29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Мир  

Франция - Казахстан:
новый этап двусторонних отношений

Ботагоз Сейдахметова

На этой неделе Казахстан посетила французская делегация производителей вина. Алматы стал первым пунктом в их маршруте. Далее, по плану - Москва, Санкт-Петербург, Хельсинки, завершится тур в шведской столице - Стокгольме.
На сегодняшний день в Казахстане работают такие французские компании как Alstom, Schneider electric - электрооборудование. Совместная казахстанско-французская фирма Katko, занимающаяся добычей урана. Нефтяная компания Totalfinaelf. Societe generale - банковский сектор. Universal sodexho - мультисервисная компания (общественное питание, транспорт, административные услуги...)
Сам факт, что французов интересует не только казахстанская нефть, но и желание войти в наш рынок с товарами широкого потребления, говорит о том, что наши государства выходят на этап более глубоких двусторонних отношений

Говорят, что самым верным показателем экономического развития государства является количество представителей в нем среднего класса. Средний же класс, в свою очередь, формируют вкусы, общественное мнение, моду на то или иное. Ярким примером формирующегося среднего класса в Казахстане является возросшее потребление вин высокого качества.
Хорошее качественное вино стало признаком хорошего тона, а снобизм, в свою очередь - двигателем винного бизнеса.
Праздник дегустации классического национального напитка из французских провинций с дивными названиями из романов Дюма: Шампань, Бургундия, Бордо, Лангедок, регион Луары и других был организован посольством Франции в Казахстане. По словам экономического и торгового советника посольства г-на Жака Бинъяле, с которыми он обратился к соотечественникам, “макроэкономическая ситуация в Казахстане великолепная”. Для примера он привел цифры.
В прошлом году рост ВВП был на уровне 13 процентов, в этом году ожидается рост примерно на уровне 9 процентов, а в будущем году предусматривается показатель в 6 процентов. “Бюджет сбалансированный, фактически нет внешнего долга. Я нахожусь в Казахстане менее 2 месяцев, но уже могу дать показатели, характеризующие стабильность местного рынка, у которого высокий потенциал. Половина этого потенциала реализована за счет бюджета, то есть нефти и минеральных ресурсов. Есть риск только в резком падении цен на нефть, но это зависит от ситуации на мировом рынке... Я не вижу никакого фундаментального риска прихода на рынок, в Казахстане есть система регулирования этого риска. Это подкреплено тем, что банковский сектор - частный. Самые крупные казахстанские банки работают по европейским стандартам”.
Проведя параллель с Казахстаном, г-н Бинъяле объяснил, что совсем недавно, благодаря усилиям торгового представительства посольства Франции в Литве, где до этого работал г-н Бинъяле, французские бизнесмены узнали о странах Балтики. Он надеется, что похожее произойдет и в Казахстане.
Мартин Лаббэ - заместитель экономического и торгового советника посольства Франции в Казахстане - работает в нашей стране уже три года и составил о ней более четкое представление.
- Г-н Лаббэ, я думаю, что для большинства делегатов это первый визит в Казахстан и первое знакомство с местным рынком. Почему Казахстан стал первой точкой тура французских виноделов?
- Большинство из них знает о России, Финляндии, Швеции, но очень мало о Казахстане. Поэтому мы постарались их убедить, что стоит сюда приехать. В 2001 году французские виноделы продали в Казахстан вино на сумму в 10 миллионов франков, т.е. 1,5 миллиона евро. За последние 8 месяцев этого года объем продаж вырос на 30 процентов, что свидетельствует о динамике казахстанского рынка.
- Представители скольких французских фирм приехали в Алматы? Крупные или мелкие предприятия в основном здесь представлены?
- В Казахстан приехала делегация из 19 разных французских компаний. Среди них мало мелких производителей, потому что для них предпочтительнее рынок в более близких государствах, в частности, в Финляндии, Швеции. В Казахстан и Россию приехали представители крупных предприятий, которые могут инвестировать расходы на маркетинг на ближайшие два-три года.
В московском семинаре-выставке примут участие 32 французские компании, что не намного больше, чем в Алматы. Для нас, торгового отдела посольства Франции, это очень важный показатель расширения сферы интересов французских бизнесменов здесь, на территории стран Содружества. В середине 90-х годов мы собрали одновременно много компаний в нефтяной отрасли. Теперь, как видите, в сфере товаров широкого потребления.
- Каков основной характер опасений французских производителей для работы с нашим рынком? Какие вопросы вашему торговому отделу пришлось разъяснять?
- Человеку свойственно бояться того, о чем он ничего не знает. Для многих во Франции Казахстан ассоциировался с такими странами, как Афганистан или Пакистан. Но после событий 11 сентября во Франции много говорили о странах Центрально-Азиатского региона. На этом фоне медленно стал выстраиваться имидж Казахстана, причем положительный. Так что теперь французы понимают, что Казахстан и Афганистан невозможно сравнивать.
Немецкие бизнесмены раньше нас открыли казахстанский рынок, поэтому их позиции раза в 3 сильнее позиций французского бизнеса. Например, компания “Сименс” открыла свое представительство здесь в начале 90-х годов и с тех пор успешно работает. А его конкурент, французская компания Alstom, приехала в Алматы всего лишь три года назад.
Проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные французские производители это, во-первых, отсутствие прямого рейса из Парижа в Алматы или Астану.
Сейчас, благодаря нефти, много говорят о Казахстане. Французы начинают осознавать, что среди стран СНГ есть не только Россия и Украина, но еще и Казахстан.
Франция и Казахстан находятся в начале роста двусторонних отношений. Так что нашей первой задачей стало рассказать французским бизнесменам, где находится Казахстан, какой потенциал у вашей страны. С этой целью раз в год торговый советник проводит в Париже презентацию Казахстана для местных бизнесменов.

Жак Бинъяле и Мартин Лаббэ уверены, что уже сегодня французские бизнесмены могут прийти на казахстанский рынок

- После событий 11 сентября исламский фактор для европейцев стал признаком терроризма, по крайней мере, нестабильности и опасности региона. Как вы объясняли ситуацию в Казахстане, где преимущественно проживают мусульмане?
- Хочу сразу привести пример. Одна французская компания собиралась продавать в Казахстане напиток без содержания алкоголя, очень похожий на шампанское. Но мы им объяснили, что они не смогут сбыть свой товар, потому что здесь не пьют такие напитки. На что эта компания сообщила, что с успехом продает свой товар во многих мусульманских странах, например в Индонезии и Алжире. Мы объяснили, что в Казахстане несколько иной ислам, не совсем строгий.
Французские виноделы спрашивали нас, здесь живут мусульмане или нет. Мы объяснили им, что 55 процентов населения Казахстана живут в городах, где традиции ислама никогда не соблюдались так, как, например, в Узбекистане. Здесь несколько иная культура. В прошлом году американский госсекретарь Колин Пауэлл очень удивился, что во время Рамазана здесь многие пьют водку.

Большинство французских вин обычно получает свое название по географическому региону

- Я понимаю, что за один день пребывания трудно составить представление о стране. Но все же, какие впечатления о казахстанском рынке у французских виноделов?
- Они думали, что едут в страну с большим потенциалом. Но вы знаете, что такое потенциал? Это ЗАВТРАШНИЙ день, это еще не СЕГОДНЯ. Они ехали сюда с целью посмотреть сегодняшнюю ситуацию, чтобы вести бизнес завтра. Но то, что они увидели здесь, позволило им понять, что уже сегодня можно работать в Казахстане.
Мы закупили в одном из магазинов Алматы несколько самых дорогих видов казахстанского вина, которые французские виноделы продегустировали. Они были уверены, что местные производители вместо вина производят сладкие напитки. Но после дегустации местных вин они были приятно поражены высоким качеством вашего вина и осознали, что вступление на казахстанский рынок должно осуществляться на высоком профессиональном уровне.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп