“Испат-кармет”
сдал семилетку
Светлана Грибанова
Будучи в Темиртау, мы, группа журналистов
из Алматы, только и слышали: “Испат-Кармет, Испат-Кармет...”
Именно с металлургическим комбинатом связаны все надежды темиртаусцев
на возрождение города. Казахстанская Магнитка, как называли
Темиртау в советское время, сумела избежать участи других
промышленных городов - Кентау и Жанатаса - во многом благодаря
тому, что ожил комбинат. Семь лет назад на Карагандинский
металлургический комбинат пришел иностранный инвестор - индийская
группа LNM, которая выиграла тендер на приватизацию “Кармета”
17 ноября 1995 года
В середине 90-х правильность решения правительства
о передаче Карагандинского комбината, а по сути, всей черной
металлургии, в руки иностранцев не была очевидной. Споры о
судьбе “Кармета” шли и среди бизнесменов, и в парламенте,
и на страницах газет. Проблемы комбината были, скорее всего,
близки и главе государства, ведь Нурсултан Назарбаев именно
здесь начинал свою трудовую биографию. Можно с уверенностью
сказать, что комбинат выжил благодаря участию президента.
Не будем вспоминать советские времена, когда “Кармет” был
крупнейшим предприятием в Казахстане, выпускающим не только
чугун и сталь, широкий ассортимент черного проката, но и кокс
и другую продукцию, которая пользовалась спросом и на внутреннем
рынке, и за рубежом. Все это ушло в прошлое вместе с самим
Союзом. Связи между производителями и потребителями внутри
страны были прерваны, а это привело к упадку всего металлургического
производства. В два с лишним раза снизилось производство стали,
из-за отсутствия средств ухудшилось состояние оборудования.
В 1994 году была остановлена доменная печь №3, встало строительство
линии горячего цинкования полосы. Накопились огромные долги
по заработной плате.
Город погрузился во мрак и холод. Были времена, когда горожане
готовили себе пищу и обогревались с помощью костров. Ухудшение
социальной сферы очень скоро повлекло исход населения из Темиртау.
С начала 1990-х годов из города уехали почти 100 тысяч человек.
Потеряв статус металлургической столицы Казахстана, Темиртау
обрел славу города СПИДа, наркомании и токсикомании.
Выезжая в Темиртау, мы ожидали увидеть разруху и малолетних
наркоманов у костров, однако нас встретили ярко освещенные
улицы и приветливо горящие окна домов. Как оказалось, комбинат
приобрел еще и ТЭЦ-2, которая удовлетворяет не только потребности
в электроэнергии самого предприятия, но и обеспечивает теплом
и электричеством часть города. Мощность теплоэлектроцентрали
увеличилась с 70-80 МВт до 350 МВт.
Многие крупные предприятия Казахстана в настоящее время представляют
собой замкнутый цикл производства, то есть они имеют собственную
сырьевую базу, источники электроэнергии, свои угольные разрезы.
Не стал исключением и “Кармет”. Руду на комбинат поставляют
Соколовско-Сарбайское и Лисаковское месторождения, а также
предприятие “Атасу-руда”, которое находится в управлении “Испат-Кармета”.
В угольный департамент комбината входят 8 укрупненных шахт,
расположенных в Карагандинской области.
За семь лет компания LNM инвестировала в стабилизацию и реконструкцию
комбината, по словам генерального директора “Испат-Кармета”
г-на Навал Кишоре Чоудхари, 800 миллионов долларов. В результате
производительность увеличилась более чем вполовину. В 1995
году было реализовано 2 миллиона тонн готовой продукции, в
2002 году эта цифра, по прогнозам, возрастет до 3,2 миллиона
тонн, а жидкой стали, также по предварительным данным, будет
произведено 5 миллионов тонн.
В общем производстве группы LNM на долю “Испат-Кармета” приходится
10-12 процентов. Кстати, сама компания LNM выросла за шесть
лет в 1000 раз. Как сказал г-н Чоудхари, в 1996 году было
произведено 35 тысяч тонн продукции, в 2002 году, по предварительным
данным, не менее 35 миллионов тонн.
Мы побывали в самом жарком цехе - доменном - и полюбовались
на огненный поток расплавленного металла. На комбинате четыре
печи. Одна из них - домна №3, построенная еще в 1970 году,
была остановлена на реконструкцию в 1994 году. Однако такие
крупные расходы в то время предприятие, разумеется, не могло
себе позволить. Поэтому доменной печью занялись только в этом
году. Совсем скоро обновленная домна вступит в строй, при
этом мощность ее увеличится.
Завершен еще один долгострой - линия горячего цинкования и
алюминирования полосы, проектная мощность которой - 320 тысяч
тонн в год. Цех был запущен в декабре прошлого года с участием
президента Н.Назарбаева. Стратегический план, разработанный
на ближайшие пять лет, включает и установку оборудования для
непрерывного разлива стали. Предполагается инвестировать в
развитие производства 580 миллионов долларов в течение пяти
лет. В том числе проект установки машин непрерывного разлива
стали потребует вложения 250-260 миллионов долларов.
Несмотря на то, что группа LNM занимает второе
место в мире среди предприятий черной металлургии, проблемы
с реализацией готовой продукции у нее те же, что и у других
аналогичных компаний. По словам г-на Чоудхари, переизбыток
производства стали достигает 200 миллионов тонн, поэтому пробиться
со своей продукцией на мировые рынки достаточно сложно. Тем
более во многих странах установлены антидемпинговые пошлины
на ввоз металла. В течение последних 20 лет цены на стальной
прокат ежегодно снижались на 2 процента.
Внутри Казахстана, по словам гендиректора г-на Чоудхари, рынков
сбыта для их продукции нет. Традиционно металл импортируется
в Россию, Китай, Иран, а также в страны Юго-Восточной Азии.
Так как в России выпускается аналогичная продукция, на импорт
металлопродукции установлены довольно высокие антидемпинговые
пошлины - 36,9 процента. В Иране пошлин на ввоз металла нет,
а в Китай согласно договоренности между главами государств
продукция “Кармета” пока ввозится на основании квот. Сейчас
руководство “Кармета” ведет переговоры с китайскими партнерами
по поводу условий импорта стали в эту страну.
Философия
компании - улучшение качества выпускаемого металла, удовлетворение
всех запросов потребителей, повышение конкурентоспособности
продукции за счет снижения ее себестоимости. Возможно, и за
счет экономии на заработной плате.
Как говорит г-н Чоудхари, ежегодно на улучшение условий труда
рабочих и безопасность расходуется 20 миллионов долларов.
Зато средняя зарплата по комбинату - всего 26-27 тысяч тенге
в месяц. Самая высокая - у сталеваров - где-то 50 тысяч тенге.
Более точных цифр нам никто не смог назвать. По словам одного
из моих собеседников, руководителя среднего звена, на аналогичном
заводе в Ленце (Австрия) ИТР-овцы получают в 10 раз больше,
чем их коллеги на “Испат-Кармете”. Но темиртауские рабочие
рады и этим зарплатам: на фоне оплаты труда бюджетников и
работников других предприятий это очень хорошие деньги.
Темиртау - Алматы
|