22 ноября 2002
№ 47 (235)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    События  

Если завтра война

Талгат Калиев

Хочешь мира - готовься к войне. По-видимому, именно этой истиной руководствовались депутаты, принимая законопроект, регламентирующий порядок введения на территории страны военного положения. Сама мысль о возможности этого не может оставить никого равнодушным

В режиме
возможной войны

Основной целью законопроекта является обеспечение конституционной целостности и неделимости государства в период возможной военной агрессии, виды которых достаточно четко прописаны в данном документе. Регламентированные в законопроекте меры могут быть введены как по всей стране, так и на отдельных территориях.
В первую очередь в случае подобного сценария развития событий расширяются полномочия органов военного управления, и к ним переходят все функции органов государственной власти и управления в области обороны и охраны общественного порядка. Словом, военком моментально обретает ощутимую власть, а на улицах появляются вооруженные военные патрули.
Кстати, военные в этот период не несут ответственности за нанесение вреда кому-нибудь при исполнении служебных обязанностей - им может оказаться как террорист или противник, так и оказавший неподчинение гражданин, не остановившийся по первому требованию водитель или же попавший под шальную пулю заложник.
Президент при военном положении осуществляет общее руководство ситуацией, принимает решения дипломатического характера в отношении стран-агрессоров, определяет структуру правительства и многое другое.
Тем временем ключевыми задачами правительства становятся обеспечение режима военного положения и вопросы финансирования.
Граждане же должны беспрекословно выполнять требования должностных лиц, участвовать в ликвидации последствий применения противником оружия, предоставлять по требованию необходимое для оборонных нужд имущество, находящееся в их собственности.
Примерно все это, только в более крупных объемах, входит в обязанности организаций.
Что же касается прессы, то она, в первую очередь, обязана согласовывать все публикации и сюжеты с военными органами, дабы предотвратить разглашение госсекретов или иной нежелательной информации. Словом, Закон о СМИ временно уступит место цензуре.
Любое неисполнение или нарушение требований военного положения физическими или юридическими лицами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством, которое по законам военного времени предполагает значительно более жесткое наказание, нежели в безобидное мирное время.
При этом все принимаемые президентом в режиме военного положения меры согласовываются с обязательствами республики перед ООН и другими республиками в рамках международных договоров.

Тревожный закон
Одобрение позавчера мажилисменами этого законопроекта вызвало немалую тревогу среди далеких от политики обывателей. Многими это событие было расценено почти как сигнал к скорой войне.
Действительно, ведь есть у Казахстана уникальный космический комплекс “Байконыр”, формируется отряд космонавтов, значит, гипотетически возможны и собственные космические программы, к примеру, полеты казахстанцев на Марс. Но ведь данное обстоятельство вовсе не означает скорое принятие законопроекта “О колониях Казахстана на Марсе”.
В принципе, при проводимой Казахстаном миролюбивой, нейтральной и многовекторной внешней политике конфликтные ситуации тоже ведь не совсем ожидаемы. Более того, мы привыкли, что нас окружают весьма дружественные нам братские народы и государства. Так откуда быть войне, а если ее не ждут, то зачем столь спешно принимаемый законопроект, без которого мы мирно, слава богу, прожили целых одиннадцать лет?
Может быть, просто страна хочет быть готовой к возможной беде, чтобы встретить ее во всеоружии, а не метаться в панических поисках решений. Может быть, этот закон никогда и не пригодится, но пусть лучше он будет.
С другой стороны, не исключено, что власти предполагают некие весьма реальные угрозы, однако тревогами своими делиться с народом не спешат. В этом случае спешное принятие законопроекта становится понятным, но это уже мало успокаивает.
Но как бы там ни было, законопроект вышел на финишную прямую своей эволюции и в скором времени преобразится в полноценный закон. Только хотелось бы, чтобы он так и остался без применения, а то ведь если в первом акте на стене висит ружье, то во втором оно просто обязано выстрелить.

Астана
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп