От слогана к бизнесу
Светлана Грибанова, Андрей Губенко
У среднестатического казахстанского бизнесмена очень много
недругов. Подсчитано, что только республиканских (не считая
местных) органов, контролирующих малый и средний бизнес, -
в стране 56.
И только один союзник. Правда, такой, что стоит всех других,
вместе взятых, - президент. На этой неделе глава государства
еще раз доказал, что всерьез намерен поддерживать частную
инициативу и бороться с бюрократическим самодурством. В среду
Нурсултан Назарбаев провел совещание с силовиками, которым
жестко дал понять: практику какого бы то ни было давления
на бизнес необходимо пресечь, предпринимательские права не
должны нарушаться
Корову на мясо
Частная собственность в Казахстане неприкосновенна. Собственно,
норма эта прописана в Конституции. Но как же долог путь от
слов к делу. Выражаясь современным языком, от слогана к бизнесу.
Малый бизнес, средний класс... Едва ли кто-то решится оспаривать,
что именно он, класс собственников, - стержень народа, соль
земли. И опыт древних империй, и пример современных постиндустриальных
обществ показывает, что только экономически свободные, обеспеченные,
инициативные граждане обеспечивают государству стабильность,
а нации - выживание.
В известном смысле он - этот самый средний класс - является
для остальных своего рода “дойной коровой”: налоги, которые
он платит, формируют бюджет; середняки не дают помереть от
голода беднякам и “сколачивают” состояние богачей, выбирают
главу государства и обеспечивают безопасность страны.
Но так выходит, что в Казахстане средний класс - самый сильный
по идее - является, напротив, самым уязвимым. Да, он еще только
образуется, но почему это происходит медленно, связано во
многом с тем, что, не дав как следует сформироваться, его
уже нещадно эксплуатируют. Причем не общество, а лишь отдельные
его представители - те самые бесчисленные “контролеры”, а
в действительности паразиты, использующие предпринимательскую
инициативу как личную “кормушку”. Дойную корову забивают на
мясо.
Бумажными займитесь процедурами
Заметим, впрочем, что в последнее время наши предприниматели
активизировались в защите своих интересов. Так, многие проблемы
были проговорены на прошедшем нынешней осенью Форуме предпринимателей.
И, например, в одном Алматы за этот год прошло несколько “круглых
столов”, на которых не только перечислялись болевые точки
отечественного предпринимательства, но и предлагалось реальное
решение проблем, в том числе путем внесения изменений в законодательные
акты.
Не далее чем в минувшую среду на очередном “круглом столе”,
который был организован департаментом малого бизнеса города
Алматы, участники вновь подняли тему регистрации хозяйствующих
субъектов. Чтобы пройти регистрацию в органах юстиции, статистики
и налоговых органах, нужно в принципе предоставить одни и
те же документы. Свидетельство о регистрации управление юстиции
должно выдать через три дня после получения всех документов,
однако этот срок в большинстве случаев не выдерживается. Зато
куча посреднических организаций может ускорить прохождение
процедуры регистрации за дополнительную плату (а это деньги
не малые - от ста долларов и выше) до одного дня и даже до
двух часов.
Как сказала исполнительный директор ассоциации предприятий
легкой промышленности Любовь Хадова, получается, что сотрудники
госорганов, которые затягивают процедуру регистрации при обычных
расценках, очень хорошо работают за дополнительные деньги.
По мнению алматинских предпринимателей, принцип “одного окна”
упростит процедуру, а главное, позволит сэкономить деньги
и время предпринимателей.
До сих пор существует такая практика: сначала нужно зарегистрироваться
в органах юстиции, затем - в органах статистики получить статкарточку,
после этого пройти регистрацию в налоговом управлении и получить
РНН. Реально на это уходит месяц и больше времени. Правда,
по словам предпринимателей, ту же статкарточку можно получить
за 4 часа, заплатив четвертую часть госсбора за регистрацию.
В налоговых органах прежде чем выдать РНН, могут прицепиться
к любой мелочи. Один из участников “круглого стола” привел
такой пример: при представлении договора аренды налоговики
проверяют, заплатил ли арендодатель налоги на недвижимость,
на землю, и если вдруг окажется, что налоги еще не уплачены,
предпринимателю не выдают свидетельство РНН.
Особого разговора заслуживает отчетность в органах статистики.
Помните Аркадия Райкина с его “справка, справочка, справище”.
Хочется следом за ним повторить: “отчетик, отчет, отчетище”.
В Алматы сейчас работают 42 тысячи юридических лиц, которые
должны ежемесячно в течение 15 дней сдавать отчеты в городское
статистическое управление. Прибавьте сюда 4 ежеквартальных
отчета и 16 годовых. В общей сложности за год набегает 92
отчета. Кроме этого, нужно отчитываться перед военкоматами,
Горэкологией и т.д. Предприниматели подсчитали, что каждые
три дня приходится сдавать очередной отчет.
Предприятия, где работают 100 человек и больше, уже не относятся
к малым, поэтому им нужно сдавать все отчеты. На это уходит
очень много времени, а также куча денег, ведь каждый бланк
стоит 50 тенге и выше.
Предприниматели предложили собственные формы отчетности, которые
сокращают количество отчетов с 92 до 45. Кроме того, считают
они, следует разрешить посылать отчеты по почте - обычной
и электронной. Еще одно пожелание участников “круглого стола”
- прекратить практику продажи в налоговых органах различных
бланков - вряд ли исполнимо: кто ж откажется добровольно от
такой синекуры.
Прорубить окно
В этом-то, собственно, все и дело. И хлопоты при регистрации
своего бизнеса, и бесчисленные проверки потом, когда бизнес,
несмотря на препоны, все-таки встанет на ноги, - все это звенья
одной цепи в задуманном бюрократами механизме “хождения по
мукам”. Искусственно создать проблемы, чтобы затем их решить
за деньги.
Звеньями одной цепи мы считаем и другое. Почти все то, что
говорилось о малом и среднем бизнесе, справедливо и по отношению
к крупным компаниям. Конечно, “обидеть” большой холдинг посложнее,
чем закусочную или прачечную, так ведь и обидчики посерьезней...
И по большому счету, совершенно неважно, идет ли речь о целом
секторе (и таком важном, как нефтегазовый) экономики, на который
“наезжает” министр, или о маленьком магазинчике, который третирует
рядовой инспектор. И здесь и там происходит посягательство
на экономическую свободу и прочие основополагающие принципы
рыночного хозяйства. И здесь и там глушится частная инициатива,
под сомнение ставится неприкосновенность собственности, а
значит, нарушается закон.
И чтобы изменить сложившуюся порочную практику, одной инициативы
снизу, “круглых столов” недостаточно. Нужна поддержка власти,
которая ограничит произвол “контролеров”. И вот, похоже, предприниматели
наконец дождались конкретных реальных шагов в этом направлении.
Недавно президент подписал закон о внесении изменений и дополнений
в ряд законодательных актов, регулирующих регистрацию юридических
лиц. Закон направлен на упрощение и сокращение процедуры регистрации
юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Текст этого законодательного акта еще не опубликован, но можно
предположить, что его положения вводят понятие принципа “одного
окна”, когда человек, желающий зарегистрировать предприятие
- магазин, кафе, парикмахерскую, - все документы сдает в управление
юстиции, сотрудники которого в дальнейшем сами сообщают о
регистрации в налоговые органы и органы статистики. В результате
сокращаются сроки регистрации, снижаются затраты на прохождение
этой процедуры, обеспечивается прозрачность, исчезает питательная
среда для коррупции.
Чуть раньше Нурсултан Назарбаев объявил о налоговом моратории
на девять месяцев для субъектов малого и среднего бизнеса,
который должен вступить в силу с нового года. А теперь еще
и дал указания исполнительной власти прекратить незаконные
проверки, создать работающий механизм по защите предпринимательских
прав.
От слогана к бизнесу?..
|