29 ноября 2002
№ 48 (236)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  
АКАДЕМИЯ, КОТОРАЯ УМЕЕТ ЛЕТАТЬ

Дина Махметова

В Алматы прошел мастер-класс швейцарского актера и режиссера Маркуса Цонера

В Казахстане герр Цонер не в первый раз. В прошлом и позапрошлом году он приезжал сюда с труппой своего театра “Markus Zohner Theater Compagnie”. Спектакли швейцарских гостей “HA! HAmlet” и “Одиссея”, рассчитанные на двух актеров, произвели большой резонанс в нашем театральном мире.
Одновременно с показом спектаклей Маркус Цонер и его партнерша Патриция Барбиани проводили мастер-классы для молодых профессиональных актеров, направленные на развитие их творческого потенциала. Работать в нашем регионе настолько понравилось Маркусу, что он решил создать здесь “Международную летающую театральную академию”, носящую его имя. Идея нашла понимание у общественного фонда “Культурная инициатива”. Полезное начинание было вовремя поддержано такими авторитетными международными организациями, как генеральное консульство Швейцарской Конфедерации, фонд “Сорос-Казахстан”, Британский совет, Институт Гете, посольство Франции, нидерландский гуманистический институт “Хивос”. И проект состоялся.
Первой ласточкой был мастер-класс французского актера и режиссера Жака Бурго, прошедший в Алматы в середине октября. Практический семинар Маркуса Цонера - второе по счету мероприятие в рамках академии. За ним последует много других. Откроем секрет: весной следующего года нас ожидает настоящий культурный десант британских и немецких театральных педагогов.
- Господин Цонер, расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея театральной академии.
- Когда мы с Патрицией проводили в Алматы мастер-класс, увидели, что у казахстанских актеров высокий профессиональный уровень. Отточенная техника игры, яркая актерская фактура, хороший тренаж, большой сценический опыт за плечами. Но проблема в том, что им очень сильно мешают развиваться те старые формы организации творческого процесса, которые до сих пор существуют в казахстанском театре. Это касается и системы руководства театрами, и формирования их репертуарной политики, и режиссуры. Мы убедились в том, что у здешних актеров есть огромное желание продолжать свое профессиональное образование, но, к сожалению, нет такой возможности. Поехать на учебу в Москву, в Европу или Японию для многих из них нереально. А периодически повышать свою квалификацию надо, потому что мировой театральный процесс не стоит на месте. Если играть по старинке и ничего не предпринимать, можно безнадежно отстать от своего времени.
- Наверное, ваша “летающая” академия - очень дорогой проект?
- Нам помогают культурные институты разных стран. Приглашение учителей из Европы обходится для них сравнительно недорого: основные статьи расходов - это оплата проезда и гонорар. Это, конечно, тоже недешево, но затрат все-таки меньше, чем если бы они привезли сюда огромный оркестр. И эффект получается больший - на открытые показы результатов работы мастер-классов приходит много людей. Получается, я занимался с двадцатью актерами, а в зале сидели еще сто. Они будут рассказывать об увиденном своим знакомым, и это не останется без последствий. Если эти же деньги потратить на обучение казахстанских актеров за границей, то образование получат единицы, и на общей театральной ситуации в регионе это никак не отразится.
- По каким принципам вы выбираете педагогов для академии?
- Для меня важно, чтобы это были относительно молодые люди, отличающиеся свежим взглядом на театр. Было бы нелепо приглашать человека 65 лет, приверженца каких-нибудь безнадежно устаревших традиций. Другой принципиальный момент - все преподаватели должны быть профессионалами высокого класса. Таких людей на самом деле не так уж много в Европе, но мы, используя свои контакты, можем их сюда привезти. И еще - все педагоги академии должны быть практиками, креативными творческими личностями, не потерявшими связи с театром. Кабинетные ученые, забывшие, когда они в последний раз стояли на подмостках, нам не нужны.
- По какой методике вы работаете с участниками воркшопа?
- Система упражнений, которую я предлагаю, направлена на воспитание мыслящего актера. Актера, который является не просто исполнителем воли режиссера, а самостоятельным, инициативным творцом. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. Мы начинаем с нетрудных упражнений на контакт и внимание к партнеру. Следим за последовательностью передачи энергии в группе, учимся обмениваться ассоциациями, что позволяет развивать драматическую ситуацию. Потом пробуем делать групповые этюды и таким образом приходим к созданию историй. Особую роль в процессе обучения играет импровизация. Актер должен привыкнуть принимать решения здесь и сейчас, а не прятаться за наработанным материалом.
- За время мастер-класса вы узнаете возможности своих учеников. Не возникает ли у вас желания поставить с ними спектакль?
- Конечно, такие идеи появляются. Проблема в том, что на постановку нужно минимум 6 недель, а остаться здесь на столь длительный срок у меня не получится. Иначе пострадает моя собственная театральная труппа. У театра много расходов, и мы должны периодически их восполнять. Моим актерам придется тяжело, если меня не будет так долго.

Досье “НП”
Маркус Цонер - актер, режиссер, театральный педагог.
Получил образование в школе театра Димитри (Швейцария, 1984 - 1987 гг.) и в мастерской Comedia dell’arte Алессандро Маркетти (Милан, 1988 - 1990 гг.)
Художественный руководитель Markus Zohner Theater Compagnie (Лугано, Швейцария). Со своей труппой вот уже 15 лет гастролирует по всему миру, принимает участие в международных театральных фестивалях.
В 2000 году основал в Швейцарии театральную академию. Проводит по 4-5 мастер-классов в год.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп