15 ноября 2002
№ 46 (234)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Экспертное бюро  

Люди идут по свету

Ведущая полосы Светлана Грибанова

О бедном туризме замолвите слово

Трудно судить о реальном количестве действительно работающих на казахстанском рынке туроператоров. Информационная непрозрачность приводит к тому, что оборотов туристического рынка Казахстана не знает практически никто. Можно лишь строить предположения, основываясь на некоторых фактах, например, таких: только посольство ФРГ в 2001-м выдало гражданам Казахстана около 86 000 виз.
На туристическом рынке уже не первый год бушуют настоящие ценовые войны. Есть ли объективные причины для низких цен или это обычный рекламный трюк, хоть как-то поддерживающий планово-убыточные предприятия?
Как известно, туристический рынок очень сильно реагирует на любую нестабильность. Наибольшее падение туристического потока вызывают теракты, политические или экономические проблемы, природные катаклизмы, вообще любые кризисы. Как следствие, падают цены. Это приводит к низкой рентабельности туристического рынка. Туризм во всем мире относится к числу низкодоходных отраслей. Но все же западные туроператоры зарабатывают намного больше денег, чем казахстанские.
Во-первых, более высокие доходы населения позволяют им закладывать в стоимость туров большую маржу. Во-вторых, на многих рынках западные компании имеют лучшие условия размещения. Западные туристические компании выкупают гарантированные квоты мест в отелях на весь год и успешно заполняют их благодаря множеству путешествующих пенсионеров (к сожалению, пенсионеров, которые могут позволить себе путешествовать по миру, в Казахстане просто нет). Разумеется, и контракты с отелями западные фирмы заключают по более выгодным ценам.
Мириться с низкой рентабельностью и демпингом как основным средством конкурентной борьбы туроператоры не намерены. Они считают, что это тупиковый путь развития рынка. Во многих случаях низкие цены оборачиваются снижением качества обслуживания туристов. По мнению специалистов, ситуация может измениться, если удастся решить хотя бы проблему заполнения самолетов в низкий сезон. Сегодня это главная причина появления спецпредложений и демпинга на рынке.
В низкий сезон идет борьба за заполнение самолетов. Цель туроператоров состоит не в том, чтобы больше заработать, а чтобы меньше потерять. Потери в низкий сезон туроператоры компенсируют по-разному. Для компаний, которые работают по одному направлению, это прибыль, полученная в пик сезона, а также от обслуживания индивидуальных туристов. Компании, работающие сразу с несколькими странами, могут компенсировать потери по одному из направлений за счет прибыли по другим.
Что же касается высокого летнего сезона, то он также разочаровал туроператоров казахстанского рынка. Вопреки надеждам, рынок выездного туризма не только не вырос, но даже несколько упал. С падением спроса почти на всех традиционно доходных направлениях столкнулось большинство туроператоров.
Выдвигаются самые разные версии этого явления. Одни говорят, что решающую роль сыграли всевозможные природные катаклизмы, которые разыгрались во многих странах, привлекательных для туристов, другие, что причина - в смене потребительских интересов платежеспособных клиентов. Возможно, граждане научились экономить, стали более требовательны к туроператорам и перестали отдыхать исключительно в пиковый сезон.
Выездной туризм развивается уже много лет, и за это время потребители стали значительно более искушенными. В отличие от недавних времен, когда туризм обычно относился к внеплановым расходам, сейчас большинство казахстанцев планируют свой отдых заранее. Если раньше выезд за границу подтверждал высокий статус туриста, то теперь отношение к путешествиям стало другим. Отдых должен быть выгодным и, по возможности, безрисковым.
Тема безопасности на курортах приобрела особую актуальность. Гарантировать, что на отдыхе с вами ничего не случится, не может даже страховой полис. Однако возместить возможные потери он вполне способен. Сейчас практически все цивилизованные страны пускают на свою территорию туристов только при наличии медицинской страховки. И если вы попали за рубеж, не посетив до выезда страховой офис, то это означает лишь то, что страховку купил туроператор, курировавший поездку. Набор услуг по страховке стандартен - это экстренная медицинская помощь, транспортировка и госпитализация. Самыми проблемными туристическими направлениями в этом отношении считаются Турция, Египет и ОАЭ.
Представители турфирм, возможно, упустили из виду смену потребительских предпочтений. И в этом году предлагались все те же стандартные туры по высоким ценам. Логика действия турфирм понятна. Основная часть прибыли зарабатывается в сезоны праздников и во время пиковых сезонов. Однако теперь клиентам нужно объяснить, почему цены такие высокие и чем примечательно предлагаемое направление. Такие услуги способны предоставить не все туроператоры. Возможно, из-за этого пиковый сезон немного затягивается по времени.
Туристическим фирмам придется многое переосмыслить. Выбор казахстанцев вынуждает их менять стратегию. Основу туристического рынка Казахстана составляют небольшие агентства, которые активно работают как на массовых направлениях, так и в сегменте элитного отдыха. Более того, многие из них открываются только в высокий сезон.
Но сейчас увлечь платежеспособных людей лишь неожиданным предложением недорогого отдыха в пики спроса невозможно. Клиенту нужны весомые гарантии, которые могут обеспечить только хорошо раскрученные турфирмы. Нужны новые предложения пакетов туристических услуг. Очень интересно дальнейшее расширение такого направления как международный круиз. Круизный бизнес сегодня переживает период расцвета. Ежегодно более 8 миллионов человек в мире желали бы провести свой отпуск в круизе.
Перетеканию в этот сегмент туристического рынка части авиапутешественников в известной мере способствовали и трагические события 11 сентября 2001 года в Америке. Популярность круизов объясняется возможностью посетить несколько стран за короткое время.
Сейчас большой популярностью у некоторых казахстанских туристов пользуются новогодние туры. Многие турфирмы предлагают Таиланд с тайским Новым годом (середина апреля). Тем не менее туристолюбивые жители Таиланда старательно празднуют и чуждое им католическое Рождество, и европейский Новый год.

Материал подготовлен маркетинговой фирмой “Эксперт Консалт”
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп