Пробивая мертвые стены...
Жанна Альжанова-Сагади
На прошлой неделе международный фонд поддержки
и сохранения культурных ценностей “Аныз” представил премьеру
нового документального фильма “Жанатай Шарденов”, посвященного
75-летию первого народного художника республики
Это
не первая акция культурной организации-энтузиаста. Совсем
недавно в камерной галерее фонда состоялись персональные выставки
молодой художницы Раушан Мамбековой и заслуженного мастера
кисти Еркена Мергенова. Очень скоро планируется выпуск первого
каталога классиков изобразительного искусства Казахстана.
Сорокаминутный фильм о легендарном и ныне популярном Шарденове
еще не показан массовому зрителю. Его создатели ведут в настоящее
время переговоры с чиновничьими структурами о продвижении
уникального видеоматериала на казахстанский кинорынок, в то
время как заинтересованность фильмом проявили в Амстердаме.
И вопрос стоит не просто об участии в каких-то кинофестивалях
и конкурсах, а о продаже фильма. Мы беседуем с продюсером
документальной киноленты, арт-директором фонда “Аныз” Арыстаном
Шарденовым.
- После выхода фильма об отце к нам обратились из Амстердама
и попросили данные по нему. Они жутко заинтересованы и хотели
бы купить фильм. Я думаю, что мы не останемся в вынужденном
положении и пойдем им навстречу, но я не удивлюсь, если они
убедят нас продать его. Поэтому хотелось бы, чтобы нас поддержали
в начинании наши структуры и высокие чины. Хотелось бы, чтобы
фильм покупали здесь, а не за рубежом.
- Создание фильма “Жанатай Шарденов” - это не первая акция
вашей организации?
- Да. Но идею фильма я вынашивал очень давно. Сначала мы издали
каталог, потом с Юрием Кошкиным открыли музей Шарденова...
При подготовке киноленты предлагались многие казахстанские
режиссеры, но я решил работать именно с Адилем Медетбаевым,
человеком, близким отцу по духу.
Основная деятельность фонда - поддержка культуры, сохранение
культурных ценностей, культурного наследия казахского народа.
Представьте, многих художников - пятидесятников, шестидесятников,
которые еще живут, - завтра не станет. Посему мы всегда готовы
поддерживать такие акции, как, скажем, создание фильма. В
дальнейшем у нас будет очень много материала, возможно, даже
в единственном экземпляре, с высказываниями людей-легенд.
Все это может служить незаменимым учебным пособием для студентов
гуманитарных вузов.
- Где проходили съемки фильма?
- В горах, где отец и творил. Снимали на основе материалов
из фондов музея и воспоминаний современников Жанатая Шарденова.
Это интереснейший документальный фильм со своей драматургической
линией. Лента рассказывает об отце как о человеке широкой
души, талантливом художнике, который был далек от политики
и всех передряг, связанных с ней. Он занимался чистым искусством.
В фильме приняли участие такие видные деятели искусства республики,
как Юрий Кошкин, Сахи Раманов, Уке Ажиев... Фильм построен
на их и моих воспоминаниях.
- К сожалению, признание к мастеру приходит слишком поздно?
- Во многих случаях, да. Но хочу отметить, что отец был популярен
и при жизни. Сам я вырос в художественной среде и впитал в
себя эту изумительную атмосферу. Все народные художники Казахстана
знают меня с младенческих лет, поэтому мне легко сейчас прийти
к любому из них в мастерские и поговорить о насущных проблемах.
Мы работаем не для себя, а для того, чтобы это наследие не
ушло бесследно. Если не бить об этом в колокола сегодня, то
все это останется лишь на уровне разговоров. Время не то сегодня.
Нужно бегать самим и пробивать мертвые стены...
- Пытаясь заинтересовать тех, кто сможет помочь реально?
- Конечно. В последнее время мы стали плодотворно сотрудничать
с городским акиматом и поразились тому, как много, оказывается,
людей, болеющих за культуру. Но они лишь чиновники и не знают
порой, по каким ступеням идти. А вместе мы бы сделали многое.
- Что вы чувствуете сейчас, после выхода фильма?
- Голод. Рынок культуры необходимо насыщать. Я думаю, мы -
одни из первых, кто собственными средствами стал двигать государственное
дело.
|