22 ноября 2002
№ 47 (235)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Страноведение  
СДЕЛАНО В АЗИИ!

Ася Нуриева

Выставка современного искусства Средней Азии в Швейцарии состоялась. Она открылась в Центре современного искусства Женевы.
По признанию посетителей, выставка произвела серьезное впечатление на европейских ценителей современного искусства. Это еще один, после Берлина, шаг к признанию наших художников, имеющих свою неповторимую индивидуальность и печать - “Мade in Сentral Asia”

В то, что экспозиция состоится, мало кто верил. Ни куратор Сабина Фогель, отважившаяся вместе с Домом мировых культур на первую выставку такого масштаба в Берлине, ни директор СЦСИ Валерия Ибраева, ни сами художники.

Не просто в клетке...
Для экспозиции было задействовано три этажа очень просторного помещения с огромными окнами и высоченными потолками.
При входе на первый этаж центра располагался монументальный объект Джамола Усманова (Узбекистан), выполненный из множества фрагментов водосточных труб. Смонтированные вместе, они напоминали извивающихся в брачных танцах змей, чьи переплетенные тела, вытянувшись к небу, жаждали дождя. Его композиция так и называлась - “Жажда”.
Далее зритель мог увидеть скульптурный объект Молдакула Нарымбетова - “Восток - Запад”. Поднятое на дыбы, разъятое нутро пианино покоилось на пьедестале, сколоченном из дерева и обтянутом кожей двух быков. Таким образом, в единое целое слились восточный импровизированный барабан и европейское классическое фортепьяно.
Следом за ним шел объект Гульнары Касмалиевой с кочевничьим ткацким станком, из которого струились переплетенные черные, длинные, словно прораставшие из века в век волосы. На фоне белого войлока они смотрелись строгим и изысканным контрастом.
Проект дуэта ZITABL назывался “Просто в клетке”. Среднестатистическая семья в составе шести человек - апашка, аташка, мама, папа и двое детей - мальчик и девочка. Их образ неожиданно завершали вместо ожидаемых человеческих голов птичьи клетки с находящимися внутри живыми птицами, подчеркивая образ несвободы и заточения.
В проходе, прямо на полу, стоял монитор с видео Шай-Зии - “Антибутя”.
Дверь в стене, находившаяся напротив видео Шай-Зии, приглашала войти зрителя в пространство Саида Атабекова. Его видеоинсталляция называлась “Суперсолдат”.
Завершал первый этаж проект Вячеслава Ахунова, посвященный эмиграции. Он назывался “Беженцы”. Старые ободранные чемоданы дизайна 50-60-х, с различными наклейками среднеазиатского происхождения внутри крышки, наполненные песком, который, высыпаясь на пол, образовывал барханы...
Второй этаж начинался с проекта Ерболсына Мельдибекова - “Восточное гостеприимство”. Традиционные узбекские блюда с восточным орнаментом расположились на стене. Неожиданность этих блюд составляло их дно, на каждом из которых скрывалась сегодняшняя политическая реальность Средней Азии, а именно - автомат Калашникова, верблюды с ракетами на спине, старик с тюрбаном из американского флага и другие военизированные реалии. На видео сам Ерболсын с тюбетейкой на голове безропотно получал нескончаемые пощечины унижения.
На этом же этаже можно было увидеть серию увеличенных фоторабот Елены и Виктора Воробьевых с зарешеченными в виде “солнечных” решеток окнами. Фотопроект назывался “Рассветы и закаты”.
В этом же отсеке перед стеной “Воробьевых” располагалась инсталляция Шаарбека Аманкулова”Алтарь”. Кыргызские костяшки-асыки лежали грудой на алтаре, вокруг которого в П-образной форме на подиумах под стеклом находились аккуратно выложенные, обесцененные советские монеты.
На соседней стене располагалась увеличенная серия фотографий Улана Джапарова, посвященная его подстрижке, а на противоположной стене висели необычные картины Саида Атабекова, в которых орнамент камуфляжа образовывал условные узоры “зимы” и “весны”.
В конце просмотра - соляной проект Хакима Турдыева, посвященный проблеме Арала. Эта инсталляция являлась всего лишь частью триптиха...

Восток - Запад
Швейцарский зритель мог увидеть три перфоманса: Гульнары Касмалиевой, Молдакула Нарымбетова и “Мисс Азия” дуэта ZITABL.
Гульнара подчеканила свою работу, играя уже сама на кобызе. Она, облаченная в национальный камзол, отрезала свои длиннейшие косы, которые струились по белому полотну войлока и из которых на протяжении всего перфоманса восточная девушка ткала черное полотно.
И затем, разорвав эту длинную связь с косами-корнями, она неторопливой походкой покидала экспозиционное пространство. Дефилировавший во время действа Абликим в образе боевика подчеркивал современную кыргызскую реальность, внося в этнографическое действо политический аспект сегодняшнего дня.
Молдакул появился в своем голубом шаманском костюме. Он обходил свой рояль вкрадчивой походкой, временами резкими движениями прикасаясь к синтезированному телу своего инструмента, которое он назвал “Восток-Запад”.
Маленький ребенок в зале громко и отчаянно крикнул по-французски: “Je peore! - Я боюсь!” И мальчика вывели из зала.
В то время как Молдакул невозмутимо продолжал свое камлание. Схватив шаманский посох с торчащими из него перьями, он, грозно продолжая кружение вокруг инструмента, постукивал им по полу, аккомпанируя себе. Прикасаясь посохом к барабану и извлекая резкие звуки из струн, расположенных на хребте разъятого фортепьяно, он создавал свою музыку, схожую по какофонии и диссонансу с авангардной музыкой.
Финал действия был завораживающим и состоял в игре с иглой - антенной, которую Молдакул извлекал из своего войлочного головного убора, как и посох, начиненный перьями.
Игла под действием барабанящих рук Молдакула начинала таинственно подпрыгивать и почти зависать в воздухе...
Подарок суфийского мастера как знак связи с космосом отвечал ему, Молдакулу, левитацией, почти подтверждая его избранность среди других талантливых художников, одного из немногих работающих в ключе поисков связи с корнями и традициями, которых на диком и благополучном Западе почти не осталось.
Финалом общего действия была экспансия ряженного в униформу американского боевика художника Абликима Акмуллаева. Неожиданно вторгшись в пространство Молдакула, поначалу лишь режущим звуком свистка, и затем атакуя его барабаны резкими, порывистыми и размашистыми действиями рук, он как бы иллюстрировал иноземное вторжение в Среднюю Азию.
Так, в буквальном смысле стихийно, образовалась акция двух художников Молдакула и Абликима - “Восток-Запад”.

Искусство
ради людей

Публика очень внимательно наблюдала за каждым проектом. Смысл работ, как мы понимали, считывался сразу, без всяких объяснительных записок, от которых устроители отказались вообще, следуя собственным правилам и подчиняясь европейской строгости и идейной чистоте.
Такой подход работал и “за” и “против” нас, поскольку, как мне кажется, за бортом оказалось множество нюансов, кроющихся в нашем восточном менталитете. Но куратор Даниэла Грюненгер утверждала, что знает своего зрителя лучше. “Швейцарцы абсолютно не знают, где находится и что представляет собой ваш регион”, - говорила она.
Но все же, казалось, складывался однобокий образ Средней Азии как очень сурового края. И между тем практически была отброшена его другая сторона - та, что всегда, во все времена отличала Восток от Запада, - ее мягкость, душевная щедрость, солнечное обаяние, горячий темперамент.
Но это был кураторский проект, Даниэла Грюненгер не хотела в точности дублировать Берлинскую выставку. Разговор о политизированности в искусстве возник еще в пору ее визита с Нигги Поппом в Алматы. Даниэла отрицала политизированный аспект выставки, но утверждала, что из двух типов отношения к искусству, таких как “искусство ради искусства” и “искусство для людей”, она выбирает второе.
Выставка выстраивалась именно таким образом. Надо отдать должное добротной экспозиции нашей выставки в Женеве. Это также отметила и Сабина Фогель, приехавшая поздравить и поддержать Валерию Ибраеву, являющуюся сокуратором выставки, и нас, художников, за что мы ей очень благодарны.


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп