2000 лет на четырех ведущих
Ион ЭМЕРИ
Езда на джипах по бездорожью относится к
экстремальному виду отдыха. Во всем мире подобный досуг -
удел автомобильной элиты. В нашей же стране он только зарождается.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного: пока остальные страны
превращали подобный экстрим в своеобразный отдых, мы воспитывали
законопослушных автолюбителей
Проездная история
Человеку
свойственно перемещаться в пространстве, и один из видов такого
перемещения - езда на джипах по бездорожью. Поэтому при желании
можно записать в любители подобного способа передвижения как
мифического Иванушку верхом на Сивке-бурке, Одиссея, совершившего
“круиз” по Средиземноморью, так и Великое переселение народов
(военно-патриотический поход по просторам Евразии в 4-7-м
веках). Однако если считать искателей приключений и завоевателей
первыми любителями экстремального образа жизни, то новгородского
купца Садко, гостившего у подводного царя, логически можно
назвать первым аквалангистом. Между тем езда по бездорожью
как способ отдыха не столь уж древнее занятие. Так что рассказы
о том, сколько тысячелетий назад человечество начало осваивать
подобный способ передвижения, оставим на совести опытных гидов.
Что же касается Казахстана, то предтечей езды на джипах-вездеходах
был автоспорт. Уже отталкиваясь от него, джиперы не преминули
воспользоваться новыми горизонтами. Если начало экстремальных
поездок наших соотечественников связывают с советскими временами,
когда существовала Федерация автоспорта Казахской ССР, то
эпоху будоражащих нервы незаформализированных поездок по нашей
стране открыл Николай Маслов - родоначальник экстремального
вождения. Еще в середине 90-х годов ХХ века он стал осваивать
девственные казахстанские просторы.
Первопроходцы
Для того чтобы по проторенным предыдущими энтузиастами своего
дела дорогам, а точнее бездорожью, смогли передвигаться их
последователи, необходимо было создать соответствующую инфраструктуру.
Первым бизнесменом, решившим вложиться в казахстанские экстрим-ралли,
стал Алексей Постовалов. В 1993 году он оповестил публику,
что готов взять на себя организацию поездок по бездорожью.
Правда, много ли народа г-ну Постовалову удалось собрать,
к сожалению, неизвестно.
Между тем во второй половине 90-х годов стараниями Николая
Маслова и его единомышленников экстрим-поездки стали стремительно
превращаться в серьезное увлечение. Под их началом движение
приобрело более-менее организационные формы, сочетая в себе
не только сами гонки, но и экскурсионное обслуживание. Как
говорит Александр Подпорин, глава джип-клуба “Азия-трофи”:
“За относительно незначительную сумму, совершенно недостаточную
для такого рода путешествий в одиночку, мы принимаем на себя
все заботы о духовном и телесном благосостоянии всех участников
гонок”.
На общественных началах
К концу 20-го века наиболее активная часть автолюбителей южной
столицы была помешана на экстриме, поэтому соревнования тех
лет преследовали патриотические, спортивные и познавательные,
но никак не праздные цели. Хотя как тогда, так и теперь они
не носят коммерческого характера.
Экстремальщики, помимо всего прочего, занимаются составлением
описаний маршрутов, организацией питания и передвижения. Все
это делается на спонсорские (добровольные) пожертвования.
На первых казахстанских джиперов местные жители смотрели с
ужасом. “Не могу не отметить замешательства, - говорит один
из лидеров движения Сергей Тяпкин, - какое мы произвели на
местных жителей некоторых районов Алматинской области. Все
это выглядело примерно так: колонна вездеходов, украшенных
эмблемами, урча моторами, проносилась мимо изумленной публики,
оставляя за собой клубы пыли”.
Организаторы подобных мероприятий всячески подчеркивают, что
их цели далеки от коммерции. “Гонки на джипах, - декларируют
они (здесь речь идет о членах алматинского джип-клуба “Азия-трофи”),
- тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный
от каких бы то ни было материальных расчетов”.
Особым вниманием в этих поездках пользуются новички и женщины.
Прежде чем отправиться в путь, разрабатывается маршрут с учетом
ландшафта местности. Самый тяжелый - горный - рассчитан на
2-3 дня и стоит от 2 до 4 тысяч тенге без учета переезда,
питания и проживания. Пока количество участников подобных
вояжей невелико, но имеет тенденцию к росту.
Отдыхающие
Некоторые состоятельные искатели приключений поспешили воспользоваться
модой на подобный вид отдыха: в последнее время с их помощью
все больше обкатывается маршрутов. К примеру, огромной популярностью
стал пользоваться маршрут Алматы - Иссык-Куль на джипах через
горы. Поездка обходится достаточно дорого - в 50 долларов.
Без учета последующего ремонта авто. Вот и получается, что
желающих переплачивать находится немного. К тому же сервис
в таких поездках оставляет желать лучшего, так что состоятельные
люди предпочитают тратить свои деньги иначе.
Позади планеты всей
Как уже было сказано, отечественные экстремалы выросли из
шинели советского автоспорта. В конце 80-х умельцы вышли из
подполья - появились первые кооперативы, занимающиеся доводкой
автомобилей до нужной кондиции. Идей и разработок было много,
и модернизированные автомобили перестали быть дефицитом. Поскольку
такой тип машин стал пользоваться большим спросом, чем истребители
и автомат Калашникова, на джиперов стали работать оставшиеся
без заказов военные заводы. Детали делали из материалов, предназначенных
для авиационной и космической техники. Титановые диски для
колес уже никого не удивляли.
Если изготовители запчастей быстро нашли своих клиентов, то
организаторам поездок по необъятным нашим просторам это не
удалось. Есть несколько клубов и СТО, объединяющих энтузиастов,
и все. Понятно, что у Казахстана пока нет шансов в обозримом
будущем организовать гонки на внедорожниках подобно российской
“Ладоге” (гонок вокруг Ладожского озера), не говоря уже о
“Кэмэлтрофи”. Между тем природные условия нашей страны дают
возможность проводить экстремальные путешествия, популярность
которых во всем мире стремительно растет. Рейды на джипах
в нетронутых цивилизацией районах страны не требуют особо
крупных вложений. К тому же, в отличие от Африки или Южной
Америки, в Казахстане нет тропических болезней, что, к примеру,
для американцев, помешанных на своем здоровье, было бы большим
плюсом.
|