Мы вместе
Махаббат Узакова
Сегодня исполняется десять лет со дня установления
дипломатических отношений между Узбекистаном и Казахстаном
Казахи и узбеки издревле считались братскими
народами: “брат родной” - так называют казахи узбеков. Те,
в свою очередь, говорят: “подружишься с казахом - никогда
не заблудишься”.
Было время, когда мы были одним суперэтносом и являлись единым
конгломератным государством.
Об этом пишет доктор исторических наук, профессор Турсун Султанов
в своей книге “Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана”.
“В XIII веке вся великая степь вошла в Золотую Орду, в
которую в основном входили разные тюркские и монгольские кочевые
роды и племена, еще не сложившиеся в народности”.
В нарративных источниках при освещении событий XIII - первой
половины XIV веков для обозначения кочевого населения улуса
Джучи употребляются слова монголы, кипчаки, тюрки...
С середины XIV века кочевое население этого государства известно
под общим собирательным названием узбеки...
“Завоевание государства Тимуридов кочевыми племенами Дешт-и-Кипчака,
известными под общим собирательным названием узбеки, и основание
в Мавераннахре (среднеазиатское междуречье Амударьи и Сырдарьи)
двух независимых узбекских ханств - Бухарского (с главным
городом Самаркандом, а затем Бухарой) и Хивинского (с центром
сначала в Ургенче, а затем в Хиве) - явились выдающимися событиями
в этнополитической истории современного узбекского и казахского
народов”.
Долгие годы вопрос делимитации границ между Казахстаном и
Узбекистаном оставался открытым. Но наконец в сентябре обе
стороны пришли к общему соглашению, в котором не осталось
нерешенных вопросов.
Важным шагом в укреплении добрососедских отношений стало подписание
договора между Казахстаном и Узбекистаном об отдельных участках
казахстанско-узбекской границы президентами этих республик.
Это важное историческое событие завершило процесс юридического
описания государственной границы и окончательно сняло вопрос
о спорных участках между Казахстаном и Узбекистаном.
“Для обозначения тюркских племен мусульманские авторы
стали употреблять термин Узбекский улус, или Узбекистан. Таким
образом, тогдашний Узбекистан включал в свой состав территорию
современного Центрального, Северного, Северо-Восточного и
Западного Казахстана...”
Подчеркивая особую близость взаимоотношений между президентами,
Ислам Каримов сказал, что “я не помню ни одного раза, чтобы
Нурсултан Абишевич не принял моего предложения, а он не помнит
того случая, чтобы я не принял его предложения”.
Кстати, тогда же президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
и президент Узбекистана Ислам Каримов подписали декларацию
о ходе выполнения Договора о вечной дружбе между Казахстаном
и Узбекистаном от 31 октября 1998 года, в которой подчеркивалось,
что казахстанско-узбекская граница является “границей дружбы
и добрососедства. Казахстан и Узбекистан подтверждают права
на сохранение и развитие национальной культуры и языка казахов,
проживающих на узбекской территории, и узбеков, проживающих
на казахстанской территории”.
Если говорить о казахской диаспоре в Узбекистане, то по численности
в СНГ она является самой крупной, уступая узбекскому, русскому
и таджикскому этносам.
Казахская диаспора в Узбекистане проживает сравнительно компактно
и населяет в основном пограничные с Казахстаном территории.
И почти 90 процентов узбекских казахов в основном проживают
в Ташкенте.
Что касается узбекской диаспоры Казахстана, она, так же как
и казахская - Узбекистана, проживает компактно и тоже занимает
в основном пограничные территории (кстати, все они сохраняют
тесные связи с исторической родиной, поддерживая тесные отношения
с родственниками в Узбекистане).
Хотя узбеки в Казахстане находятся в довольно успешном положении,
о чем говорит почти нулевой процент репатриации в Узбекистан,
у диаспоры есть определенные проблемы. В частности, недостаток
периодической печати на родном языке, недостаточная трансляция
телеканалов из Узбекистана...
Большинство узбеков (а многие из них родились в Казахстане)
искренне любят Казахстан, считая его своей родиной, и не собираются
его покидать...
“За годы сорокалетнего правления Абу-л-Хайр хана произошли
тысячи событий. Среди них, в частности, откочевка группы недовольных
властью дештских племен за пределы Узбекского улуса.
Ни хан Абу-л-Хайир, ни султаны, покинувшие Узбекский улус
с подвластными им племенами и родами, никто не мог тогда предвидеть,
что это ординарное в жизни кочевого общества событие будет
иметь решающее значение для всей дальнейшей судьбы их страны.
Собственно говоря, с этой перекочевки и началась новая глава
в жизни современного Казахстана. Да и возникновение самого
топонима Казахстан - один из результатов той перекочевки.”
С древних времен на территории Центральной Азии происходило
взаимовлияние культур разных народов, что, в свою очередь,
определило особый менталитет, культурные стереотипы и традиции
коренного этноса.
Поэтому в наше нестабильное время очень важно поддерживать
добрые добрососедские отношения, традиционную узбекско-казахскую
доброжелательность.
Политическая корректность и взаимоуважение - главный аспект
в дружбе между нашими народами.
|