СДЕЛАНО В АЗИИ!
Ася Нуриева
Выставка современного искусства Средней Азии
в Швейцарии состоялась. Она открылась в Центре современного
искусства Женевы.
По признанию посетителей, выставка произвела серьезное впечатление
на европейских ценителей современного искусства. Это еще один,
после Берлина, шаг к признанию наших художников, имеющих свою
неповторимую индивидуальность и печать - “Мade in Сentral
Asia”
В то, что экспозиция состоится, мало кто верил.
Ни куратор Сабина Фогель, отважившаяся вместе с Домом мировых
культур на первую выставку такого масштаба в Берлине, ни директор
СЦСИ Валерия Ибраева, ни сами художники.
Не просто в клетке...
Для экспозиции было задействовано три этажа очень просторного
помещения с огромными окнами и высоченными потолками.
При входе на первый этаж центра располагался монументальный
объект Джамола Усманова (Узбекистан), выполненный из множества
фрагментов водосточных труб. Смонтированные вместе, они напоминали
извивающихся в брачных танцах змей, чьи переплетенные тела,
вытянувшись к небу, жаждали дождя. Его композиция так и называлась
- “Жажда”.
Далее зритель мог увидеть скульптурный объект Молдакула Нарымбетова
- “Восток - Запад”. Поднятое на дыбы, разъятое нутро пианино
покоилось на пьедестале, сколоченном из дерева и обтянутом
кожей двух быков. Таким образом, в единое целое слились восточный
импровизированный барабан и европейское классическое фортепьяно.
Следом
за ним шел объект Гульнары Касмалиевой с кочевничьим ткацким
станком, из которого струились переплетенные черные, длинные,
словно прораставшие из века в век волосы. На фоне белого войлока
они смотрелись строгим и изысканным контрастом.
Проект дуэта ZITABL назывался “Просто в клетке”. Среднестатистическая
семья в составе шести человек - апашка, аташка, мама, папа
и двое детей - мальчик и девочка. Их образ неожиданно завершали
вместо ожидаемых человеческих голов птичьи клетки с находящимися
внутри живыми птицами, подчеркивая образ несвободы и заточения.
В проходе, прямо на полу, стоял монитор с видео Шай-Зии -
“Антибутя”.
Дверь в стене, находившаяся напротив видео Шай-Зии, приглашала
войти зрителя в пространство Саида Атабекова. Его видеоинсталляция
называлась “Суперсолдат”.
Завершал первый этаж проект Вячеслава Ахунова, посвященный
эмиграции. Он назывался “Беженцы”. Старые ободранные чемоданы
дизайна 50-60-х, с различными наклейками среднеазиатского
происхождения внутри крышки, наполненные песком, который,
высыпаясь на пол, образовывал барханы...
Второй этаж начинался с проекта Ерболсына Мельдибекова - “Восточное
гостеприимство”. Традиционные узбекские блюда с восточным
орнаментом расположились на стене. Неожиданность этих блюд
составляло их дно, на каждом из которых скрывалась сегодняшняя
политическая реальность Средней Азии, а именно - автомат Калашникова,
верблюды с ракетами на спине, старик с тюрбаном из американского
флага и другие военизированные реалии. На видео сам Ерболсын
с тюбетейкой на голове безропотно получал нескончаемые пощечины
унижения.
На
этом же этаже можно было увидеть серию увеличенных фоторабот
Елены и Виктора Воробьевых с зарешеченными в виде “солнечных”
решеток окнами. Фотопроект назывался “Рассветы и закаты”.
В этом же отсеке перед стеной “Воробьевых” располагалась инсталляция
Шаарбека Аманкулова”Алтарь”. Кыргызские костяшки-асыки лежали
грудой на алтаре, вокруг которого в П-образной форме на подиумах
под стеклом находились аккуратно выложенные, обесцененные
советские монеты.
На соседней стене располагалась увеличенная серия фотографий
Улана Джапарова, посвященная его подстрижке, а на противоположной
стене висели необычные картины Саида Атабекова, в которых
орнамент камуфляжа образовывал условные узоры “зимы” и “весны”.
В конце просмотра - соляной проект Хакима Турдыева, посвященный
проблеме Арала. Эта инсталляция являлась всего лишь частью
триптиха...
Восток - Запад
Швейцарский зритель мог увидеть три перфоманса: Гульнары Касмалиевой,
Молдакула Нарымбетова и “Мисс Азия” дуэта ZITABL.
Гульнара подчеканила свою работу, играя уже сама на кобызе.
Она, облаченная в национальный камзол, отрезала свои длиннейшие
косы, которые струились по белому полотну войлока и из которых
на протяжении всего перфоманса восточная девушка ткала черное
полотно.
И затем, разорвав эту длинную связь с косами-корнями, она
неторопливой походкой покидала экспозиционное пространство.
Дефилировавший во время действа Абликим в образе боевика подчеркивал
современную кыргызскую реальность, внося в этнографическое
действо политический аспект сегодняшнего дня.
Молдакул появился в своем голубом шаманском костюме. Он обходил
свой рояль вкрадчивой походкой, временами резкими движениями
прикасаясь к синтезированному телу своего инструмента, которое
он назвал “Восток-Запад”.
Маленький ребенок в зале громко и отчаянно крикнул по-французски:
“Je peore! - Я боюсь!” И мальчика вывели из зала.
В то время как Молдакул невозмутимо продолжал свое камлание.
Схватив шаманский посох с торчащими из него перьями, он, грозно
продолжая кружение вокруг инструмента, постукивал им по полу,
аккомпанируя себе. Прикасаясь посохом к барабану и извлекая
резкие звуки из струн, расположенных на хребте разъятого фортепьяно,
он создавал свою музыку, схожую по какофонии и диссонансу
с авангардной музыкой.
Финал действия был завораживающим и состоял в игре с иглой
- антенной, которую Молдакул извлекал из своего войлочного
головного убора, как и посох, начиненный перьями.
Игла под действием барабанящих рук Молдакула начинала таинственно
подпрыгивать и почти зависать в воздухе...
Подарок суфийского мастера как знак связи с космосом отвечал
ему, Молдакулу, левитацией, почти подтверждая его избранность
среди других талантливых художников, одного из немногих работающих
в ключе поисков связи с корнями и традициями, которых на диком
и благополучном Западе почти не осталось.
Финалом общего действия была экспансия ряженного в униформу
американского боевика художника Абликима Акмуллаева. Неожиданно
вторгшись в пространство Молдакула, поначалу лишь режущим
звуком свистка, и затем атакуя его барабаны резкими, порывистыми
и размашистыми действиями рук, он как бы иллюстрировал иноземное
вторжение в Среднюю Азию.
Так, в буквальном смысле стихийно, образовалась акция двух
художников Молдакула и Абликима - “Восток-Запад”.
Искусство
ради людей
Публика очень внимательно наблюдала за каждым проектом. Смысл
работ, как мы понимали, считывался сразу, без всяких объяснительных
записок, от которых устроители отказались вообще, следуя собственным
правилам и подчиняясь европейской строгости и идейной чистоте.
Такой подход работал и “за” и “против” нас, поскольку, как
мне кажется, за бортом оказалось множество нюансов, кроющихся
в нашем восточном менталитете. Но куратор Даниэла Грюненгер
утверждала, что знает своего зрителя лучше. “Швейцарцы абсолютно
не знают, где находится и что представляет собой ваш регион”,
- говорила она.
Но все же, казалось, складывался однобокий образ Средней Азии
как очень сурового края. И между тем практически была отброшена
его другая сторона - та, что всегда, во все времена отличала
Восток от Запада, - ее мягкость, душевная щедрость, солнечное
обаяние, горячий темперамент.
Но это был кураторский проект, Даниэла Грюненгер не хотела
в точности дублировать Берлинскую выставку. Разговор о политизированности
в искусстве возник еще в пору ее визита с Нигги Поппом в Алматы.
Даниэла отрицала политизированный аспект выставки, но утверждала,
что из двух типов отношения к искусству, таких как “искусство
ради искусства” и “искусство для людей”, она выбирает второе.
Выставка выстраивалась именно таким образом. Надо отдать должное
добротной экспозиции нашей выставки в Женеве. Это также отметила
и Сабина Фогель, приехавшая поздравить и поддержать Валерию
Ибраеву, являющуюся сокуратором выставки, и нас, художников,
за что мы ей очень благодарны.
|