АКАДЕМИЯ, КОТОРАЯ УМЕЕТ ЛЕТАТЬ
Дина Махметова
В Алматы прошел мастер-класс швейцарского
актера и режиссера Маркуса Цонера
В
Казахстане герр Цонер не в первый раз. В прошлом и позапрошлом
году он приезжал сюда с труппой своего театра “Markus Zohner
Theater Compagnie”. Спектакли швейцарских гостей “HA! HAmlet”
и “Одиссея”, рассчитанные на двух актеров, произвели большой
резонанс в нашем театральном мире.
Одновременно с показом спектаклей Маркус Цонер и его партнерша
Патриция Барбиани проводили мастер-классы для молодых профессиональных
актеров, направленные на развитие их творческого потенциала.
Работать в нашем регионе настолько понравилось Маркусу, что
он решил создать здесь “Международную летающую театральную
академию”, носящую его имя. Идея нашла понимание у общественного
фонда “Культурная инициатива”. Полезное начинание было вовремя
поддержано такими авторитетными международными организациями,
как генеральное консульство Швейцарской Конфедерации, фонд
“Сорос-Казахстан”, Британский совет, Институт Гете, посольство
Франции, нидерландский гуманистический институт “Хивос”. И
проект состоялся.
Первой ласточкой был мастер-класс французского актера и режиссера
Жака Бурго, прошедший в Алматы в середине октября. Практический
семинар Маркуса Цонера - второе по счету мероприятие в рамках
академии. За ним последует много других. Откроем секрет: весной
следующего года нас ожидает настоящий культурный десант британских
и немецких театральных педагогов.
- Господин Цонер, расскажите, пожалуйста, о том, как возникла
идея театральной академии.
- Когда мы с Патрицией проводили в Алматы мастер-класс, увидели,
что у казахстанских актеров высокий профессиональный уровень.
Отточенная техника игры, яркая актерская фактура, хороший
тренаж, большой сценический опыт за плечами. Но проблема в
том, что им очень сильно мешают развиваться те старые формы
организации творческого процесса, которые до сих пор существуют
в казахстанском театре. Это касается и системы руководства
театрами, и формирования их репертуарной политики, и режиссуры.
Мы убедились в том, что у здешних актеров есть огромное желание
продолжать свое профессиональное образование, но, к сожалению,
нет такой возможности. Поехать на учебу в Москву, в Европу
или Японию для многих из них нереально. А периодически повышать
свою квалификацию надо, потому что мировой театральный процесс
не стоит на месте. Если играть по старинке и ничего не предпринимать,
можно безнадежно отстать от своего времени.
- Наверное, ваша “летающая” академия - очень дорогой проект?
- Нам помогают культурные институты разных стран. Приглашение
учителей из Европы обходится для них сравнительно недорого:
основные статьи расходов - это оплата проезда и гонорар. Это,
конечно, тоже недешево, но затрат все-таки меньше, чем если
бы они привезли сюда огромный оркестр. И эффект получается
больший - на открытые показы результатов работы мастер-классов
приходит много людей. Получается, я занимался с двадцатью
актерами, а в зале сидели еще сто. Они будут рассказывать
об увиденном своим знакомым, и это не останется без последствий.
Если эти же деньги потратить на обучение казахстанских актеров
за границей, то образование получат единицы, и на общей театральной
ситуации в регионе это никак не отразится.
- По каким принципам вы выбираете педагогов для академии?
- Для меня важно, чтобы это были относительно молодые люди,
отличающиеся свежим взглядом на театр. Было бы нелепо приглашать
человека 65 лет, приверженца каких-нибудь безнадежно устаревших
традиций. Другой принципиальный момент - все преподаватели
должны быть профессионалами высокого класса. Таких людей на
самом деле не так уж много в Европе, но мы, используя свои
контакты, можем их сюда привезти. И еще - все педагоги академии
должны быть практиками, креативными творческими личностями,
не потерявшими связи с театром. Кабинетные ученые, забывшие,
когда они в последний раз стояли на подмостках, нам не нужны.
- По какой методике вы работаете с участниками воркшопа?
- Система упражнений, которую я предлагаю, направлена на воспитание
мыслящего актера. Актера, который является не просто исполнителем
воли режиссера, а самостоятельным, инициативным творцом. Занятия
строятся по принципу: от простого к сложному. Мы начинаем
с нетрудных упражнений на контакт и внимание к партнеру. Следим
за последовательностью передачи энергии в группе, учимся обмениваться
ассоциациями, что позволяет развивать драматическую ситуацию.
Потом пробуем делать групповые этюды и таким образом приходим
к созданию историй. Особую роль в процессе обучения играет
импровизация. Актер должен привыкнуть принимать решения здесь
и сейчас, а не прятаться за наработанным материалом.
- За время мастер-класса вы узнаете возможности своих учеников.
Не возникает ли у вас желания поставить с ними спектакль?
- Конечно, такие идеи появляются. Проблема в том, что на постановку
нужно минимум 6 недель, а остаться здесь на столь длительный
срок у меня не получится. Иначе пострадает моя собственная
театральная труппа. У театра много расходов, и мы должны периодически
их восполнять. Моим актерам придется тяжело, если меня не
будет так долго.
Досье “НП”
Маркус Цонер - актер, режиссер, театральный педагог.
Получил образование в школе театра Димитри (Швейцария,
1984 - 1987 гг.) и в мастерской Comedia dell’arte Алессандро
Маркетти (Милан, 1988 - 1990 гг.)
Художественный руководитель Markus Zohner Theater Compagnie
(Лугано, Швейцария). Со своей труппой вот уже 15 лет гастролирует
по всему миру, принимает участие в международных театральных
фестивалях.
В 2000 году основал в Швейцарии театральную академию.
Проводит по 4-5 мастер-классов в год. |
|