Таджикистан: руины экономики
Эдуард ПОЛЕТАЕВ,
региональный редактор
Института по освещению войны и мира (IWPR),
специально для “НП”
Прошло уже больше пяти лет, как окончилась
кровопролитная гражданская война в Таджикистане, и, казалось
бы, есть чему порадоваться, но хрупкому миру в стране по-прежнему
угрожает плачевное социально-экономическое положение
Итоги вспыхнувшей в 1992 году войны таковы:
погибло около 100 тысяч человек, 900 тысяч стали беженцами
и вынужденными переселенцами, разрушено более 150 тысяч домов,
60 тысяч детей осиротели, эмигрировала подавляющая часть интеллектуальной
элиты, растет безработица. Общий ущерб от конфликта исчисляется
7 миллиардами американских долларов - невероятная сумма для
страны с населением в 6,5 миллиона человек.
ООН предоставила Таджикистану статус наименее развитой страны.
Более 30 африканских стран имеют уровень доходов выше, чем
в Таджикистане. Подавляющее большинство населения региона
находится за чертой бедности. Низкий уровень доходов является
сдерживающим фактором осуществления социально-экономических
реформ, а среднемесячная заработная плата составляет всего
около 32 сомони (11 долларов США). Таджикские аналитики утверждают,
что по уровню экономического развития страна вернулась в 1929
год.
Но на этом беды Таджикистана не заканчиваются. Три года засухи
сменились проливными дождями, смывшими часть посевов, особенно
в Хатлонской области на юге страны. Выступая на заседании
парламента этой весной, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов
оценил ущерб от засухи в 800 миллионов долларов, что в несколько
раз превышает годовой бюджет страны (160-170 миллионов долларов
США). Однако таджикские крестьяне, засучив рукава, сумели
в этом году собрать уже 495 тысяч тонн хлопка против 453 тысяч
тонн в 2001 году.
Положение усугубили трагические сентябрьские события прошлого
года, которые нанесли еще неоперившейся послевоенной экономике
огромный ущерб. По словам заместителя председателя Национального
банка Таджикистана Абдужаббора Ширинова, страна потеряла 237
миллионов долларов инвестиций, которые крупные компании собирались
вложить в экономику Таджикистана, но затем отказались от этой
идеи из-за начавшейся в Афганистане антитеррористической операции.
Еще большим разочарованием для таджикского руководства стал
тот факт, что США и их союзники, сулившие за содействие в
антитеррористической кампании значительную поддержку в виде
инвестиций в экономику Таджикистана, пока не выполнили своих
обещаний, ограничившись незначительной гуманитарной помощью.
И еще одна проблема. В результате гражданской войны власть
в стране перешла в руки южной политической элиты (президент
Эмомали Рахмонов - выходец из Дангары - Кулябский регион),
но север сохранил за собой экономическое превосходство, и
такое положение сохраняется и поныне. Из четырех основных
областей страны лишь одна - Согдийская на севере Таджикистана
- серьезно пополняет бюджет. Местные эксперты считают, что
подобный дисбаланс способен в любой момент вызвать новое противостояние
- не менее серьезное, чем предыдущее. По их мнению, для сохранения
столь дорого доставшегося стране мира и во избежание новых
конфликтов таджикскому руководству следует одновременно сконцентрировать
усилия на выводе южных районов страны из экономического кризиса
и предоставить северу больше полномочий в управлении страной.
Эмомали Рахмонов внял этим советам: несколько министров, премьер,
вице-премьеры, руководитель аппарата президента и государственный
советник по международным связям - все выходцы с севера. Южная
политическая элита, таким образом, сумела отказаться от своего
местнического менталитета и начала мыслить общенациональными
категориями.
Сегодня все здравомыслящие политические силы Таджикистана
осознают, что должны объединить свои усилия в восстановлении
разрушенной войной экономики. Только тогда страна сможет смело
смотреть в будущее. По мнению представителя Азиатского банка
развития Казуко Котумура, социально-экономическое положение
Таджикистана является самым серьезным фактором нестабильности.
Чтобы улучшить ситуацию, стране предстоит решить еще множество
важнейших экономических, социально-политических и гуманитарных
проблем.
|
Гончар - профессия вечная, не подвластная
никаким войнам и катастрофам
|
Иностранные кредиты -
спасение экономики?
4 ноября 2002 года таджикский президент Эмомали Рахмонов на
встрече в Душанбе с представителем Всемирного банка Деннисом
де Треем заявил, что его страна не сможет взять даже самые
выгодные кредиты, потому что внешний долг и так слишком велик
(по данным МВФ, около миллиарда долларов США). А ведь еще
недавно казалось, что иностранные кредиты - единственное спасение
экономики страны.
Между тем Таджикистану предоставляются весьма льготные условия.
Так, по словам Казуко Котумуры из АБР, ее банк предоставляет
разные типы кредитов и ссуд, зависящих от состояния экономики
страны. Например, если Казахстану или Узбекистану кредит предоставляется
под 6-7 процентов годовых со сроком погашения 24 года, то
Таджикистан может взять деньги под 1,5 процента годовых со
сроком погашения 30 лет. Но выходит так, что даже эти условия
стране пока “не по карману”. Таким образом, республику может
спасти только безвозмездная финансовая помощь, однако донорские
и международные организации выделяют ее “малыми дозами”, почти
не прикрывающими огромные бреши в экономике страны.
В среде политологов широко распространено мнение, что поддерживая
таджикскую экономику, инвесторы думают не столько о возможной
финансовой выгоде или сочувствии невзгодам, обрушившимся на
Таджикистан, сколько о своей собственной безопасности. Считается,
что, помогая решить проблему безработицы и бедности, страны-доноры
тем самым надеются предотвратить вовлечение отчаявшегося населения
в криминальный бизнес и разного рода радикальные и экстремистские
политические движения, приостановить поток мигрантов и воспрепятствовать
незаконному обороту оружия и наркотиков.
Ведь оказывая поддержку стране в решении экономических проблем,
страны-доноры тем самым способствуют и процессу прогрессивных
реформ. Но получается замкнутый круг: Таджикистану необходимо
выполнять условия, которые ставят банки и инвесторы, а все
эти условия обеспечить нереально, так как для их выполнения
требуются опять-таки огромные деньги, которых нет.
Многие представители местного политического истеблишмента
надеялись, что непомерно возросший после 11 сентября рост
имиджа президента на международной арене приведет к тому,
что международное сообщество начнет более активно сотрудничать
с Таджикистаном и в страну хлынет финансовая помощь в виде
кредитов и инвестиций. Но эти надежды пока не оправдались.
Душанбе - Алматы
|