Проект - в землю?
Светлана Грибанова,
Талгат Калиев
Два самых впечатляющих проекта СП “Тенгизшевройл”
- завода второго поколения и закачки сырого газа, которые
позволили бы компании в 2005 году увеличить добычу сырой нефти
на 10 миллионов тонн в год - под угрозой срыва. На прошлой
неделе ТШО объявило о том, что останавливает все работы по
этим проектам. Причина, как обычно, когда речь идет о столь
глобальных планах, - в деньгах, точнее, в их отсутствии. Как
объясняют в самом СП, бюджеты на осуществление этих проектов
не утверждены на совете партнерства
О начале реализации новых проектов ТШО объявило
в июле этого года, а о необходимости расширения существующих
мощностей партнеры договорились еще в 1999 году. Сначала появилась
идея, каким образом можно увеличить добычу нефти и заодно
решить экологические проблемы. Так был разработан проект закачки
сырого газа в нефтеносный пласт (ЗСГ). Эта технология, уже
опробованная в Венесуэле, по расчетам специалистов, позволила
бы увеличить объемы добываемой нефти на 3 миллиона тонн в
год.
После ввода в эксплуатацию завода второго поколения (ЗВП)
в конце 2005 года дополнительно добывалось бы 7 миллионов
тонн сырой нефти. Таким образом, ТШО могло бы довести добычу
нефти на двух месторождениях - Тенгизе и Королевском - до
22 миллионов тонн в год. Но и стоимость проектов оценивается
в рекордную сумму - 3 миллиарда долларов.
К плюсам проектов можно отнести и то, что они позволят избавиться
от побочных продуктов добычи нефти - газа и сероводорода и,
кроме того, обеспечат работой 8 тысяч человек.
К моменту презентации проектов правительство уже одобрило
проект ЗСГ и земельные отводы под строительство завода второго
поколения, а проект ЗВП находился в стадии рассмотрения на
предмет его соответствия законодательству Казахстана. В ТШО
ожидали одобрения проекта в четвертом квартале этого года.
“Мы уверены, что окончательная дата ввода ЗВП - 2005 год -
не изменится”, - так говорил генеральный директор проектов
ТШО Барат Гаел журналистам в июле.
Теперь оказалось, что очень выгодные и для акционеров ТШО,
и для Казахстана проекты остановлены. Средствам массовой информации
этот факт стал известен из пресс-релиза, распространенного
ТШО в прошлый четверг вечером.
В печати высказывалось несколько версий, почему работы по
проектам были остановлены. Главная из них: правительство предложило
ТШО пересмотреть некоторые пункты контракта на разработку
нефтяных месторождений, что привело бы к перераспределению
прибыли в пользу государства. И якобы в ответ СП отказалось
от выгодных проектов. При этом многие СМИ говорили об общем
ухудшении инвестиционного климата в стране.
Вторая версия неожиданного решения - разногласия между акционерами.
Большая часть пакета - 50 процентов акций - принадлежит американской
компании “ШевронТексако”. Напомним, что 5 процентов из госпакета
“Шеврон” приобрел в 2000 году за 600 миллионов долларов. Однако
ни один из акционеров не владеет контрольным пакетом акций.
Доля “ЭксонМобил” составляет 25 процентов, у “КазМунайГаза”
- 20 процентов, у российско-американской “ЛукАрко” - 5 процентов
акций. В прессе прозвучала версия, что “ШевронТексако” предприняла
демарш с отказом от проектов с целью давления на “ЛукАрко”,
чтобы та продала свой пакет. В таком случае “ШевронТексако”
будет владеть контрольным пакетом, а значит, сможет контролировать
политику СП.
Позицию Казахстана относительно решения совета партнерства
ТШО озвучили два министра - энергетики и минеральных ресурсов
Владимир Школьник и финансов - Зейнулла Какимжанов. НК “КазМунайГаз”
представлял на брифинге директор по управлению долями в СП
Жакып Марабаев.
Владимир Школьник заявил, что они не хотели выносить рабочие
моменты на публичное обсуждение, поскольку “акционеры ТШО
не противники, а партнеры, одна семья”. По мнению г-на Школьника,
отказ от проектов так же невыгоден ТШО, как и Казахстану.
Он подчеркнул, что если компромисса не удастся достичь, то
проекты будут приостановлены на неопределенное время, а СП
придется ограничиться добычей своих 12,5 миллиона тонн нефти.
По словам министра энергетики, партнеры обсуждали два способа
финансирования: первый, предложенный казахстанской стороной,
заключается в использовании заемных средств. Второй способ,
наоборот, предполагает использование внутренних средств проекта
за счет замораживания на какое-то время выплаты прибыли акционерам,
а также экономии на налоговых выплатах за счет так называемого
метода ускоренной амортизации.
А это как раз не устраивает правительство, так как в результате
перехода на предлагаемую ТШО схему бюджет ежегодно будет терять
200 миллионов долларов. За пять лет - с 2003 по 2006 год -
государство недосчитается одного миллиарда долларов. Владимир
Школьник дал понять, что правительство не согласится с предложением
ТШО. “Казахстан не связывал, не связывает и не будет связывать
применение того или иного метода амортизации с вопросом строить
или не строить завод”, - сказал он.
Что касается уточнения положений контракта, то, по словам
г-на Школьника, они происходят постоянно, в зависимости от
ситуации, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения
условий, и говорить об общем ухудшении инвестиционного климата
в связи с этим некорректно.
Представитель “КазМунайГаза” Жакып Марабаев уверен, что проекты
можно профинансировать за счет заемных средств. Он считает,
что разногласия между партнерами - всего лишь рабочий момент,
и еще раз подчеркнул, что речь идет не о закрытии проекта,
а о его приостановке.
Нам же остается ждать развития событий.
|