29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Двое мужчин и одна женщина

Дина Махметова

В Казахском ТЮЗе имени Г.Мусрепова премьера - “Ананас из Конго” по пьесе Дулата Исабекова.

Банальный любовный треугольник - двое мужчин и одна женщина - предстает в спектакле в несколько осложненном виде. Вряд ли кого-то удивила бы подобная неразбериха у молодежи, но тут люди сорокалетние, к тому же связанные между собой узами брака. По ходу спектакля нам предстоит узнать, что у обаятельной Сафуры два мужа - Кулахмет и Смагул, и вдобавок есть дети. Один муж - в прошлом, другой - в настоящем, но проблема в том, что со своим прошлым Сафура порвать не может.
Казалось бы, обычная бытовая драма, достаточно некрасивая. Однако авторы спектакля не смакуют скандальных подробностей. Режиссер Куандык Касымов увидел в пьесе историю безответной любви и всепрощения, наделив второго супруга Сафуры Кулахмета чертами благородного рыцаря. Он настолько великодушен, что помогает изменнице в трудную минуту.
Кулахмет позволяет Сафуре снова войти в его жизнь и даже усыновляет ее внебрачного ребенка. Получается, мы должны восхищаться им и осуждать ее. Должны, но не обязаны.
“Молодежь моей пьесы не поймет”, - обронил в кулуарах драматург Дулат Исабеков. Нет, почему, все очень даже понятно. Событийный ряд читается хорошо, и по части прояснения морали пьесы актеры постарались. Моногамия - от Бога, варианты человеческого поведения - от повсеместной современной испорченности. Развратницу Сафуру надо бы предать остракизму, да жалко ее, бедняжку. Все-таки не совсем пропащая душа. Посему надо заставить ее прилюдно покаяться, а потом, наставив на путь истинный, вверить чуткому руководству мужа. Да, еще под занавес не забыть вознаградить ананасом, как в советские времена поощряли трудных подростков, со слезами на глазах обещавших исправиться. До боли знакомая политика кнута и пряника, не правда ли?
К счастью, в спектакле можно прочесть не только это. Стремился к этому творческий коллектив или нет, но спектакль получился про людей “потерянного поколения”. Того самого, для которого оказался губительным переход к рынку. Про людей, которые попросту растерялись и не смогли найти себе достойного места в условиях новой реальности. Кулахмет, Сафура и Смагул - именно из таких. Они мечутся по жизни, не зная, за что ухватиться. Нравственные идеалы, в которые они свято верили, рухнули со своих пьедесталов. В наступившем идеологическом вакууме надо продолжать учить чему-то детей. Но чему? Герои “Ананаса из Конго” воспроизводят один к одному вопли наших школьных учителей в начале девяностых. Пьеса писалась именно в это время, и приметы эпохи проступают в ней как нельзя более отчетливо.
Боязнь перемен - еще одна узнаваемая черта постсоветского человека. Поступки Сафуры говорят не о ее неразборчивости, а о бесконечной усталости и мучащих ее страхах. Она не хочет терять никого из мужчин совсем не потому, что отличается чрезмерными сексуальными аппетитами, а оттого, что не уверена в них обоих. Все-таки, когда есть запасной вариант, не так рискованно экспериментировать с основным объектом. Да что там - экспериментировать. Просто пытаться отстоять свое человеческое достоинство, к которому сильная половина часто не относится серьезно.
Будь Сафура борцом по натуре, она бы вообще от мужчин не зависела. Но она не борец. Женщина с восточным менталитетом, каких по сей день любят изображать наши драматурги. Привыкшая на первое место ставить интересы мужа, а о себе забывать. Иначе как наплевательским отношением к собственной судьбе этого не назовешь. Отсюда и все осложняющие ситуацию моменты - отсутствие крыши над головой (безумно любимый первый муж вежливо попросил из квартиры), незапланированная беременность. Жуть, не снившаяся в самом страшном сне американским феминисткам.
Содержание в спектакле глубокое, несмотря на трафаретную мораль, и наводит на множество интересных мыслей. А вот драматургический фундамент - увы! Действие развивается вяло, напряжение по ходу спектакля почти не нарастает, сцены зачастую заканчиваются на какой-то неопределенной ноте. В мизансценах многовато статичности, а в рисунке актерской игры - тривиальных жестов (отчаяние - значит, горестно заломленные руки, радость - объятия без конца и края). Все это не может не влиять на общее впечатление от спектакля.
Впрочем, не будем слишком строги. У “Ананаса из Конго” есть свои плюсы, и главный из них тот, что проблемы в нем поднимаются более или менее современные. Это уже не дискуссия о том, нужно ли женщине высшее образование (вопрос, обсуждаемый в спектакле “Светлая любовь” Каздрамы), и не обсасывание любимой нашими парламентариями темы многоженства (салют спектаклю “Дуние-думан”!), а попытка разобраться в нынешней ситуации, где старые гендерные стереотипы постепенно теряют свою власть. Попытка, правда, не очень удачная. Но сам факт появления такого спектакля!..

P. S. Перед началом представления - о чудо! - в зале играл оркестр, а в холле продавали красочные постеры с рекламой театра. Это тем более радует, что до недавнего времени в Казахском ТЮЗе было проблематично купить программку. Наконец-то администрация театра задумалась о работе со зрителями. Может, теперь подует ветер перемен?


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп