29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Экономика  

Скоро “дембель”

Андрей Губенко

Но армия тут ни при чем. Просто на одном из крупнейших в Казахстане (и в мире) газоконденсатном месторождении - Карачаганаке - завершается строительство необходимой для его освоения инфраструктуры в рамках так называемой Фазы 2. Радостное, хотя и хлопотное событие для всех, но для некоторых все-таки в большей степени хлопотное. Потому что для строителей, которые возводили все эти объекты, приходит время искать новую работу

По оценке генерального директора КИO (Карачаганакской интегрированной организации), осваивающей месторождение, Джона Морроу, в течение 12 месяцев высвободятся 8-10 тысяч человек. У строителей закончится контракт, да и делать им здесь больше будет нечего. Число внушительное, и несмотря на то, что безработица им, наверное, не грозит (все они - высококвалифицированные специалисты), определенное беспокойство эта ситуация вызывает и у властей, и у компании, в которой предстоящее событие называют “демобилизацией персонала” и уже вовсю к нему готовятся.
Хотя, в принципе, ничего экстраординарного в подобной ситуации нет. Рано или поздно любое строительство завершается, и тем, кто был на нем занят, надо искать новую работу. Обычная практика, распространенная во всем мире: контракт закончился, и дальнейшая судьба бывшего работника - не предмет беспокойства для бывшего работодателя. Почему Казахстан должен быть исключением?..
Тем более что, повторимся, работники в Аксае (рядом с которым расположено месторождение) высококвалифицированные, опыт которых пригодится и в других местах, благо, что перспективных нефтяных проектов в Казахстане хоть отбавляй. Да и в макроэкономическом плане наличие в стране мобильной качественной рабочей силы - большой плюс.
Тем не менее Карачаганакский проект, по мнению КИO, - особый случай, и потому компания, по словам г-на Морроу, делает сейчас для освобождаемого персонала даже больше, чем от нее требуется. Причем речь идет не только и не столько о требованиях ОСРП (Окончательное соглашение о разделе продукции, подписанное с казахстанским правительством) или нормах казахстанского законодательства; основным императивом для компании является “чувство социальной ответственности”. Особенность же проекта - его масштабы и, соответственно, большое число высвобождаемого персонала. А также, конечно, общее социально-экономическое положение в стране.
Иными словами, компания взяла на себя заботу о дальнейшем трудоустройстве персонала. Это целая система мероприятий. Первым шагом стало создание в Уральске специального центра регистрации тех, у кого заканчивается контракт. Среди “дембелей” проводится анкетирование с целью выяснить их намерения. Затем данные анкетирования и информация о квалификации бывших работников будет занесена в базу Минсоцзащиты, а также передана потенциальным работодателям. Заметим, что и в самой Западно-Казахстанской области работа для строителей найдется, но, конечно, главный расчет делается на нефтяные проекты на северокаспийском шельфе. Разумеется, что строительным компаниям, которые вскоре во множестве придут сюда, выгоднее принимать опытных специалистов, нежели обучать, как это было на Карачаганаке.
Джон Морроу не исключает даже трудоустройства бывших кадров за границей, ведь генеральным подрядчиком строительных работ на Карачаганаке был консорциум арабской компании ССС и итальянской “Сайпем” (строго говоря, контракты заканчиваются у работников подрядчика, но заботы взяла на себя именно КИO), и наиболее ценные специалисты им могут пригодиться и за пределами Казахстана.
Помимо всего прочего, нефтяники выплачивают “дембелям” трехмесячное выходное пособие; его размер зависит от стажа, но в среднем составляет около 100 тысяч тенге. И наконец, в зависимости от конъюнктуры на рынке труда, в учебном центре в Аксае можно пройти курс переобучения и получить более востребованную в настоящий момент профессию.
В целом же замысел, пожалуй, еще раз подтвердил, что КИO является на редкость ответственным корпоративным гражданином Казахстана. Напомним, что альянс, куда входят английская “Би-джи групп”, итальянская “ЭНИ”, американская “ШевронТексако” и российский “Лукойл”, уже инвестировавший в месторождение Карачаганак три с половиной миллиарда долларов, согласно заключенному в 1997 году ОСРП должен потратить на социальные проекты в Западно-Казахстанской области 400 миллионов долларов, то есть по 10 миллионов в течение 40 лет. И исправно выполняет условия, делая порой даже больше. Так, в прошлом году в связи с 10-летним юбилеем независимости на соцпроекты было выделено 23 миллиона, благодаря чему в этом году в Уральске появился совершенно новый и весьма современный Театр казахской драмы (единственный в СНГ, построенный со времени распада Союза целиком, от фундамента до крыши); отреставрирована филармония 1900 года постройки, в которой, говорят, дореволюционные купцы эксклюзивно слушали Шаляпина; возведена очень красивая школа.
Зафиксированным в ОСРП лимитом компания, впрочем, не ограничивается: выделяет деньги на социальные объекты в соседней Атырауской области, а в Аксае затеяла капитальную реконструкцию системы водоснабжения, которая, по примерным подсчетам, обойдется еще в 20 миллионов долларов. Подчеркнем, вкладывать эти деньги нефтяников ничто не обязывало, это их добровольный почин!

Карачаганак. Ноябрь 2001 года. Сейчас картина изменилась

Напомним, со следующего года Карчаганакский проект вступает в третью фазу; в основном закончено строительство, начинается полномасштабная добыча. До сего времени здесь добывался только газ и конденсат, которые поступали на Оренбургский перерабатывающий комплекс. Сегодня построен нефтепровод на 7 миллионов тонн в год до атырауского терминала, где будущая карачаганакская нефть вольется в трубу Каспийского трубопроводного консорциума. А равно готова установка по закачке в пласт газа (не очищенного от серы, что резко увеличивает экологичность нефтедобычи) - технология новейшая, а потому сейчас она проходит последние испытания.

Аксай - Уральск - Алматы
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп