15 ноября 2002
№ 46 (234)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Экспертное бюро  

Люди идут по свету

Ведущая полосы Светлана Грибанова

Мы так долго жили за “железным занавесом”, что теперь изо всех сил стараемся наверстать упущенное. Отдых за границей перестал быть чем-то экзотическим. В советские времена немногие общественники, члены профсоюзов и партии удостаивались чести представлять нашу страну даже в братских странах соцлагеря. Чтобы выехать в “загнивающие” капиталистические Париж или Лондон, нужно было просто прыгнуть выше головы: представить характеристики на всех родственников до седьмого колена, и не дай бог, если кого-то из них угораздило иметь “нехорошую” фамилию или национальность; справки о состоянии здоровья; обязательно быть коммунистом или комсомольцем, на крайний случай - передовиком производства. И если все ваши данные вписывались в образ советского туриста, вас выпускали за границу в сопровождении молчаливого человека в штатском, который отслеживал каждый ваш шаг. Остается только надеяться, что эти времена канули в Лету.
Право на свободу передвижения закреплено за гражданами Казахстана Конституцией, и грех им не воспользоваться. Сейчас можно поехать куда угодно, хоть в дебри Амазонки поохотиться на крокодилов, были бы деньги. На смену “Интуристу”, который когда-то монопольно распоряжался туризмом в СССР, пришли многие туристические компании, в общем, у казахстанцев появился выбор. Однако сказать, что туриндустрия у нас получила должное развитие, значило бы покривить душой. Она только становится на ноги и переживает те же болезни роста, что и весь наш малый бизнес. Существует множество проблем как у туристов, так и у самих туристических фирм. Сегодня “Экспертное бюро” попытается обозначить некоторые из них. _Dалее

 

Чемоданное настроение

Ботагоз Сейдахметова

Возвращаясь из очередной дальней поездки с тяжелым чемоданом и пакетами с купленными за морями сувенирами, я обещаю себе, что в следующий раз возьму с собой только то, что буду носить, и ничего лишнего. Но вот пролетает год, и я опять собираю чемодан. Как правило, две-три пары обуви, в том числе на каблучках (на случай похода в ресторан), вечернее платье, деловой костюм (вдруг наметится встреча на высшем уровне), массу различных блузок и юбок, и даже украшения. Чемодан приобретает при этом исполинские размеры, но у меня рука не поднимается выкинуть часть вещей, вдруг потом пожалею... _Dалее

 

Чьих, турист, будешь?

Светлана Грибанова

Туристы все чаще становятся легкой добычей для террористов. Несколько лет назад в Египте расстреляли туристическую группу. Этой осенью произошла еще одна трагедия на Бали. Даже в раю земном, каким считается этот индонезийский остров, туристы не защищены от террористов и экстремистов разного рода.
Но это, так сказать, крайность. Гораздо чаще туристы страдают от некачественных услуг: задержки самолета, несоответствия класса гостиницы оплаченному, утери багажа - да мало ли что может произойти с путешественником вдали от родины. Следует отметить, что обычно вину за эти неприятности несут турфирмы. Правительство Казахстана решило подстелить соломку под отечественного туриста: 8 августа 2002 года вышло постановление, согласно которому туристические и гостиничные услуги, а также услуги кемпингов подлежат обязательной сертификации.
Кстати, в 1997 году туристические услуги были включены в перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, однако уже в 1998 году вышло постановление правительства о сокращении этого перечня, и туризм из этого списка выпал.
По словам Бориса Углина, начальника отдела по сертификации продукции и услуг “Казэкспоаудита”, несмотря на отмену обязательной сертификации, некоторые гостиницы проходили эту процедуру добровольно, чтобы подтвердить классность. Точно так же, говорит г-н Углин, могли поступать и турфирмы, однако на его памяти добровольно получила сертификат лишь одна отечественная туристическая компания.
Постановление от 8 августа 2002 года вызвало переполох среди казахстанских турфирм. Хотя, как предполагает Борис Углин, этот документ не мог быть принят без консультаций с представителями туристического бизнеса. А сейчас уже поздно что-либо предпринимать: 16 августа постановление было опубликовано, а месяц спустя, 16 сентября, вступило в силу.
Люди, занимающиеся турбизнесом, не могут не знать, что согласно статье 16 Закона “О туристической деятельности в РК” от 13 июня 2001 года, вступившего в действие с начала 2002 года, туристические услуги подлежат сертификации. По Закону “О сертификации” от 1999 года обязательной сертификации подлежат продукция и услуги, перечень которых утвержден постановлением правительства. Турфирмам выдаются лицензии на постоянной основе с одной оговоркой: если в течение семи месяцев турфирма не получит сертификат, то лицензия аннулируется. Понятны волнения предпринимателей от туризма, ведь установленный законом срок уже истек, и некоторые из них могут в любой момент лишиться лицензии.
Позиции представителей туриндустрии и организаций, которые занимаются сертификацией продуктов и услуг, по отношению к обязательной сертификации если и не диаметрально противоположны, то существенно различаются.
Как говорит Борис Углин, многие журналисты и даже профессионалы турбизнеса путают такие понятия, как сертификат качества и сертификат соответствия безопасности. В Казахстане пока требуется второй сертификат - безопасности. При сертификации специалист проверит все договора, которые заключила туристическая компания на соответствие их требованиям безопасности: со страховыми компаниями, с транспортными предприятиями, с зарубежными туристскими организациями, с гостиницами и т.д. В общем, турфирма проверяется примерно по 25 позициям. Порядок проведения сертификации оговорен новыми казахстанскими стандартами - СТ РК 3.7-96.
Борис Углин считает, что состояние туристических компаний Казахстана таково, что следует провести огромную работу, прежде чем они будут соответствовать требованиям безопасности. Сертификат действует в течение года, и все это время турфирма будет находиться под контролем органа, который выдал сертификат.
Исполнительный директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова от имени туристических компаний, входящих в эту организацию, говорит, что, в принципе, процедура сертификации нужна. Однако порядок ее проведения противоречит, по ее мнению, общей политике государства, направленной на поддержку предпринимательства. Слишком много бумаг требуется представить для получения сертификата.
Причем многие из этих 25 документов уже проверялись при получении лицензии. Рашида Шайкенова считает, что если речь идет о безопасности, то и следует проверять только туристские маршруты на их соответствие требованиям безопасности. Зачем при этом сертифицирующей компании устав туристической фирмы, договора с авиапредприятиями или туристская путевка, то есть документы, не имеющие отношения к самому предмету, непонятно. По ее мнению, сертификация в том виде, как она предлагается, это еще одна возможность для различных организаций заработать на малом бизнесе.
Нужно сказать еще об одной позиции - потребителя. Для потенциального туриста главное - не бумажка. О работе турфирмы он будет судить не по наличию сертификата, лицензии и тому подобному, а по безопасному, качественному и недорогому сервису. Чтобы душа радовалась не только накануне отъезда на отдых, но и после него.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп