторых странах Африки до более чем 2600 долларов - в США. Часть валового национального продукта (ВНП), расходуемого на здравоохранение, колеблется от 1% в развивающихся странах до 14% в США. В Казахстане в 2002 году - в Год здоровья - этот процент был равен 2. Большинство развитых стран тратят на здравоохранение до 10% ВНП. Ясно, что дальнейшее увеличение расходов на здравоохранение затруднено. Во многих странах происходит реформирование систем здравоохранения в целях замедления дальнейшего роста расходов.
В-третьих: медицинские достижения и новые принципы лечения требуют увеличения ограниченных ресурсов. Достижения в медицине открывают новые возможности в оказании медицинской помощи, однако они же влекут за собой рост затрат. Специфические и очень дорогостоящие операции, такие как пересадка сердца, и на сегодня остаются уникальными, но операции на конечностях, шунтирование коронарных артерий, пересадка почек и другие в индустриально развитых странах считаются обычными и в основном финансируются государством.
И последнее. Для многих людей ограничен доступ к необходимой медицинской помощи. Особенно это относится к развивающимся странам и отдаленным сельским районам. Отмечаются большие различия в качестве медицинского обслуживания, что сказывается на здоровье населения. Примером могут послужить цифры, приведенные в докладе вице-министра здравоохранения А.Айдарханова на VIII Республиканском дне диабета: “... финансовых средств в 2002 году на одного больного выделено в СКО - 539 тг, а в Атырау - 18922 тг”.
Сегодня в работе Министерства здравоохранения, комиссий по социальным вопросам чрезвычайно важны экономические данные. Ответственным лицам требуется достоверная информация для принятия решения в пользу той или иной формы медицинского обслуживания. Целесообразно ли мы используем ресурсы? Сколько стоит необходимое лечение? Какие успехи достигнуты в результате лечения? Какое лечение обеспечит наилучшие результаты и какова его стоимость? Какие виды лечения окажут положительное влияние на здоровье и качество жизни людей? Учитывая ограниченность ресурсов, ответственные чиновники здравоохранения стоят перед нелегким выбором, связанным с характером и уровнем обеспечения медицинской помощью. Им нужна информация относительно денежных объемов, идущих на медицинские программы как специального назначения, так и между различными направлениями медицинской помощи.
Как пример можно привести ситуацию с сахарным диабетом. Сегодня решаются вопросы закупа инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов и в какой-то степени средств самоконтроля. Но эти затраты составляют не более 40%. В основном расходы идут на лечение осложнений диабета. Требуются программы профилактики и ранней реабилитации заболевания и осложнений. Тогда будет реальный эффект как для больных людей, так и для общества в целом.
В моем докладе на VIII Республиканском дне диабета (РДД) 15 ноября 2002 года в Астане были приведены экономические аспекты бремени диабета, даны конкретные предложения по его уменьшению в нашей стране. Доклад не будет включен в публикацию тезисов II съезда врачей, так как я не врач. Но он полностью одобрен и поддержан 300 специалистами здравоохранения (врачами-эндокринологами, терапевтами, офтальмологами) - участниками научно-практической конференции в рамках VIII РДД. Я постараюсь во время съезда передать наши предложения членам правительства РК и депутатам. И очень надеюсь, что на съезде будут приняты конструктивные, экономически обоснованные решения, которые войдут в новый закон об охране здоровья граждан в Республике Казахстан, что будут выдвинуты предложения по изменению Закона о госзакупках.
Надеюсь, что на съезде будут обсуждаться конкретные проблемы здравоохранения, будут изыскиваться пути улучшения качества оказания медицинских услуг пациентам. Надеюсь, что участники съезда будут руководствоваться простым тезисом: здравоохранение существует для народа, а не народ для здравоохранения.

 

Жаксылык Доскалиев,
министр здравоохранения РК

Настоящий форум будет началом большой работы

Очень символично, что работа съезда совпадает по времени с подведением итогов завершающегося 2002 года, объявленного нашим президентом Годом здоровья. Хочется отметить, что за пять лет, прошедших с момента I съезда, немало сделано. За это время сформировалась нормативно-правовая база, позволяющая медицине более эффективно развиваться. Кроме того, наметилась тенденция стабилизации и улучшения демографических показателей: рост рождаемости, естественного прироста населения республики, снижение младенческой смертности. За последние годы осуществлено восстановление ранее закрытых фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, сельских участковых больниц. Сегодня все населенные пункты имеют медицинского работника или организацию первичной медико-санитарной помощи.
Вместе с тем стабилизация экономики Казахстана способствовала улучшению финансирования отрасли здравоохранения. Из года в год увеличиваются средства, направленные на централизованный закуп медицинских препаратов и оборудования. Особое внимание уделяется лечению социально-значимых заболеваний.
В стране создан и расширяется рынок медицинских услуг. Наравне с государственным функционирует негосударственный сектор здравоохранения, конкуренция которых способствует широкому внедрению новых медицинских технологий и повышению качества медицинских услуг. Получили свое дальнейшее развитие медицинская наука и образование, медицинская и фармацевтическая промышленность.
Да, проблемы в медицине были и пока, к сожалению, еще остаются. Но мы прилагаем все усилия для того, чтобы их с каждым годом становилось все меньше и меньше. Ведь здоровье народа - это одно из главных богатств государства.
Для участия в работе съезда делегированы лучшие медицинские работники со всех регионов нашей страны, кандидатуры которых были выдвинуты на районных и областных конференциях.
Главной целью предстоящего съезда станет обсуждение и принятие Стратегии основных направлений развития здравоохранения в Республике Казахстан до 2010 года. Будут рассмотрены вопросы совершенствования системы управления здравоохранением, медицинской помощи населению, лекарственного обеспечения, внедрения здорового образа жизни, дальнейшее развитие медицинской науки и образования, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Заключительным итогом работы II съезда врачей и провизоров РК станет принятие резолюции форума.
Считаю, что настоящий форум будет началом большой работы как в отрасли, так и во всем государстве по выполнению главной задачи - улучшению состояния здоровья граждан Казахстана.

 

Айжан Садыкова,
президент Ассоциации врачей и провизоров Казахстана

Врач должен давать клятву!

Организаторами первого съезда врачей, который проходил в 1997 году, выступили Министерство здравоохранения и Ассоциация врачей и провизоров Казахстана. Организатором нынешнего съезда выступает только Министерство здравоохранения РК. Нас, честно говоря, удивило это известие, потому что объединение усилий, интеграция государственных структур и общественных организаций - реальный путь к достижению общей цели: сохранение здоровья народа и повышению качества медицинского обслуживания. Официально нам выделено одно место на этом съезде, но оптимизм внушает другое: в ассоциации очень много представителей из различных регионов страны, а потому ее члены все равно будут представлены в достаточном количестве на этом съезде...
О каких проблемах хотелось бы говорить со своими коллегами? Очень серьезный документ подготовлен Министерством здравоохранения для обсуждения делегатами съезда - проект стратегии развития системы здравоохранения нашей страны до 2010 года. В нем освещены почти все аспекты и проблемы сегодняшнего дня, в том числе вопросы развития многоукладной медицины, создание равных условий жизнедеятельности для государственного и частного секторов, повышение роли общественных объединений. Ознакомившись с этой стратегией, мы остались ею довольны, а потому не стали вносить особенных предложений съезду.
Но мы очень надеемся, что на съезде будут обсуждены вопросы врачебной этики, кодекса врача. В 1997 году на первом съезде врачей наша ассоциация уже вносила предложение принять текст клятвы врача республики Казахстан. Так как после распада Союза у нас не было единой, утвержденной государством клятвы или присяги. Дело в том, что с 1971 года мы принимали не клятву Гиппократа, а подписывались под присягой врача Советского союза. В начале девяностых годов выпускники-медики выходили из стен вузов вообще без каких-либо моральных, юридически узаконенных обязательств. Когда ассоциация начала активно поднимать этот вопрос, каждый вуз стал создавать собственные тексты клятв. При разработке нашего варианта текста клятвы врача РК мы брали за основу и пункты клятвы Гиппократа и некоторые моменты из присяги врача Советского Союза, руководствовались Лиссабонской декларацией о правах пациента. Если этот документ будет принят, это станет настоящей вехой в истории отечественного здравоохранения.
В то же время наша ассоциация разработала этический кодекс врача Республики Казахстан - такой документ также необходим как врачам, так и пациентам. Мы надеемся, что съезд его одобрит, а затем можно будет представить его на суд правительства. Дело в том, что человек, посвящающий себя медицине, имеет гуманные и высокие цели. Но в то же время в своей работе он должен руководствоваться не просто нормами своей совести, а настоящим узаконенным документом.
В целом мне думается, что медицина уже вышла из того кризиса, в котором она пребывала долгое время. Однако что касается отношения государства к частному сектору медицины - у нас есть много нареканий и пожеланий. Да, создана законодательная база, можно создавать частные юридические фирмы, также физические лица могут оказывать услуги, но не выполняется при этом закон об охране здоровья народа. В этом законе ясно сказано, что всем представителям медицины должны предоставляться равные условия для жизнедеятельности. Но сегодня врач, который работает в государственной системе здравоохранения, пользуется гораздо большими преимуществами, чем частный практик.
Представитель государственной клиники может повышать квалификацию в Институте усовершенствования врачей совсем по другим расценкам, нежели представитель частной клиники. Последнему приходится за все платить значительно дороже, что отражается на стоимости медуслуг. И тогда не каждый пациент может позволить себе лечение в частной клинике. При любых проверках Министерства здравоохранения остается предвзятое отношение со стороны комиссий к частным врачам и клиникам в целом. Каждый рейд носит карательный характер. За одинаковые недоработки и недостатки в своей работе представитель государства будет иметь только лишь замечания, а частная структура рискует лишиться лицензии.
Я думаю, что это неправильный подход - частный сектор работает только в помощь государственному, забирая часть обслуживания населения, оснащая свои центры и обучая своих специалистов без бюджетной поддержки. Если не создавать равные условия для развития, то, в конечном итоге, будет страдать потребитель медицинских услуг. Перед нами - и государственными чиновниками и общественными объединениями - стоит одна цель: облегчить жизнь нашим пациентам, чтобы услуги медиков были им доступны, чтобы они имели право выбора и могли спокойно обращаться как в государственные, так и в частные клиники.

 

Саурбек Рузуддинов,
президент стоматологической ассоциации Казахстана

Больные зубы - больное общество!

Первый съезд врачей, прошедший в 1997 году, был “пробным шаром” для нашей медицины. Старая система уже никого не устраивала, а новую нам не предлагали. Мы стояли на развилке - всем казалось, что лучший путь для дальнейшего движения - это страхование. Стоматологи тоже думали, что страхование решит наши проблемы. Однако, как известно, ничего хорошего из этого не вышло - ожидаемого успеха от страхования люди не получили. Хотя были отработаны критерии, механизмы контроля работы и так далее. После этого стоматологию, а я буду говорить только о ней, отпустили в свободное плавание. Нам предоставили возможность жить по собственному усмотрению. В результате все стоматологические клиники и учреждения были проданы. И слава богу, что многие из них остались в руках самих стоматологов. Правда, рынок заставил увеличить число стоматологических кабинетов в городах, потому что врачи остались без работы, а стоматологическая помощь народу требовалась. Стоматологи учились выживать в условиях жесткого свободного рынка. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем в республике сильные клиники, работающие по мировым стандартам, “средние” клиники (где цены ниже и далеко не новое оборудование) и отдельные частные кабинеты. А народ стоит перед дилеммой: кто же оказывает лучшую помощь? Кому и чему верить? Порой далеко не самый высококвалифицированный врач дает сногсшибательную рекламу и получает большой процент посещаемости пациентов, а хороший специалист скромно сидит в кабинете и не имеет возможности и смелости для саморекламы.
При том, что у нас много клиник и врачей, - простые пенсионеры не имеют возможности лечить зубы и делать протезы из-за дороговизны нашей работы. Самым слабым звеном сегодня является сельская стоматология. В аулах вообще нет ни кабинетов, ни клиник. Сельскому труженику приходится ехать в город с больным зубом. Правда, никто не поинтересуется, а есть ли у него на это средства? Выходит, лечить зубы сегодня - одна из самых больших привилегий. Эту ситуацию пора менять.
Мне хочется на предстоящем съезде высказать мысль, давно меня волнующую. Во-первых, от слова “услуги” в отношении стоматологии давно пора отказаться. Стоматологи оказывают медицинскую помощь, а не услуги. Во-вторых, решение наших общих проблем мне кажется очень несложным - надо вернуть стоматологию под государственное финансирование, как это сделано в России. Там есть и бюджетная стоматология, и частная - они прекрасно уживаются на одном пространстве. Любой человек может получить определенный объем стоматологической помощи за счет государства, но если он хочет получить больше и дороже, для этого существуют частные клиники. Такой подход кажется мне наиболее целесообразным на сегодняшний день. Ведь самая уязвимая часть населения - пенсионеры и инвалиды - оказались “за бортом”. У них нет возможности платить за протезы, хорошие пломбы. Скажите, кто позаботится о них, если не государство?
Приведу еще один пример отношения к стоматологии: Государственная дума России в мае 2000 года заслушала доклад президента стоматологической ассоциации и внесла дополнения в бюджетное финансирование стоматологии в сторону увеличения выделяемых средств. Это не случайно - государство заботится о стоматологическом здоровье населения, о здоровье нации. Я думаю, что и нашему парламенту не мешало бы не только заслушивать министра здравоохранения, но и узнать мнение специалистов по отраслям медицины...

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания
и оценки, которые редакция не всегда разделяет.
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп