Охота к перемене мест
Ольга Малахова
В алматинских школах переполох. Педагоги,
директора и родители взбудоражены решением департамента образования
города провести ротацию кадров. Тасовать будут колоду под
названием “Директора общеобразовательных школ”
В
райотделах руководителям школ объявили: готовьтесь, начнется
“мероприятие” на добровольной основе, потом будет идти в приказном
порядке. Руководителей общеобразовательных школ хотят поменять
местами, “пересадить” в другие коллективы. Директора шум не
поднимают, хотя сильно недоумевают по этому поводу. А вот
родительские общественные организации хотят протестовать.
- Сегодня, выбирая школу, родители чаще всего обращают внимание
не на то, где она находится и какие там условия, а на то,
какие знания там дают и кто ею руководит, - считает Фаузия
Икамбаева, исполнительный директор ассоциации родителей “Защита
прав ребенка”. - Личность директора - это как бы визитная
карточка школы. Поэтому перестановка кадров не может не задеть
интересов родителей и учеников, да и педколлектива, конечно,
тоже. При смене руководства нарушится выработанная система
учебно-воспитательной работы сразу двух школ. Особый вред
нанесет это школам инновационного типа, где своя специфика
работы с родителями, учителями, собственное школьное самоуправление.
Родители переживают: новому директору потребуется немало времени
для того, чтобы изучить педагогов, их деловые и творческие
качества, и это парализует работу. Ему придется вникать в
финансово-хозяйственную деятельность, и это отвлечет от участия
в учебном процессе. Уже сейчас в коллективах разброд и шатание,
психологический климат нарушен, работать так сложно.
Фаузия Икамбаева согласна, что работать по старинке нельзя
и что в западном менеджменте такие перестановки практикуются.
Но пока этот опыт на нашу почву переносить преждевременно.
Да и непонятна цель ротации. Если директор плохо работает,
надо его снимать, но если он сумел создать творческий коллектив,
“теплую” школу, то он может работать и готовить себе преемника.
По мнению директора гимназии №111 Владимира Кривобородова,
уход хорошо работающего директора без подготовки замены -
стресс для школы. Если это не отбрасывает школу назад, то
тормозит ее развитие точно.
- И без того, - сетует Владимир Николаевич, - в последние
годы для нас стали настоящим бичом частые проверки организациями,
которые вроде бы никакого отношения к школам не имеют. Причем
у каждого своя позиция, свои амбиции и требования. Никому
нет дела до того, что у школ и своих проверяющих хватает.
Понятен контроль со стороны районного, городского департаментов,
но нам и прокуратура, различные другие ведомства и организации
спокойно жить не дают.
Школа успешна, если в ней подобран коллектив единомышленников,
энтузиастов, если директор работает долго, если соблюдается
преемственность, причем замена готовится три-пять лет. Подбор
кадров - основная обязанность директора, это многолетняя постоянная
скрупулезная работа. В наши дни руководитель школы - еще и
менеджер, важно правильное ведение “хозяйства”, ведь современная
школа - это целое предприятие с цехами, лабораториями, территорией.
Директор - основная фигура в народном образовании - вдруг
становится пешкой, которую можно двигать “туда-сюда”.
Владимир Кривобородов работает директором уже восемнадцать
лет. Каких только веяний не было за это время! Одно время
бытовало мнение, что директор должен быть лучшим учителем
в школе. Нонсенс: им может и должен стать лучший педагог,
но оставаться им потом он не может в силу новых должностных
обязанностей. Кроме решения самых разных вопросов в коллективе,
его еще без конца вызывают на совещания, приходят комиссии,
отвлекают, выдергивают с уроков.
Все это сильно напоминает советскую кадровую политику, когда
того или иного члена партии отправляли на “усиление участка”.
Заведующий фермой мог, например, стать директором Дома культуры.
Но даже в те времена таких экспериментов в школе не проводили.
|