Дирижер
Галина Галкина
О нем говорили в советскую эпоху - “ровесник
революции”, так как родился он в 1917-м. Сегодня, хоть и ушел
пафос ассоциаций эпохи социализма, Газиз Ниязович Дугашев
остается ее ровесником, свидетелем и звездой
|
Киев, 1961 год
|
Поразительный парадокс времени: в тоталитарном
режиме, который создал аппарат подавления и в то же время
провозгласил равные возможности, сын сапожника смог стать
выдающимся музыкантом и - венец карьеры - дирижировать в Большом
театре на лучших спектаклях.
Газиз Ниязович Дугашев - народный артист Казахской ССР, лауреат
Государственной премии Казахстана, в прошлом - главный дирижер
оперного театра Алма-Аты, дирижер оперных театров Минска,
Киева, дирижер Большого театра, житель Москвы - недавно посетил
Алматы, свою родину, приняв приглашение родственников на празднование
столетия Жумабая Шаяхметова.
Газиз Ниязович, которому скоро исполняется 85 лет, был взволнован
визитом в город юности, чувствовал себя неважно, но все же
ответил на вопросы “НП”.
- Что принесло вам наибольшее удовлетворение в творческой
деятельности?
- Первая самостоятельная постановка в Большом театре оперы
“Чио-чио-сан”.
- Может быть, вы о чем-то сожалеете?
- Нет, ни о чем не сожалею.
- Могли бы вы назвать кого-то, кто повлиял на вашу судьбу?
- Больше всего на мою судьбу повлиял дирижер профессор Пирадов,
так как благодаря ему я и стал дирижером.
- Самое памятное событие, связанное с Алма-Атой?
- Постановка опер Верди “Аида”, “Бал-маскарад”, а также балета
Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
- Что для вас Москва?
- Москва - это центр культуры огромной страны, она, как магнит,
тянет к себе многие творческие личности и в настоящее время.
В те далекие годы для меня Москва означала приобщение к культуре.
- Что бы вы хотели сказать алматинцам, знающим вас? И молодым?
- Алма-Ата всегда оставалась для меня родным городом и сыграла
огромную роль в моей творческой судьбе. Помню всех, с кем
работал, и желаю всем моим коллегам и друзьям здоровья. Я
благодарен им, а также новому поколению творческой молодежи
за память и добрые чувства.
Для тех, кто знал этого удивительного человека, его приезд
в Алматы стал сенсацией. Блестящего оперного дирижера боготворили
музыканты, этого обаятельного человека любили друзья. Спустя
много лет он попал в их объятия.
Каукен Кенжетаев, народный артист Каз ССР, профессор:
- Среди актеров я самый старший, мне 86 лет, поэтому многое
помню. Газиз Дугашев - мой друг. Мы очень любим нашего Газиза.
Он - выдающийся дирижер, яркий музыкант. Но сегодня вспоминаются
какие-то простые вещи. Нас объединяла общая молодость, мы
были жизнелюбивы, как все в ту пору.
Я не знаю лучшего оперного дирижера, чем Газиз Ниязович. Что
в нем было особенного? Прежде всего - Газиз понимал казахов,
нашу культуру, пение, душу казахской музыки. Оркестр он подчинял
солисту, а не наоборот. Он давал нам петь. Поэтому его очень
любили певцы, артисты.
Очень жаль, что я не виделся с ним. Газиз позвонил мне по
телефону, я едва узнал его голос, настолько он изменился.
Я чуть не заплакал.
Газиз приезжал из Москвы, мы дрались за него: сегодня он у
меня в гостях, завтра у кого-то.
Когда он впервые встал за дирижерский пульт в Москве в Большом
театре, на него смотрели музыканты несколько высокомерно,
мол, кто такой, откуда пришел? Газиз это сильно переживал.
Но очень скоро его полюбили.
Газиза нельзя не любить. В нем особая энергетика. Когда он
поднимает руки с дирижерской палочкой, не только музыканты,
зрители замирают и будто встают. И музыка звучала у него по-особенному.
Ермек Серкебаев,
народный артист СССР:
- Мы встретились с ним, когда Газиз Ниязович приехал на столетие
Жумабая Шаяхметова, первого казаха-руководителя Компартии
Казахстана. Газиз Ниязович посетил наш оперный театр, такой
роскошный после ремонта, мы вспоминали с ним прошлое.
Газиз немного старше меня, лет на 8. Хорошо помню тот момент,
когда он вернулся с фронта. В то время я играл на скрипке,
сидел в симфоническом оркестре. Газиз, видимо, впервые, пришел
в театр. Он устроился напротив, слушал оркестр. Вдруг я вижу,
что он горько плачет, пытаясь сдерживаться. До войны он был
очень ярким, талантливым скрипачом. В битве под Москвой он
получил ранение руки. Здесь, в театре, слушая, как играют
музыканты, Газиз испытывал страдания, осознавая, что никогда
не сможет играть на скрипке.
Позже, когда я пришел работать в театр оперы и балета имени
Абая, Газиз Дугашев уже был дирижером. Я сумел оценить его
особый дирижерский дар - он был мастером оперного дирижирования.
Его учителями стали великие дирижеры, эвакуированные из России
во время войны, такие как Пирадов. Дугашев, сидя около “оркестровки”,
наблюдал, как работает Пирадов, видимо, так и освоил технику,
будучи талантливым музыкантом. Под рукой дирижера Дугашева
так легко было петь. И, что особенно важно для нас, певцов,
оркестр не заглушал голоса. Обычно дирижеры увлекаются, может
быть, волнуются и забывают о певцах, приходится просить их
играть потише. С Дугашевым этого не было. Даже советских композиторов,
которые писали особенную, “густую” оркестровку, с обилием
медных инструментов, Газиз Ниязович умудрялся исполнять так,
что все было слышно.
Уникальный дирижер. Помню, как мы - весь коллектив Театра
оперы и балета имени Абая - двумя самолетами вылетели в Ереван.
Дугашев дирижировал “Аиду”. Что за триумф это был! Феерический
успех, настоящая творческая победа. Армяне - очень музыкальный,
мудрый, умный народ. Когда прозвучали финальные аккорды, весь
зал в каком-то порыве встал - неистово аплодировали, хором
кричали “браво!” Всем было очевидно, что это - успех именно
дирижера Дугашева.
Да... Время прошло. Я уже стал таким аксакалом. Мне говорят,
что выгляжу прекрасно, слышу о себе: “Красивый старик!” Я
доволен жизнью - “каждому овощу свое время”. И мой друг, Газиз
Ниязович, стал благородным старцем. Думаю, и он доволен своей
судьбой и жизнью. Она у него яркая.
|
Москва 1953 г. “В те счастливые
детские годы все было в светлых тонах. Родители были
молодыми и красивыми”
|
Ляйля Газизовна,
дочь Газиза Ниязовича:
- Папа родился в Алма-Ате. Отец его был сапожником, папа и
сам немного к этому делу приобщился. Я спрашивала его потом,
каким образом он поступил в музыкальное училище? Он ответил:
“Тогда все искали свою дорогу. У меня дома была домбра, на
которой играли близкие, пытался и я играть. Какая-то причастность
к музыке была”. Окончил училище по классу скрипки в 1939 году.
Играл в квартете училища. После окончания училища работал
в симфоническом оркестре несколько месяцев, потом в уйгурском
театре.
Началась война. Девятнадцатилетним ушел на фронт. И в первых
же боях под Москвой, зимой, в декабре 1941 года, получил ранение.
Оно было роковым для скрипача - в правую руку. Получил орден
“Боевого Красного Знамени” и медаль “За отвагу”. Мало кто
остался в живых в боях за Москву. Лечился, получил инвалидность,
в 1942 году вернулся в Алма-Ату.
Получал мизерную пенсию по инвалидности. Устроился работать
библиотекарем в нотный отдел киностудии. Но у Газиза оставались
друзья в музыкальном мире, которые помнили его как одаренного
скрипача. По рекомендации композитора Евгения Брусиловского,
Газиза Дугашева взяли в оперный театр к дирижеру, эвакуированному
из Киева, Пирадову. Газиз Дугашев под его руководством стал
возвращаться к своей музыкальной карьере. Сначала выполнял
техническую работу, потом Пирадов стал поручать готовить спевки,
работу с артистами, репетиции. Через год Газиз Дугашев сам
дирижировал в опере “Даиси” Палиашвили. Был шумный успех.
После успешного дебюта Газиза Дугашева стали вводить в репертуар
балета “Капелия”, оперы “Кыз Жибек”. Потом последовали большие
спектакли “Абай”, “Жизель”, “Чио-чио-сан”. Это 42-48-е годы.
Так начинала складываться его творческая судьба. Пик карьеры
- работа в Большом театре в Москве.
Я отлично помню московскую жизнь. Алматинский период - смутно,
так как была маленькой, когда меня увезли. Помню наш хлебосольный
дом на Щепкинском проезде, где папе дали комнату в коммунальной
квартире. Там было 13 комнат. Дом размещался сразу за Большим
театром, он до сих пор стоит. Жили в нем все знаменитости.
На 2-м этаже - Майя Плисецкая, дирижер Файер. Там же - Асафий
Львович Мессерер, дядя Плисецкой. В соседнем подъезде - знаменитый
бас Петров. Все они теснились в “коммуналках”, не имея каких-либо
привилегий. Сначала мы жили в одной комнате, метров 15. Как
только в этом же коридоре освободились еще 2 комнаты и при
них кухонка, мы разместились в них. Это угловая квартира окнами
на ЦУМ, где мы долгое время жили. Папа из Алма-Аты перевез
сразу не только маму, меня и сестру, но и тещу, и свояченицу.
Такое веселое время было. Сундук бабушкин отлично помню, переехавший
из Алма-Аты. И огромный, тяжелый, деревянный дубовый стол
с тумбами. На этом столе кто только не спал. У нас в гостях
побывали выходец из Алма-Аты композитор Леонид Афанасьев,
Мукан Тулебаев, Александр Зацепин, приходил уже позже Микаэл
Таривердиев. Много ярких воспоминаний.
Папа в искусстве был диктатором. Дома - нет. Это его манера:
как сказал - так чтобы и делали. Думаю, что в любой профессии,
если ты руководитель, то это диктаторство необходимо. Человек,
добивающийся чего-то, должен уметь не то чтобы подчинить,
но убедить.
До 80 лет папа активно преподавал. В 80 лет оставил работу.
Была очень больна мать, отец, как нянька, не отходил от нее.
Считаю, что это с его стороны был человеческий подвиг. Она
долго и длительно болела. Полгода назад мама умерла. Папа
был сломлен, совсем недавно пришел в себя, с удовольствием
принял приглашение приехать в Алматы.
Возникла проблема - для нас дорого купить два билета в Алматы.
Я отправилась в “Эйр Казахстан” и рассказала, что вот такой
почетный дедушка приглашен в Алматы, на родину: “Два билета
в оба конца для нас неподъемны”. Без единого звука, незамедлительно
нам выписали два бесплатных билета в оба конца. Я написала
благодарственное письмо, но вдруг оказалось, что компания
“Эйр Казахстан” перестала существовать. Хотелось через вашу
газету выразить благодарность людям этой компании, пусть уже
расформированной.
Досье “НП”:
В 1948 году Газиз Дугашев уехал в Московскую консерваторию.
В 1949-50-е годы кадры Казахстана - Дугашев, Досымжанов, другие
- учились там по классу дирижирования у профессора Николая
Аносова. Параллельно с Дугашевым учился Геннадий Рождественский.
Вернулся в Алма-Ату. В 1950-51-м его назначили главным дирижером
театра оперы и балета имени Абая.
В 1951 году Дугашева вызвали для участия во Всемирном фестивале
молодежи и студентов в Берлине. Газиз Дугашев руководил сводным
хором молодежи и студентов. Этот хор и его дирижер имели большой
успех. После фестиваля Дугашева отправили на стажировку в
Большой театр. Двенадцать человек участвовали в конкурсе,
чтобы попасть на стажировку в Большой театр. Взяли Дугашева
и Рождественского. Стажеров стали вводить в репертуар Большого
театра. Дугашев в статусе стажера БТ гастролировал по Союзу
с симфоническими концертами - первые выезды были на Украину
в 6 городов - 50-й год. С 1952 года его ввели в труппу Большого
театра. Его спектакли той поры - “Чио-чио-сан”, балет “Фадетта”,
“Шурале” - татарский балет композитора Яруллина.
После успешной практики в Большом театре, по просьбе руководства
Казахстана ,его пригласили готовить вторую Декаду Казахстана
в Москве.
Декада состоялась в 1958 году. Привезли оперу “Биржан и Сара”
и балет “Бахчисарайский фонтан”, которые были восторженно
приняты московской публикой. Дугашева наградили орденом “Трудового
Красного Знамени”.
Как опытного, много гастролирующего дирижера его пригласили
в Киев вторым дирижером.
Вскоре Дугашева пригласили в Минский театр главным дирижером.
Этот человек обладал даром именно “поднимать” труппы оперных
театров - Казахского, Киевского, Минского.
В 1968 году опять позвала родина. Дугашев приехал в Алма-Ату.
Оставался здесь до 1973 года. Был главным дирижером, поставил
свои лучшие спектакли классического и казахского репертуара.
В Алма-Ате он также занимался концертной деятельностью: оркестр
под его управлением играл Четвертую симфонию Малера с солисткой
Розой Жамановой - концерт произвел фурор. По приглашению Газиза
Дугашева приехали виолончелист Олег Коган и его супруга скрипачка
Наталья Гутман - музыканты высочайшего класса. Они играли
двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром
- значительное событие в жизни Алматы. Также по приглашению
Газиза Дугашева приезжал сюда с концертами Ростропович в пору,
когда он был “невыездным”. Дугашев, как это было ему присуще,
поднял оркестр, много с ним гастролировал по Казахстану и
России. Особенно памятной была поездка в Новосибирск, где
играли редко исполняемые вещи - Вторую симфонию Брамса, Четвертую
симфонию Брамса. Участвовал с оркестром в Международном форуме
“Музыкальная трибуна Азии”.
Но наступил момент, когда Дугашев посчитал, что он все сделал
в Алма-Ате, и вернулся в Москву в 1974 году. Была уже крепкая
привязанность к этому городу. Москва не отпускала от себя.
Когда он работал в Москве в Большом театре, с балетной труппой
театра объездил всю Европу. Когда в Москву приехали солисты
театра Ла Скала, Дугашев дирижировал оркестром. В свое время
Газиз Дугашев входил в число 19 дирижеров высшей категории
мира.
Дети самостоятельно выбрали профессию. Старшая - Ляйля - стала
медиком. Защитила диссертацию. Младшая - Наиля - окончила
Московский институт востоковедения.
Газиз Ниязович преподавал дирижирование в Университете культуры,
параллельно выступал с концертами, записывал музыку в Институте
кинематографии. Работал с оперной труппой, которая гастролировала
по России.
|
Алматы, сентябрь 2002 года. С племянником
Ноэлем Шаяхметовым
|
|