Не предавать огню культуру
Мира Мустафина
Винуд Кхан, известный актер индийского кино,
ныне - государственный министр туризма и культуры Индии, всего
один день пробыл в Алматы накануне Бишкекского горного саммита.
Высокий,
импозантный, в модном костюме в полоску. Он удивил казахстанских
журналистов своей любезностью. Когда я и моя коллега из популярной
“толстушки” подошли и стали робко задавать вопросы, министр
тут же обратился к нам: “Вы журналисты?” Мы кивнули. “Почему
вы такие скромные?”
Винуд Кхан сразу же прервал раздачу автографов и пригласил
нас к беседе.
Он был настолько искренен, чем очень нас удивил: может ли
чиновник такого ранга в нашей стране так естественно вести
себя с журналистами?
- Вряд ли будет преувеличенным предположение, что казахстанцы
практически незнакомы с современной индийской культурой. В
основном мы имеем представление только об индийском кино.
- Возможно вы правы. Индия стоит на втором месте после Голливуда
по экспорту кинофильмов. Наш экспортный рынок охватывает Ближний
Восток, Юго-Восточную Азию, Африку, острова Тихого океана,
страны Карибского бассейна. Индийское кино делится на две
ветви: первая - это творческая, представленная прежде всего
такими всемирно известными мастерами, как Сатьяджит Рей и
Мринал Сен; вторую я бы назвал коммерческой ветвью. Это сочетание
песен и танцев, погонь на автомашинах и драк с применением
приемов каратэ...
- Я могу привести примеры. С детства хорошо помню “Зиту
и Гиту”, “Танцора диско”, “Бродягу”... Та подборка индийских
фильмов, которые мы смотрим, эта преувеличенная театральность,
которая порождает некоторую предубежденность в том, что, кроме
кинематографа, в индийской культуре больше нет ничего интересного...
- Ну почему же? Нам нужны двусторонние соглашения, мы хотим,
чтобы в вашей стране прошли гастроли индийского театра, дни
индийской литературы, музыки и танца. Но для этого мне нужно
приехать к вам с официальным визитом и не на один день. Мне
интересно познакомиться поближе с вашей культурой.
А теперь несколько слов в защиту нашего кинематографа. За
последние десятилетия Индия стала крупнейшей кинодержавой
мира. Выходит на экраны тысяча полнометражных художественных
фильмов в год. Много это или мало? Судить зрителю. А цифры
говорят, что 30 процентов мирового кинопроизводства - за Индией.
- Получается, приоритетность принадлежит кино?
- Да. Я приведу вам некую градацию, пусть она немного грубоватая,
но на первом месте у нас кинематограф, на втором месте - телевидение
и на третьем - театр. Здесь основным принципом является массовость
жанра. Кино ближе и понятней населению. Возможно, поэтому
крупные государственные ассигнования - в области кино.
- Назовите среднюю стоимость одного фильма?
- Полтора миллиона долларов США. Индийское кино ведь зрелищно,
а за это стоит платить деньги. Да вы и сами знаете, сколько
у нас массовых кадров: танцы, песни, драки, битвы.
- Возможно ли сотрудничество с нашим “Казахфильмом”?
- Почему бы и нет? У нас есть долгосрочные проекты, например
со Швейцарией. В любом случае требования к партнерам едины:
это прежде всего налаженная киноинфраструктура и квалифицированные
кадры - актеры. Ведь психология массового зрителя такова:
идут и смотрят на известные имена.
- Кроме кино...
- У нас есть в Индии библиотеки, музеи, архитектурные памятники.
Большое внимание уделяется и археологическим исследованиям.
Археология и история, как говорил великий русский ученый Покровский,
“это политика страны, направленная вовнутрь”. А индийский
театр? Есть у нас творчество экспериментальных трупп, которые
известны зрителям Лондона и Нью-Йорка.
- Например?
- Экспериментальная труппа города Пуны, существующая с 1973
года. Кстати, это единственная труппа, которая приезжала на
гастроли в Москву на заре ваших социальных преобразований
- перестройки. И судя по рецензиям русских критиков, творчество
этой труппы весьма любопытно. Кстати, высокую оценку индийскому
театру дали известные мастера сцены Питер Брук и Ричард Аттенборо.
Самой скандальной в последние десятилетия была пьеса “Гхаширам
Котвал”. Это пластико-музыкальная драма, созданная известным
драматургом Вудзаем Тендункарам.
- Вы рассказываете об истории индийского театра. А как
живет современный театр: это государственное учреждение?
- В основном театры в Индии - частные, государственными являются
только многочисленные театральные школы. Ведущая среди них
- Национальная школа драмы, где получают образование и артисты
нашего кинематографа. Есть известный Азиатский институт театра
в Дели. Профессиональных театров в стране немного, но ежегодно
появляются многочисленные любительские труппы.
- Актер - в министрах: руководить культурой трудно?
- А у меня встречный вопрос: почему культурой надо руководить?
Мое убеждение: культура - вне политики и культура не выполняет
спецзаказов, то есть не решает никакие политические задачи.
- В таком случае, на что живет индийская культура?
- На государственные деньги. Выделяются огромные суммы для
поддержки культуры со стороны государства. Также существуют
субсидии со стороны местных органов власти. В каждом штате
свои средства. Одинаково финансируются все виды искусства,
связанные с декоративно-прикладным творчеством, ремесла, особая
статья расходов - археологические исследования. У нас есть
центр по подготовке учителей, которые среди молодежи, детей
и подростков популяризируют национальную индийскую культуру.
Согласитесь, что нам нужен обоюдный культурный обмен. Не просто
гастроли каких-то театров, дни индийского кино, но и семинары,
“круглые столы” по проблемам финансирования и организации
культурных мероприятий. Наверняка будет интересно всем. Мой
лозунг - “Не предавать огню культуру”.
|