29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
      Газ до отказа  

2000 лет на четырех ведущих

Ион ЭМЕРИ

Езда на джипах по бездорожью относится к экстремальному виду отдыха. Во всем мире подобный досуг - удел автомобильной элиты. В нашей же стране он только зарождается. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: пока остальные страны превращали подобный экстрим в своеобразный отдых, мы воспитывали законопослушных автолюбителей

Проездная история
Человеку свойственно перемещаться в пространстве, и один из видов такого перемещения - езда на джипах по бездорожью. Поэтому при желании можно записать в любители подобного способа передвижения как мифического Иванушку верхом на Сивке-бурке, Одиссея, совершившего “круиз” по Средиземноморью, так и Великое переселение народов (военно-патриотический поход по просторам Евразии в 4-7-м веках). Однако если считать искателей приключений и завоевателей первыми любителями экстремального образа жизни, то новгородского купца Садко, гостившего у подводного царя, логически можно назвать первым аквалангистом. Между тем езда по бездорожью как способ отдыха не столь уж древнее занятие. Так что рассказы о том, сколько тысячелетий назад человечество начало осваивать подобный способ передвижения, оставим на совести опытных гидов.
Что же касается Казахстана, то предтечей езды на джипах-вездеходах был автоспорт. Уже отталкиваясь от него, джиперы не преминули воспользоваться новыми горизонтами. Если начало экстремальных поездок наших соотечественников связывают с советскими временами, когда существовала Федерация автоспорта Казахской ССР, то эпоху будоражащих нервы незаформализированных поездок по нашей стране открыл Николай Маслов - родоначальник экстремального вождения. Еще в середине 90-х годов ХХ века он стал осваивать девственные казахстанские просторы.

Первопроходцы
Для того чтобы по проторенным предыдущими энтузиастами своего дела дорогам, а точнее бездорожью, смогли передвигаться их последователи, необходимо было создать соответствующую инфраструктуру. Первым бизнесменом, решившим вложиться в казахстанские экстрим-ралли, стал Алексей Постовалов. В 1993 году он оповестил публику, что готов взять на себя организацию поездок по бездорожью. Правда, много ли народа г-ну Постовалову удалось собрать, к сожалению, неизвестно.
Между тем во второй половине 90-х годов стараниями Николая Маслова и его единомышленников экстрим-поездки стали стремительно превращаться в серьезное увлечение. Под их началом движение приобрело более-менее организационные формы, сочетая в себе не только сами гонки, но и экскурсионное обслуживание. Как говорит Александр Подпорин, глава джип-клуба “Азия-трофи”: “За относительно незначительную сумму, совершенно недостаточную для такого рода путешествий в одиночку, мы принимаем на себя все заботы о духовном и телесном благосостоянии всех участников гонок”.

На общественных началах
К концу 20-го века наиболее активная часть автолюбителей южной столицы была помешана на экстриме, поэтому соревнования тех лет преследовали патриотические, спортивные и познавательные, но никак не праздные цели. Хотя как тогда, так и теперь они не носят коммерческого характера.
Экстремальщики, помимо всего прочего, занимаются составлением описаний маршрутов, организацией питания и передвижения. Все это делается на спонсорские (добровольные) пожертвования.
На первых казахстанских джиперов местные жители смотрели с ужасом. “Не могу не отметить замешательства, - говорит один из лидеров движения Сергей Тяпкин, - какое мы произвели на местных жителей некоторых районов Алматинской области. Все это выглядело примерно так: колонна вездеходов, украшенных эмблемами, урча моторами, проносилась мимо изумленной публики, оставляя за собой клубы пыли”.
Организаторы подобных мероприятий всячески подчеркивают, что их цели далеки от коммерции. “Гонки на джипах, - декларируют они (здесь речь идет о членах алматинского джип-клуба “Азия-трофи”), - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов”.
Особым вниманием в этих поездках пользуются новички и женщины. Прежде чем отправиться в путь, разрабатывается маршрут с учетом ландшафта местности. Самый тяжелый - горный - рассчитан на 2-3 дня и стоит от 2 до 4 тысяч тенге без учета переезда, питания и проживания. Пока количество участников подобных вояжей невелико, но имеет тенденцию к росту.

Отдыхающие
Некоторые состоятельные искатели приключений поспешили воспользоваться модой на подобный вид отдыха: в последнее время с их помощью все больше обкатывается маршрутов. К примеру, огромной популярностью стал пользоваться маршрут Алматы - Иссык-Куль на джипах через горы. Поездка обходится достаточно дорого - в 50 долларов. Без учета последующего ремонта авто. Вот и получается, что желающих переплачивать находится немного. К тому же сервис в таких поездках оставляет желать лучшего, так что состоятельные люди предпочитают тратить свои деньги иначе.

Позади планеты всей
Как уже было сказано, отечественные экстремалы выросли из шинели советского автоспорта. В конце 80-х умельцы вышли из подполья - появились первые кооперативы, занимающиеся доводкой автомобилей до нужной кондиции. Идей и разработок было много, и модернизированные автомобили перестали быть дефицитом. Поскольку такой тип машин стал пользоваться большим спросом, чем истребители и автомат Калашникова, на джиперов стали работать оставшиеся без заказов военные заводы. Детали делали из материалов, предназначенных для авиационной и космической техники. Титановые диски для колес уже никого не удивляли.
Если изготовители запчастей быстро нашли своих клиентов, то организаторам поездок по необъятным нашим просторам это не удалось. Есть несколько клубов и СТО, объединяющих энтузиастов, и все. Понятно, что у Казахстана пока нет шансов в обозримом будущем организовать гонки на внедорожниках подобно российской “Ладоге” (гонок вокруг Ладожского озера), не говоря уже о “Кэмэлтрофи”. Между тем природные условия нашей страны дают возможность проводить экстремальные путешествия, популярность которых во всем мире стремительно растет. Рейды на джипах в нетронутых цивилизацией районах страны не требуют особо крупных вложений. К тому же, в отличие от Африки или Южной Америки, в Казахстане нет тропических болезней, что, к примеру, для американцев, помешанных на своем здоровье, было бы большим плюсом.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп