22 ноября 2002
№ 47 (235)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Страноведение  

Не предавать огню культуру

Мира Мустафина

Винуд Кхан, известный актер индийского кино, ныне - государственный министр туризма и культуры Индии, всего один день пробыл в Алматы накануне Бишкекского горного саммита.

Высокий, импозантный, в модном костюме в полоску. Он удивил казахстанских журналистов своей любезностью. Когда я и моя коллега из популярной “толстушки” подошли и стали робко задавать вопросы, министр тут же обратился к нам: “Вы журналисты?” Мы кивнули. “Почему вы такие скромные?”
Винуд Кхан сразу же прервал раздачу автографов и пригласил нас к беседе.
Он был настолько искренен, чем очень нас удивил: может ли чиновник такого ранга в нашей стране так естественно вести себя с журналистами?
- Вряд ли будет преувеличенным предположение, что казахстанцы практически незнакомы с современной индийской культурой. В основном мы имеем представление только об индийском кино.
- Возможно вы правы. Индия стоит на втором месте после Голливуда по экспорту кинофильмов. Наш экспортный рынок охватывает Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Африку, острова Тихого океана, страны Карибского бассейна. Индийское кино делится на две ветви: первая - это творческая, представленная прежде всего такими всемирно известными мастерами, как Сатьяджит Рей и Мринал Сен; вторую я бы назвал коммерческой ветвью. Это сочетание песен и танцев, погонь на автомашинах и драк с применением приемов каратэ...
- Я могу привести примеры. С детства хорошо помню “Зиту и Гиту”, “Танцора диско”, “Бродягу”... Та подборка индийских фильмов, которые мы смотрим, эта преувеличенная театральность, которая порождает некоторую предубежденность в том, что, кроме кинематографа, в индийской культуре больше нет ничего интересного...
- Ну почему же? Нам нужны двусторонние соглашения, мы хотим, чтобы в вашей стране прошли гастроли индийского театра, дни индийской литературы, музыки и танца. Но для этого мне нужно приехать к вам с официальным визитом и не на один день. Мне интересно познакомиться поближе с вашей культурой.
А теперь несколько слов в защиту нашего кинематографа. За последние десятилетия Индия стала крупнейшей кинодержавой мира. Выходит на экраны тысяча полнометражных художественных фильмов в год. Много это или мало? Судить зрителю. А цифры говорят, что 30 процентов мирового кинопроизводства - за Индией.
- Получается, приоритетность принадлежит кино?
- Да. Я приведу вам некую градацию, пусть она немного грубоватая, но на первом месте у нас кинематограф, на втором месте - телевидение и на третьем - театр. Здесь основным принципом является массовость жанра. Кино ближе и понятней населению. Возможно, поэтому крупные государственные ассигнования - в области кино.
- Назовите среднюю стоимость одного фильма?
- Полтора миллиона долларов США. Индийское кино ведь зрелищно, а за это стоит платить деньги. Да вы и сами знаете, сколько у нас массовых кадров: танцы, песни, драки, битвы.
- Возможно ли сотрудничество с нашим “Казахфильмом”?
- Почему бы и нет? У нас есть долгосрочные проекты, например со Швейцарией. В любом случае требования к партнерам едины: это прежде всего налаженная киноинфраструктура и квалифицированные кадры - актеры. Ведь психология массового зрителя такова: идут и смотрят на известные имена.
- Кроме кино...
- У нас есть в Индии библиотеки, музеи, архитектурные памятники. Большое внимание уделяется и археологическим исследованиям. Археология и история, как говорил великий русский ученый Покровский, “это политика страны, направленная вовнутрь”. А индийский театр? Есть у нас творчество экспериментальных трупп, которые известны зрителям Лондона и Нью-Йорка.
- Например?
- Экспериментальная труппа города Пуны, существующая с 1973 года. Кстати, это единственная труппа, которая приезжала на гастроли в Москву на заре ваших социальных преобразований - перестройки. И судя по рецензиям русских критиков, творчество этой труппы весьма любопытно. Кстати, высокую оценку индийскому театру дали известные мастера сцены Питер Брук и Ричард Аттенборо. Самой скандальной в последние десятилетия была пьеса “Гхаширам Котвал”. Это пластико-музыкальная драма, созданная известным драматургом Вудзаем Тендункарам.
- Вы рассказываете об истории индийского театра. А как живет современный театр: это государственное учреждение?
- В основном театры в Индии - частные, государственными являются только многочисленные театральные школы. Ведущая среди них - Национальная школа драмы, где получают образование и артисты нашего кинематографа. Есть известный Азиатский институт театра в Дели. Профессиональных театров в стране немного, но ежегодно появляются многочисленные любительские труппы.
- Актер - в министрах: руководить культурой трудно?
- А у меня встречный вопрос: почему культурой надо руководить? Мое убеждение: культура - вне политики и культура не выполняет спецзаказов, то есть не решает никакие политические задачи.
- В таком случае, на что живет индийская культура?
- На государственные деньги. Выделяются огромные суммы для поддержки культуры со стороны государства. Также существуют субсидии со стороны местных органов власти. В каждом штате свои средства. Одинаково финансируются все виды искусства, связанные с декоративно-прикладным творчеством, ремесла, особая статья расходов - археологические исследования. У нас есть центр по подготовке учителей, которые среди молодежи, детей и подростков популяризируют национальную индийскую культуру.
Согласитесь, что нам нужен обоюдный культурный обмен. Не просто гастроли каких-то театров, дни индийского кино, но и семинары, “круглые столы” по проблемам финансирования и организации культурных мероприятий. Наверняка будет интересно всем. Мой лозунг - “Не предавать огню культуру”.


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп