22 ноября 2002
№ 47 (235)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Исследования  

Охота к перемене мест

Ольга Малахова

В алматинских школах переполох. Педагоги, директора и родители взбудоражены решением департамента образования города провести ротацию кадров. Тасовать будут колоду под названием “Директора общеобразовательных школ”

В райотделах руководителям школ объявили: готовьтесь, начнется “мероприятие” на добровольной основе, потом будет идти в приказном порядке. Руководителей общеобразовательных школ хотят поменять местами, “пересадить” в другие коллективы. Директора шум не поднимают, хотя сильно недоумевают по этому поводу. А вот родительские общественные организации хотят протестовать.
- Сегодня, выбирая школу, родители чаще всего обращают внимание не на то, где она находится и какие там условия, а на то, какие знания там дают и кто ею руководит, - считает Фаузия Икамбаева, исполнительный директор ассоциации родителей “Защита прав ребенка”. - Личность директора - это как бы визитная карточка школы. Поэтому перестановка кадров не может не задеть интересов родителей и учеников, да и педколлектива, конечно, тоже. При смене руководства нарушится выработанная система учебно-воспитательной работы сразу двух школ. Особый вред нанесет это школам инновационного типа, где своя специфика работы с родителями, учителями, собственное школьное самоуправление.
Родители переживают: новому директору потребуется немало времени для того, чтобы изучить педагогов, их деловые и творческие качества, и это парализует работу. Ему придется вникать в финансово-хозяйственную деятельность, и это отвлечет от участия в учебном процессе. Уже сейчас в коллективах разброд и шатание, психологический климат нарушен, работать так сложно.
Фаузия Икамбаева согласна, что работать по старинке нельзя и что в западном менеджменте такие перестановки практикуются. Но пока этот опыт на нашу почву переносить преждевременно. Да и непонятна цель ротации. Если директор плохо работает, надо его снимать, но если он сумел создать творческий коллектив, “теплую” школу, то он может работать и готовить себе преемника.
По мнению директора гимназии №111 Владимира Кривобородова, уход хорошо работающего директора без подготовки замены - стресс для школы. Если это не отбрасывает школу назад, то тормозит ее развитие точно.
- И без того, - сетует Владимир Николаевич, - в последние годы для нас стали настоящим бичом частые проверки организациями, которые вроде бы никакого отношения к школам не имеют. Причем у каждого своя позиция, свои амбиции и требования. Никому нет дела до того, что у школ и своих проверяющих хватает. Понятен контроль со стороны районного, городского департаментов, но нам и прокуратура, различные другие ведомства и организации спокойно жить не дают.
Школа успешна, если в ней подобран коллектив единомышленников, энтузиастов, если директор работает долго, если соблюдается преемственность, причем замена готовится три-пять лет. Подбор кадров - основная обязанность директора, это многолетняя постоянная скрупулезная работа. В наши дни руководитель школы - еще и менеджер, важно правильное ведение “хозяйства”, ведь современная школа - это целое предприятие с цехами, лабораториями, территорией. Директор - основная фигура в народном образовании - вдруг становится пешкой, которую можно двигать “туда-сюда”.
Владимир Кривобородов работает директором уже восемнадцать лет. Каких только веяний не было за это время! Одно время бытовало мнение, что директор должен быть лучшим учителем в школе. Нонсенс: им может и должен стать лучший педагог, но оставаться им потом он не может в силу новых должностных обязанностей. Кроме решения самых разных вопросов в коллективе, его еще без конца вызывают на совещания, приходят комиссии, отвлекают, выдергивают с уроков.
Все это сильно напоминает советскую кадровую политику, когда того или иного члена партии отправляли на “усиление участка”. Заведующий фермой мог, например, стать директором Дома культуры. Но даже в те времена таких экспериментов в школе не проводили.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп