Двое мужчин и одна женщина
Дина Махметова
В Казахском ТЮЗе имени Г.Мусрепова премьера
- “Ананас из Конго” по пьесе Дулата Исабекова.
Банальный любовный треугольник - двое мужчин и одна женщина
- предстает в спектакле в несколько осложненном виде. Вряд ли
кого-то удивила бы подобная неразбериха у молодежи, но тут люди
сорокалетние, к тому же связанные между собой узами брака. По
ходу спектакля нам предстоит узнать, что у обаятельной Сафуры
два мужа - Кулахмет и Смагул, и вдобавок есть дети. Один муж
- в прошлом, другой - в настоящем, но проблема в том, что со
своим прошлым Сафура порвать не может.
Казалось бы, обычная бытовая драма, достаточно некрасивая. Однако
авторы спектакля не смакуют скандальных подробностей. Режиссер
Куандык Касымов увидел в пьесе историю безответной любви и всепрощения,
наделив второго супруга Сафуры Кулахмета чертами благородного
рыцаря. Он настолько великодушен, что помогает изменнице в трудную
минуту.
Кулахмет позволяет Сафуре снова войти в его жизнь и даже усыновляет
ее внебрачного ребенка. Получается, мы должны восхищаться им
и осуждать ее. Должны, но не обязаны.
“Молодежь моей пьесы не поймет”, - обронил в кулуарах драматург
Дулат Исабеков. Нет, почему, все очень даже понятно. Событийный
ряд читается хорошо, и по части прояснения морали пьесы актеры
постарались. Моногамия - от Бога, варианты человеческого поведения
- от повсеместной современной испорченности. Развратницу Сафуру
надо бы предать остракизму, да жалко ее, бедняжку. Все-таки
не совсем пропащая душа. Посему надо заставить ее прилюдно покаяться,
а потом, наставив на путь истинный, вверить чуткому руководству
мужа. Да, еще под занавес не забыть вознаградить ананасом, как
в советские времена поощряли трудных подростков, со слезами
на глазах обещавших исправиться. До боли знакомая политика кнута
и пряника, не правда ли?
К счастью, в спектакле можно прочесть не только это. Стремился
к этому творческий коллектив или нет, но спектакль получился
про людей “потерянного поколения”. Того самого, для которого
оказался губительным переход к рынку. Про людей, которые попросту
растерялись и не смогли найти себе достойного места в условиях
новой реальности. Кулахмет, Сафура и Смагул - именно из таких.
Они мечутся по жизни, не зная, за что ухватиться. Нравственные
идеалы, в которые они свято верили, рухнули со своих пьедесталов.
В наступившем идеологическом вакууме надо продолжать учить чему-то
детей. Но чему? Герои “Ананаса из Конго” воспроизводят один
к одному вопли наших школьных учителей в начале девяностых.
Пьеса писалась именно в это время, и приметы эпохи проступают
в ней как нельзя более отчетливо.
Боязнь перемен - еще одна узнаваемая черта постсоветского человека.
Поступки Сафуры говорят не о ее неразборчивости, а о бесконечной
усталости и мучащих ее страхах. Она не хочет терять никого из
мужчин совсем не потому, что отличается чрезмерными сексуальными
аппетитами, а оттого, что не уверена в них обоих. Все-таки,
когда есть запасной вариант, не так рискованно экспериментировать
с основным объектом. Да что там - экспериментировать. Просто
пытаться отстоять свое человеческое достоинство, к которому
сильная половина часто не относится серьезно.
Будь
Сафура борцом по натуре, она бы вообще от мужчин не зависела.
Но она не борец. Женщина с восточным менталитетом, каких по
сей день любят изображать наши драматурги. Привыкшая на первое
место ставить интересы мужа, а о себе забывать. Иначе как наплевательским
отношением к собственной судьбе этого не назовешь. Отсюда и
все осложняющие ситуацию моменты - отсутствие крыши над головой
(безумно любимый первый муж вежливо попросил из квартиры), незапланированная
беременность. Жуть, не снившаяся в самом страшном сне американским
феминисткам.
Содержание в спектакле глубокое, несмотря на трафаретную мораль,
и наводит на множество интересных мыслей. А вот драматургический
фундамент - увы! Действие развивается вяло, напряжение по ходу
спектакля почти не нарастает, сцены зачастую заканчиваются на
какой-то неопределенной ноте. В мизансценах многовато статичности,
а в рисунке актерской игры - тривиальных жестов (отчаяние -
значит, горестно заломленные руки, радость - объятия без конца
и края). Все это не может не влиять на общее впечатление от
спектакля.
Впрочем, не будем слишком строги. У “Ананаса из Конго” есть
свои плюсы, и главный из них тот, что проблемы в нем поднимаются
более или менее современные. Это уже не дискуссия о том, нужно
ли женщине высшее образование (вопрос, обсуждаемый в спектакле
“Светлая любовь” Каздрамы), и не обсасывание любимой нашими
парламентариями темы многоженства (салют спектаклю “Дуние-думан”!),
а попытка разобраться в нынешней ситуации, где старые гендерные
стереотипы постепенно теряют свою власть. Попытка, правда, не
очень удачная. Но сам факт появления такого спектакля!..
P. S. Перед началом представления - о чудо! - в зале играл
оркестр, а в холле продавали красочные постеры с рекламой
театра. Это тем более радует, что до недавнего времени в Казахском
ТЮЗе было проблематично купить программку. Наконец-то администрация
театра задумалась о работе со зрителями. Может, теперь подует
ветер перемен?
|