29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Отреклись от чумы

Ольга МАЛАХОВА

Россия считает, что проводившиеся на острове Возрождение испытания бактериологического оружия не представляют никакой опасности. Так официально заявило на этой неделе российское посольство в Казахстане. Аргументы россиян сводятся к тому, что при испытаниях применялись имитаторы биологических средств, а мощные солнечные лучи уничтожали штаммы за несколько часов. Непонятным остается одно: почему тогда американцы тратят миллионы долларов на исследования и очистку этих “неопасных” территорий?

Последствия великой гонки вооружений будут еще долго давать о себе знать. Наша страна, пожалуй, пострадала больше всего: испытания на Семипалатинском, других полигонах, в том числе и бывшем бактериологическом в Аральском море, спустя годы бумерангом бьют по окружающей среде и здоровью людей.
Союз развалился, виновных вроде нет. Но нужно знать правду и, вооружившись ею, снижать риск от радиационных и бактериологических загрязнений. Однако в такой информации Казахстану отказано. Теперь уже официально.
На послание госсекретаря - министра иностранных дел Касымжомарта Токаева, в котором МИД просил предоставить информацию о деятельности биополигона в Аральском море и возможных последствиях испытаний на нем, его российский коллега Игорь Иванов ответил на смеси казенного и научного языка. В переводе на недипломатическую речь ответ сводится к следующему: да бросьте вы, ребята, все путем, все под контролем: безопасность обеспечивалась, от аральской жары все микроорганизмы сразу умирали. Словом, ноу проблем.
Объяснения - это чаще всего оправдания, сказал Брехт. Формулировки ответа выглядят приблизительными. В послании Игоря Иванова сказано: “В испытаниях применялись, как правило, безвредные имитаторы биологических средств на основе непатогенных штаммов микроорганизмов. Патогенные микроорганизмы использовались в незначительных количествах с соблюдением необходимых мер безопасности и защиты окружающей среды. В условиях воздействия мощного солнечного излучения и высоких температур все применявшиеся микроорганизмы сохраняли жизнеспособность от нескольких часов до нескольких суток”.
Во-первых, выражение “как правило”, как правило (извините за каламбур), означает, что были и исключения, и, возможно, их было больше, чем исключений из правил русского языка. Во-вторых, что же тогда делали этой весной и летом американские специалисты на острове? По многочисленным сообщениям в российской и зарубежной прессе, США выделили на очистку территории “самого крупного в мире могильника сибирской язвы” шесть миллионов долларов, и в течение нескольких недель американские специалисты обеззараживали захоронения на узбекской части острова.
Подтверждением того, что испытания были далеко небезопасными, ученые считают и гибель трех людей в Аральске в 1971 году, когда неожиданно заболели сибирской язвой девять человек. В те годы эта болезнь практически уже была побеждена, прекращено вакцинирование, и вдруг вспышка, которую теперь объясняют соседством полигона, где испытывались чума, бруцеллез, сибирская язва. Как известно, менялась генетическая структура возбудителей, с тем чтобы на них не действовали антибиотики.
По утверждению газеты Дaily Telegraph, большинство запасов бактериологического оружия было захоронено на острове Возрождение, и со времен распада Советского Союза американские ученые неоднократно посещали остров, брали образцы для изучения. В конце восьмидесятых годов в СССР поняли, что на волне гласности и снятия железного занавеса в военные лаборатории и на заводы могут нагрянуть западные инспектора. Тогда и было принято решение о захоронении штаммов сибирской язвы на острове в Аральском море, где почти полвека действовал биополигон. Как писала немецкая Frankfurter Rundschau, “контейнеры с биомассой и хлором были перевезены из Свердловска и захоронены в 11 ямах. Но возбудители не погибли. Исследователи из США взяли в 1997 году несколько почвенных проб и нашли жизнеспособные экземпляры”.
А позже, когда усилился международный терроризм, на Западе еще больше озаботились исходящей с острова опасностью. Тем более что этот привлекательный для террористов объект постепенно превращался в полуостров, и смертоносные штаммы могут попасть на “большую землю” с инфицированными грызунами. Поэтому американцы провели в этом году обеззараживание бывшего полигона. Кстати, год назад и руководители ЧС России и Казахстана заявляли о совместной работе на острове по очистке его от последствий работы полигона. А теперь, оказывается, такие работы не нужны.
В то же время западная пресса упрекает Узбекистан и Казахстан в том, что они мало что делают для изучения последствий испытаний биооружия. Обеззараживание проведено локально, но нужны обширные исследования территорий и животных. Это понимают и наши ученые, считающие, что испытания оставили изменения в животном мире и грызуны могут быть носителями опасных инфекций.
Именно поэтому и была запрошена у МИДа России информация о том, какие конкретно проводились испытания, каким было обеззараживание. Но на эти вопросы ответ российское внешнеполитическое ведомство не дает. Мало того, оно опровергает даже сам факт “захоронений биологических материалов на территории острова, которые могли бы привести к отрицательным экологическим последствиям”.
Еще интереснее, что, судя по ответу МИДа России, “решены все проблемы территории острова, их правовые аспекты не только в сфере экологии, но и по имущественным и финансовым вопросам, связанным с передачей казахстанской стороне инфраструктуры лаборатории”. Тут возникают еще вопросы: знают ли российские дипломаты о том, что в 1992 году бывший президент России Борис Ельцин обещал не только закрыть, но и обеззаразить эту территорию, и что лаборатория находится на узбекской части острова?
Первыми биологической бомбой замедленного действия назвали остров Возрождение не отечественные, а зарубежные и российские журналисты в конце девяностых годов. Информацией о зловещем острове с ними поделились бывшие специалисты военно-промышленного комплекса, в том числе и Канатжан Алибеков, руководитель одной из программ по созданию биооружия. Но, судя по всему, сегодняшние официальные власти страны, где сохранились все материалы о работе полигона, не хотят их раскрывать даже для ученых.
Кажется, человек осознанно создает себе врагов, чтобы потом бороться за выживание. Хорошо бы вести эту борьбу совместно. Но, увы... Исследование острова казахстанские специалисты уже начали и, конечно, продолжат. Хотя без информации с российской стороны это, видимо, будет значительно сложнее.


 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп