Взлет
Георгий Афонин
Не успели утихнуть страсти вокруг премьеры
фильма Амира Каракулова “Жылама”, как независимый продюсерский
центр (НПЦ) “Скиф” порадовал любителей кино очередным проектом
В
конце октября в Аналитическом центре культурной политики состоялся
“круглый стол” “Кинематография Центральной Азии как зеркало
политической и социальной жизни региона”.
Директору НПЦ “Скиф” Мурату Нугманову удалось не только собрать
режиссеров, но и предоставить редкую возможность ознакомиться
с самим предметом дискуссий - новыми фильмами киргизских,
узбекских и казахских режиссеров.
Кинематографические встречи стали большой редкостью, и соседи
по Центральной Азии общаются все больше на различных МКФ где-нибудь
в Токио или Венеции. Между тем последнее десятилетие для кинематографа
стран Центральной Азии было исключительно плодотворным.
Выработаны новые кинематографические концепции, стилистика,
киноязык. Причем для каждой страны вектор развития кинематографа
исторически сложился очень индивидуально. Это, собственно,
и пытались продемонстрировать приехавшие на кинофестиваль
режиссеры, операторы и киноведы.
Словом, показать, как изменились мы согласно знаменитому изречению
древних, выставленному в качестве слогана узбекскими кинематографистами:
“Времена меняются, и мы меняемся с ними”.
Что же особенно порадовало и внесло особое настроение в ход
фестиваля, так это неожиданный приезд из Москвы киноведа Диляры
Тасбулатовой.
День первый
Киргизская программа была представлена последней картиной
Актана Абдыкалыкова “Маймыл”, документальным фильмом Эрнеста
Абдыжапарова “Альгамбра” и короткометражкой Марата Сарулу
“Взлет”.
Десятилетие назад в Кыргызстане было снято рекордное для всего
Центральноазиатского региона число полнометражных фильмов.
Именно этот год открыл большинство режиссерских дебютов, и
стили киргизского кинематографа - от сугубо авторского до
жанрового коммерческого кино.
Картины Актана Абдыкалыкова и Марата Сарулу стали программными
для киргизского кинематографа. И не случайно. Актан Абдыкалыков
открыл тему национального киргизского мировосприятия и аульного
быта фактически в документальном изображении. Марат Сарулу
разработал тематику, синтезирующую стереотипы городской культуры
маргинального и общечеловеческого плана.
Параллельно двигаясь к категориям национального самосознания
и ценностным ориентирам, выработанным мировой культурой, эти
два художника ознаменовали собой направления в новом кино
Кыргызстана. Стоит отметить, что подобная тенденция характерна
и для нового казахстанского кино.
Впервые обозначившись в картинах “новой волны”, она получает
развитие и в режиссерских дебютах последних лет. Документальная
составляющая продолжает оставаться своего рода внутренним
модулем для киргизского кинематографа. Но игровой фильм, представленный
на фестивале, “Маймыл” продемонстрировал одну из самых сильных
сторон режиссуры Абдыкалыкова - умение работать с образами.
Как отмечает киновед Гульнара Абикеева, последнюю картину
Актана справедливо называют завершением трилогии “Селкинчек”
- “Бешкемпир” - “Маймыл”.
“Три фильма, снятые на промежутке в девять лет, - рассказывает
она, - показывают зрителю историю взросления, самую трогательную
историю из жизни человека. Каждый эпизод в картине - мини-фильм,
но не фильм-экшн, а фильм-зарисовка. Где каждая страница новеллы
- добавление цвета к основной категории. Оторвавшись от сугубо
национальных знаков и символов, авторы переходят к разговору
на языке общечеловеческих категорий. Поле обустроено, и персонажи
на нем обозначены. Режиссер вдыхает в него жизнь, а дальше
картина начинает жить своей жизнью”.
День второй
Выдался дискуссионным. Показ картин “Товарищ Байкянджаев”
Юсуфа Разыкова и документальных “Картонный домик” и “Караколь”
Шухрата Махмудова стал премьерным для Казахстана. Полной неожиданностью
для всех стала совсем свежая картина Зульфикара Мусакова “Небесные
мальчики”, которая и вызвала больше всего споров.
“В середине 90-х в узбекском кино наступил период стагнации,
- говорит киновед Саодат Ходжаева, - и объяснялось это тем,
что очень большой акцент был поставлен на исторические фильмы.
В результате кинематограф перестал жить своей жизнью, все
больше углубляясь в исторические параллели. И только в 1998
году после выхода в свет картины талантливого сценариста и
режиссера Юсуфа Разыкова “Оратор” в киномире вновь заговорили
об узбекском кинематографе.”
В большинстве своем узбекские ленты не нашли выхода на МКФ,
но этот фактор не беспокоит их создателей. Главное, что их
фильмы смотрит узбекский народ. В этом качестве киноведы усматривают
параллель с нынешней ситуацией в Грузии, где происходит выработка
очень жестко регламентированной политики национального кино,
ориентированного в первую очередь на местного потребителя.
Картины Зульфикара Мусакова, без которого сегодня невозможно
представить узбекский кинематограф, знают и любят в народе.
Настоящим открытием стало появление в 1999 году его фантастической
комедии “Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу”.
Отраженное в картине безусловное владение профессией моментально
превратило его из дебютанта в активно снимающего режиссера.
На кинофестивале были представлены две его картины: снятый
на японский грант и получивший высокую оценку на “Киношоке”
фильм “Мама” и “Небесные мальчики” - картина этого года.
С именем Юсуфа Разыкова, нынешнего руководителя “Узбекфильма”,
связывают возрождение узбекского национального кино. Последняя
лента режиссера “Товарищ Байкянджаев”, посвященная судьбе
“маленького человека”, тематически новая для узбекского кино
и концептуально разработана столь же хорошо, как и кинематографически.
Пафос, ирония, боль и фарс, которым есть место в фильме, не
оставляют у зрителя чувства иллюзорности, метафоричности кино,
напротив, заставляя его вжиться в ткань повествования.
Глядя на “Товарища Байкянджаева”, становишься свидетелем прорыва
узбекского кинематографа к новым эстетическим и сюжетным рубежам.
То “накопление энергии”, о котором так много говорилось, и
“всплеск” как его результат уже очевидны.
Для казахстанца Дарежана Омирбаева успех его последней картины
“Жол” -закономерный результат творчества. Как было отмечено
во французской рецензии на его первый фильм “Кардиограмма”,
“достоинства фильма чисто кинематографические и находятся
в области вдохновения, которым Омирбаев объективно описывает
реальность. Когда смотришь такое кино, приходится сожалеть,
что выражение “магия кино” стало расхожим... Произведение
чистого стиля с кадрами, захватывающими дух”. Такова и картина
“Жол”.
Завершился фестиваль показом ставшей теперь уже знаменитой
картины Амира Каракулова “Жылама”, тонко балансирующей между
эстетикой игрового и документального кино. Фильм единодушно
признан шедевром, и дискуссии по этому поводу отменены.
|