29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Горячая линия  

Полковник полиции Берик Умурзаков:

Нужно идти к цивилизованному
дорожному движению

Классики утверждали, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. И с каждым днем все большему количеству граждан приходится вступать в порой неприятные контакты с дорожной полицией. Поэтому и желающих задать свои вопросы главному гаишнику республики оказалось немало. “НП” публикует часть наиболее интересных вопросов “горячей линии” с начальником Департамента дорожной полиции МВД РК Бериком Умурзаковым

Досье “НП”

Умурзаков Берик Нурпеисович.
Родился в 1960 году в с.Нарынкол Алматинской области.
Образование - Карагандинская высшая школа МВД СССР.
Стаж работы в органах ВД - 22 года.
В должности начальника ДДП МВД РК с 2002 года.
Женат, имеет сына.
Хобби: физкультура и спорт, разряд по волейболу.

 

Водитель,
вы не правы!

- Здравствуйте, Берик Нурпеисович, с прошедшим вас праздником! На каком основании инспектор останавливает и проверяет автомашины? За рубежом никто на дороге автомашины не останавливает, да и полицейских там не видно. В каких случаях гаишник имеет право останавливать машину на дороге?
- Спасибо за поздравление. Что же касается вопроса, то любой водитель должен знать: остановить его автомобиль может сотрудник дорожной полиции, если он имеет конкретные ориентировки на автомобиль или его хозяев, если есть веские подозрения, что находящиеся в автомобиле лица причастны к совершению преступления и когда водителем допущено явное нарушение правил дорожного движения, а также для обеспечения беспрепятственного проезда специальных колонн и охраняемых лиц, для регистрации транспортных средств в ночное время на специальных постах дорожной полиции. Главное, чтобы остановка транспортного средства была обоснованной.

- Тогда можно еще спросить? Обычно инспектор вразвалку подходит медленной ленивой походкой, провоцируя водителя выйти к нему навстречу. Скажите, а обязан ли водитель подходить к инспектору?
- В пункте 2.3 Правил дорожного движения говорится об общих обязанностях водителя. При разработке этих правил мы хотели защитить права человека. Для того, чтобы уравновесить этот момент взаимоотношений, в статье 5.3 записано, что если сотрудник дорожной полиции остановил транспортное средство, то он должен незамедлительно подойти, представиться, назвать причину остановки. Водитель сам вправе решать - ждать инспектора, сидя за рулем, или же подходить к нему. Я лично считаю, что очень плохо, когда водитель бежит к инспектору.

- Скажите, пожалуйста, имеет ли право инспектор досматривать машину, и в каких случаях?
- Можно ответить на этот вопрос коротко - да, может. Это право предоставляют ему закон и наставление по службе. Но такого короткого ответа недостаточно, чтобы снять чувство ложной оскорбленности у водителя досматриваемого автомобиля. Кстати, за рубежом к подобной процедуре относятся совершенно спокойно. И это вполне понятно. Я законопослушный гражданин, в моем багажнике нет оружия, наркотиков или краденых вещей. Но ведь в багажнике другого автомобиля они могут оказаться. Значит, досмотр осуществляется и в защиту моей личной безопасности, а потому никоим образом не может быть для меня оскорбительным.

- Очень часто дорожные инспекторы останавливают машины на перекрестках, утверждая, что водитель проехал на желтый или красный сигнал. Доказать свою правоту невозможно, тем более что он утверждает, что сидящие в салоне родственники не могут выступать свидетелями?
- Вы должны знать, что свидетелем, как установлено, может выступать любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для данного факта. Согласно действующему законодательству Республики Казахстан, гражданин не должен доказывать свою невиновность. Если вы не согласны с принятым решением инспектора по данному делу, то можете обратиться к вышестоящему органу или непосредственно к руководству подразделения дорожной полиции. Которые при всестороннем полном и объективном рассмотрении представленных доказательств, а также по своему внутреннему убеждению выносят решение о правомерности действия сотрудника дорожной полиции.
Например, оценивая доказательства сидящих в салоне автомобиля родственников и случайных свидетелей данного правонарушения, естественно, должностным лицом принимаются доводы незаинтересованных лиц.

- Здравствуйте, Берик Нурпеисович. Вас беспокоит автолюбитель Наталья Кравцова. Я люблю путешествовать на автомобиле. Но иногда дорожные инспекторы стоят не на посту, а ночью посреди безлюдной трассы. Имею ли я право не остановиться, если ничего не нарушила? Я ведь не могу быть уверенной, что это настоящий полицейский.
- Действительно, бывали случаи, когда бандиты, переодетые в форму сотрудников полиции, занимались разбоем на дорогах. Поэтому на постах дорожной полиции “Рубеж” мы обязали наших сотрудников проводить инструктаж водителей, разъяснять складывающуюся ситуацию на трассе. В случае, когда вы не уверены, что это настоящие сотрудники полиции, а не переодетые бандиты, то можете не останавливаться на их требования, тем более в темное время суток. Однако вам необходимо обратиться в территориальные органы внутренних дел по маршруту следования, сообщить им о своих подозрениях.

Инспектор,
вы не правы

- Скажите, пожалуйста, как и где можно опротестовать неправомерные действия сотрудника дорожной полиции?
- Водитель может обжаловать неправомерные, на его взгляд, действия сотрудника дорожной полиции в вышестоящей инстанции в системе дорожной полиции или в судебных органах. При этом водитель должен записать номер его машины, номер нагрудного знака, кто он по званию и т.п. В такой ситуации это необходимо, должны быть ориентиры, по которым его можно найти.

- Я из Кокшетау звоню, зовут меня Серик Жарылин. Один раз я ехал по трассе и меня остановил инспектор ГАИ, сообщивший, что я превысил скорость, хотя никаких знаков по дороге я не видел. Мы с ним вернулись назад и он показал мне голый столб, возле которого лежал упавший на землю знак. В итоге он все равно заставил меня заплатить штраф. Неужели в данной ситуации я был виноват?
- В случае, когда дорожный знак отсутствует, а к вам применены административные санкции, то вы можете обратиться в подразделение дорожной полиции для решения вопроса их отмены. В указанной вами ситуации вы правы, поскольку знак не был установлен, а лежал на земле, вы его не могли видеть.

- Меня интересует такой вопрос: правда ли, что у дорожных инспекторов имеется некий план по объему взыскиваемых за месяц штрафов? Потому они якобы ловят и правых и виноватых.
- Это категорически не так. Приказом министра внутренних дел запрещается оценивать служебную деятельность сотрудников дорожной полиции по количеству выявленных ими нарушений правил дорожного движения. А как вы знаете, раньше именно из-за такого подхода к оценке работы многие инспекторы останавливали одно транспортное средство за другим, пытаясь придраться к водителям по любым мелочам.
Мы не требуем составления большого количества протоколов. Наоборот, запрещаем составлять их, когда это носит характер мелочных придирок. Реально мы оцениваем работу инспекторов с учетом аварийности на участке, по выявленным преступлениям и другим показателям, не связанным со штрафами.

- Берик Нурпеисович, сначала поздравляем с профессиональным праздником. Сейчас практически возле всех рынков, магазинов, кинотеатров появились так называемые платные стоянки. Рядом стоят гаишники, которые штрафуют тех, кто на нее не заехал. В чьем ведении они находятся, и почему нет альтернативных бесплатных стоянок?
- Начну, пожалуй, отвечать на ваш вопрос со второй части. Расстановка сотрудников дорожной полиции осуществляется с учетом складывающейся аварийной обстановки. Даже если бы мы хотели, то физически не смогли бы поставить возле каждого рынка, магазина или кинотеатра, как вы говорите, гаишника. Создание и содержание различных автостоянок находится в ведении местных акиматов. Все мы прекрасно знаем, что творится возле рынков, базаров - невозможно даже пройти, не говоря о том, чтобы проехать.
Наши сотрудники, осуществляющие надзор за дорожным движением в районе этих объектов, принимают все меры, чтобы обезопасить пешеходов и водителей от дорожно-транспортных происшествий, возможно, по этим соображениям они предлагают пользоваться для парковки автомобиля различными стоянками, которые созданы для этих целей.

- Алло, здравствуйте, а представляться необязательно? Скажите, по какому принципу устанавливаются запрещающие знаки? Я предприниматель, поссорился с местным акимом, так теперь вокруг моего предприятия все проезды перекрыты знаками, никто не может подъехать, терплю убытки, а где искать правду - неизвестно.
- Дорожные знаки устанавливаются соответствующей организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по установке, монтажу, ремонту и эксплуатации технических средств регулирования дорожного движения, только по предписанию дорожной полиции. Если вы считаете, что дорожные знаки на каком-либо участке улицы или автодороги установлены неправомерно, то предлагаю вам для рассмотрения обратиться в отдел дорожного и технического надзора службы дорожной полиции, или можете обратиться к нам в Департамент дорожной полиции.

- Часто у нас в городе Алматы дорожной полицией проводятся специальные рейды, отработки, которые носят целенаправленный характер. То одну неделю придираются к тонировке, вторую - к ремням безопасности, третью - ищут оружие, наркотики и т.д. Так ли это? Если да, то насколько данная практика оправдывает себя?
- Трудно даже представить, как инспектор дорожной полиции может, к примеру, установив, что водитель пьян, не обращать внимания на возможность хранения при нем оружия. Или наоборот. Такой узконаправленности мы не допускаем, она невозможна. Другое дело, когда в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, на инструктажах перед личным составом ставятся более конкретные задачи.
Если говорить о продуктивности отработок в целом, то, несомненно, они необходимы и оправданы. В текущем году во время проведения этих мероприятий сотрудниками дорожной полиции выявлено более 250 фактов незаконной перевозки (хранения) оружия, изъято свыше 50 тонн наркотических веществ.

- Берик Нурпеисович, часто, когда ГАИшник останавливает машину, то просит водителя “дыхнуть”? Что вы скажете на это?
- Это в корне неправильно. Такие действия идут вразрез нашим инструкциям. Есть специальные приборы, но для того, чтобы их применить, нужны серьезные основания, поэтому инспектор на месте сам решает, необходимо это освидетельствование или нет. Если есть веские основания, например, от водителя за версту разит алкоголем, тогда разговор однозначный.

- А скажите еще, почему в Алматы вновь начали забирать права, ведь квитанцию выписать было гораздо удобнее?
- В Алматы на данный момент водительские удостоверения не изымаются. Если у вас есть конкретные факты, просим сообщить нам, мы разберемся, и если это в действительности так, то примем соответствующие меры. Есть отдельные регионы, где суды по-своему трактуют нормы административного законодательства и требуют от местной дорожной полиции изъятия водительских прав. Я считаю, что это элементы местничества. Мы сейчас эти вопросы ставим перед Генеральной прокуратурой и Верховным судом, должно быть единообразное толкование и применение законов.

- Ответьте, как у вас борются со взяточничеством? Это и сам министр признал, и каждый водитель знает, что любому инспектору можно дать за нарушение тенге триста - и он отпустит.
- Сказать о том, что негативные явления, происходящие на дорогах, нам не известны и по ним не принимаются конкретные меры до того, как об этом узнают все, было бы неверным. Работа по недопущению и пресечению правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел всегда находилась на первом плане министерства.
С целью отслеживания ситуации на автодорогах республики на постоянной основе проводятся специальные оперативно-профилактические мероприятия по пресечению фактов нарушений законности, поборов и взяточничества со стороны сотрудников полиции. Всего в результате указанных мероприятий с начала года привлечены к дисциплинарной ответственности более 750 сотрудников дорожной полиции.
Вместе с тем понятно, что одни лишь жесткие меры по отношению к сотрудникам дорожной полиции не решат проблемы, необходимо поднять правовую культуру всех участников дорожного движения. Только тогда, когда водитель знает, что у него в порядке все документы на транспортное средство, перевозимый груз и автомашина в исправном состоянии, он не будет бояться встречи с инспектором дорожной полиции. Корень зла заключается не в том, что сотрудники дорожной полиции берут взятки, а в том, что им эти взятки дают.
Авто, ГАИ и народ

- Здравствуйте, Григорий меня зовут, я часто бываю по работе в разных регионах страны, и вот что заметил. Когда в Астане проходят крупные мероприятия с участием президента, то дороги перекрывают ненадолго и после его проезда сразу же открывают. Когда это происходит в регионах, то местные ГАИ с перепугу закрывают все главные дороги почти на целый день. Так было и в Таразе, и Туркестане. Неужели ничего нельзя с этим сделать?
- Решение о полном или частичном перекрытии улиц, по которым движется кортеж охраняемых лиц, в том числе и главы государства, принимается в соответствии с планами, утвержденными Службой охраны президента Республики Казахстан и Министерством внутренних дел. Но я могу твердо заявить, что по мере проезда данных кортежей движение по этим улицам сразу открывается. Во время празднования 2000-летия Тараза и во время II Всемирного курултая казахов в Туркестане транспортное движение закрывалось на несколько часов, так как было очень много приглашенных гостей, в том числе охраняемых лиц.

- Я из Астаны звоню, Светлана Георгиевна - педагог. Хотелось бы спросить у полковника Умурзакова: с какой скоростью можно ездить во дворах? У нас во дворе и дети играют, а машины рядом носятся, как угорелые. Неужели за этим никто не смотрит?
- Очень хорошо, Светлана Георгиевна, что вам небезразличны подобные вопросы. Общественность должна помогать правоохранительным органам. Если обратиться к Правилам дорожного движения, то в них говорится, что в жилых зонах и дворовых территориях разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.
При этом территория, на которой действуют требования правил, устанавливающих порядок движения в жилой зоне, должна обозначаться дорожным знаком 5.38 “Жилая зона”. На мой взгляд, в первую очередь за соответствующим порядком в жилых зонах должны отвечать КСК. Они должны огородить игровые площадки, установить различного рода турникеты и т.д.
К тому же, если вы считаете, что машины носятся, как угорелые, то можете в каждом конкретном случае позвонить в подразделения дорожной полиции и указать номер машины. Мы, в свою очередь, примем соответствующие меры.

- А разрешается ли сигналить во дворе жилого дома?
- В населенных пунктах разрешается подавать звуковые сигналы только в случае, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Если во дворе жилого дома сигналят в позднее время, к примеру после 23 часов, то вы можете позвонить в ближайший пункт полиции или написать жалобу на нарушителя тишины.

- У меня своей машины нет, но, думаю, вопрос у меня актуальный. В Астане и в Алматы практически все маршрутные такси ездят переполненные, людей возят стоя или по несколько человек на одном пассажирском кресле. Куда смотрят ваши инспекторы?
- Пассажирская вместимость маршрутных такси, а в основном это “Газели”, составляет 13 посадочных мест. Действующими правилами перевозить пассажиров сверх количества, предусмотренного техническими данными транспортного средства, не считая детей до 12-летнего возраста, запрещается.
Но водители в целях получения большей прибыли и зная, что в настоящее время водительские удостоверения не изымаются, пренебрегают требованиями Правил дорожного движения. Штрафы, выписываемые сотрудниками дорожной полиции, окупаются в следующей поездке. В то же время зачастую сами пассажиры провоцируют водителей маршрутных такси на совершение таких нарушений, мотивируя это тем, что опаздывают на работу и т.п. Здесь нужно думать об увеличении маршрутных такси на линии.

- Я из Алматы - Владимир Шеманов. Хочу работать в дорожной полиции, какие требования вы предъявляете для кандидатов?
- Сейчас работа полицейского сильно отличается от той, что была десять лет назад. Изменились люди и отношения между ними. От инспектора дорожной полиции требуется знание не только Правил дорожного движения, но и основ законодательства, психологии, современной техники и многое другое. Мы хотели бы видеть наших сотрудников грамотными, поэтому принимаем ребят, которые закончили высшие или средние специальные учебные заведения, имеющие автотранспортный профиль, отслуживших в армии, годных по состоянию здоровья и имеющих водительские удостоверения.
Сегодня, думаю, уже каждый кандидат в дорожную полицию ясно осознает, что все зависит от него самого, его знаний, профессиональных и человеческих качеств. Сразу скажу, что работа в дорожной полиции, особенно в крупных городах, очень тяжелая, не каждый сотрудник может выдержать такие физические и психологические нагрузки, находясь на линии по десять и более часов. Тем более на ногах или в непогоду. Такая же картина в пунктах обслуживания населения - бесконечные очереди с нервными посетителями, однообразная ежедневная работа без выходных. Здесь нужна соответствующая закалка и подготовка.

- Добрый день! С праздником вас, Берик Нурпеисович. Ответьте, в каких случаях инспектор ГАИ имеет право на преследование автомобиля?
- Если лица, находящиеся в машине, совершили преступление, скрылись с места дорожно-транспортного происшествия либо своими действиями подвергают опасности жизнь и здоровье других участников движения, а также если не выполнено требование работника дорожной полиции об остановке транспорта.
У регистрационного
окошка

- Берик Нурпеисович, могу я узнать, по какому принципу выдаются “блатные номера”? Ну, три единицы, три семерки, три девятки и т.д. Почему я не могу претендовать на такой?
- В данном перечне вы не указали номер три шестерки. Почему-то все шарахаются от него. А если всерьез, то на сегодняшний день государственные регистрационные номерные знаки выдаются в строгой хронологической последовательности. При этом каким-либо цифровым или буквенным обозначениям предпочтение не отдается.
В случае регистрации вашей автомашины вы можете получить номерной знак, следующий по списку выдачи. Я не скрываю, что многие хотят получить такие знаки. Это стало своего рода данью моде - престижно, особенно среди молодежи, иметь на автомашине номера с таким обозначением. Поэтому-то и создается такой ажиотаж с номерами.
Но я думаю, в недалеком будущем этот бум пройдет, например, в США гражданин может вместо номера вписать свое имя или отразить другое обозначение. Со временем мы тоже к этому придем.

- Часто приходится видеть большие очереди в РЭО, теряешь много времени. Такое ощущение, что это делается специально. Что нужно сделать, чтобы такого не было?
- К сожалению, на сегодняшний день мы не можем избавиться от очередей в регистрационно-экзаменационных подразделениях дорожной полиции. Это объясняется тем, что ежегодно в республику ввозится вновь большое количество единиц транспортных средств. Но работа в данном направлении ведется. Улучшение условий приема и порядка обслуживания граждан является главным в деятельности дорожной полиции.
Недавно Министерством внутренних дел разработан и введен в действие нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предварительной регистрации вновь прибывших на территорию республики транспортных средств. Это позволит получить владельцу госномер и временный талон на определенный срок, необходимый для осуществления специальных проверок автотранспорта. Необходимо отметить, что с этими номерами и документами владелец может эксплуатировать автомобиль без каких-либо ограничений.

- А какова сейчас ситуация с тонировкой стекол автомобиля? Что и кому можно тонировать, а что и кому нельзя?
- Правилами использование тонированных стекол разрешается всем без исключения, при условии, что светопропускание составляет не менее 70-75 процентов. На задних стеклах легковых автомобилей допускается применять жалюзи и шторки при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида. Однако при этом запрещается эксплуатация автомобилей, если нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.

- Я прочитал в газете, что смогу задать вопросы лично начальнику ГАИ. Фамилия моя Кайрбеков. У меня претензий к дорожной инспекции никаких нет, но есть пожелание следующего характера. У меня частное предприятие, и я хотел узнать, как можно получить специальную серию номерного знака? Как, например, у комитетчиков или у полицейских.
- На сегодняшний день выдача каких-либо серий номерных знаков персонально для ведомств и организаций не производится. Существуют два вида - это госномера для физических и юридических лиц. При этом номера выдаются на транспортные средства юридических лиц всем без исключения, независимо от форм собственности, в установленном порядке.
Возможно, как я уже отвечал раньше, мы придем и к тому, когда, как на Западе, можно будет заказать любой госномер с любыми цифрами и буквенными обозначениями. Думаю, вполне возможно внедрить подобную систему, чтобы желающий автолюбитель мог разъезжать в пределах, к примеру, своего города с номерным знаком, на котором будет напечатано его имя, к примеру, вы могли бы ездить с номерным знаком “Кайрбеков”.
Думаю, одним из главных критериев при выдаче таких номеров должна стать дисциплинированность водителя, отсутствие взысканий и так далее. Нужно идти к цивилизованному дорожному движению.

“Горячую линию” провел Талгат Калиев
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп