01 ноября 2002
№ 44 (232)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  
Международный терроризм:
бояться или противостоять

Ирина Гайкалова

Черная маска на голове, камуфляж, оружие в руках и бесконечные угрозы - таков единственный, “усредненный” портрет сегодняшнего террориста. Таков портрет терроризма. Он не знает жалости к себе и другим, он хитер, изощрен и хорошо организован. Он - фанатичен и бескомпромиссен. Политологи и эксперты называют его “новым терроризмом” - явлением, рожденным в новую эпоху с ее нерешенными проблемами и развитыми технологиями.
Новый терроризм не знает границ и национальностей: складывается впечатление, что люди в масках хотят переделать мир по своему “образу и подобию”. Акты терроризма не только сеют смуту и страх, но и подрывают экономику государств. После недавней московской трагедии, в результате которой погибло более ста человек, а среди них и казахстанская девочка - тринадцатилетняя Александра Литяга, терроризм стал вдруг по-настоящему зрим и осязаем для казахстанцев. Одноклассники девочки организовали выставку плакатов против терроризма. А что в этой связи делать нам - стране и человечеству в целом? Опасаться возможных проявлений насилия или спокойно жить, издали и свысока наблюдая за мировыми катаклизмами? Мнения о самой серьезной проблеме сегодняшнего дня разделились...

 

Мурат Лаумулин,
заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований
при президенте РК:

У “новых” террористов одна цель - устроить хаос

В начале 2000 года был озвучен доклад ЦРУ, в котором эксперты обозначили угрозы грядущего века. Там ясно сказано, что волна терроризма будет только нарастать. Прогнозы экспертов, как видим, сбываются...
Что такое, по сути, терроризм? - достижение политических целей насильственными методами (от латинского terrare - устрашать). Терроризм может подразделяться на государственный, индивидуальный, религиозный и так далее. В целом же терроризм - это оружие слабой стороны. Там, где невозможно вести полноценную борьбу на равных, группы, преследующие свои цели, прибегают к террору. Но в последние годы аналитики и эксперты приходят к выводу, что человечество вошло в новую фазу своего существования.
В последние годы мы сталкиваемся с так называемым новым терроризмом. Что это значит? Теракты стали глобальными, страшными по количеству жертв и разрушений, заказчик обычно неизвестен, цели не провозглашаются. Похоже, у “новых” террористов одна цель - устроить хаос, напугать, и они упорно следуют к ней.
Новый терроризм возник в новую эпоху, где есть интернет-пространство, развитые средства коммуникации, поэтому сегодня говорят о кибер-терроре с помощью Интернета, хакерства. Современный террорист может взломать систему безопасности, скажем, атомной электростанции, уничтожить плотину, химический завод и так далее. Сегодня бороться с таким терроризмом очень сложно. Самый яркий пример: бен Ладен и его организация “Аль-Каида”. Взращенная изначально на американские и саудовские деньги, которые шли на поддержание душманских формирований, она теперь имеет достаточно сил для организации террора. Прежние методы контроля над ней уже не действуют, американцы пытались добиться выдачи бен Ладена еще в 1998 году, вели много переговоров с талибами, но все было безуспешно. В данный момент США пытаются блокировать финансовую подпитку террористов. В мире уже арестовано свыше ста счетов в банках организаций и фондов, которые считаются террористическими. Происхождение этих денег, как правило, арабское - нефтяное. Парадоксальная ситуация: Запад покупает у арабских шейхов нефть, а на эти деньги некоторые шейхи, вбившие себе в голову, что мир должен быть обустроен определенным образом, поддерживают радикальные группировки.
У нас в республике нет пока таких сил, которые в борьбе между собой готовы прибегнуть к терактам, чтобы дестабилизировать ситуацию. Но заказные убийства, которые совершаются на постсоветском пространстве, - это тоже теракты, по большому счету. С другой стороны, у нас нет свободного доступа к оружию, хорошо контролируются важные объекты. Терроризм коснулся пока только нашего соседа - Узбекистана: с режимом Каримова борется исламское движение. В феврале 1999 года там был произведен взрыв - самое крупное террористическое событие в нашем регионе за последнее время. Казахстан пока бог миловал. Но о безопасности надо думать всегда. У нас планируется строить атомную электростанцию, у нас развитая система нефтяных трубопроводов - все это может быть теоретически объектами терактов. Государство старается предотвратить возможные проявления террора, так сказать, на дальних подступах. В последние два-три года были арестованы люди с экстремистскими взглядами - ваххабиты, которые призывали к насильственному утверждению халифата во всем Азиатском регионе. Два года назад были обезврежены уйгурские сепаратисты, которые, находясь в Алматы, вынашивали планы относительно отделения СУАР от Китая. Да, их цель пока не Казахстан, но мировой опыт показывает, что они могут устроить пальбу в любой стране, а потому меры безопасности следует принимать вовремя.
Сейчас многие эксперты ключ к решению международных проблем видят на Ближнем Востоке. Было много предпринято шагов к мирному урегулированию конфликтов: еще с начала восьмидесятых годов. Так, удалось помирить Израиль и Египет, в начале девяностых удалось усадить за стол переговоров палестинцев и израильтян. Сейчас процесс дошел до той точки, когда стороны не пойдут на уступки друг другу. В данном случае уже можно говорить не о споре и конфликте, как таковом, а о гораздо глобальной подоплеке - столкновении цивилизаций, в нежелании понять и принять другое мышление и мировоззрение, истины и ценностные ориентиры.

 

Анна Юраш,
практический психолог:

Нельзя думать, что терроризм далек от нас

Нельзя думать, что терроризм далек от нас, что мы можем спокойно жить и чувствовать себя в безопасности. На самом деле эта проблема касается каждого. И если мы хотим уверенно смотреть в завтрашний день, то задуматься над ней должны безотлагательно.
Когда мы говорим о терроризме, то говорим изначально об агрессивности - немотивируемой и неуправляемой. А любая агрессия - это показатель энергетики. По большому счету, террор - расплата человека за существующее положение вещей, как-то: отрыв от природы, нежелание считаться с ее законами, “перекосы” цивилизации. Свою агрессию мы направляем на разрушение самого себя, как части мироздания, которое не принимаем, потому что не понимаем. Вследствие этого, однозначно, пытаемся разрушить других людей, здания, город, общество, мир.
Человек по природе своей хорошо умеет репродуцировать (то есть воссоздавать) ту или иную ситуацию. Но если нет у человека развитой креативности, творческого мышления, то он, соответственно, пытается действовать так, как ему понравилось, как ему подсказали другие. Самый простой пример: насилие в фильмах, где нет комментариев, где культивируется герой, не несущий наказания за проступки. Эта ситуация не контролируемого никем и ничем выплеска энергии как раз легко проецируется на восприимчивого зрителя. Произошло следующее: мы получили сегодня поколение людей, которые лет пятнадцать назад начали интенсивно воспринимать информацию через СМИ. Тогда, в конце восьмидесятых - начале девяностых годов, в мир пришли новые герои - по большей части, из кровавых боевиков. Как результат - это поколение легко репродуцирует сцены насилия.
Что произошло в Америке 11 сентября? - абсолютная копия одного из боевиков с единственной “моралью”: “Я это взял, и я это воспроизвел. И никакого наказания за это не понесу!” Другие - уже в Москве - представляют собственный сценарий с хорошо обставленным антуражем. Все - как в фильме ужасов (“Я - твой самый страшный сбывшийся кошмар!”, помните?), как в некой жестокой сказке с плохим концом. Главарь боевиков - ущербная личность - на несколько часов превращается в самого крутого парня, которого показывают все телеканалы мира. Все здесь - и самоутверждение, и слава, и фанатизм...
Если с детства человек научился преображать действительность - мыслить креативно, творить, то такого с ним не произойдет однозначно. К терроризму он не будет склонен тем более! Но дать всем детям равные возможности для индивидуального развития, к сожалению, ни родители, ни государство сегодня не в состоянии. Ведь давно известны истоки детской агрессивности: прежде всего, это факт игнорирования ребенка и его проблем взрослыми. А потому ребенок бессознательно ищет другие пути к безопасности и быстро их находит. Тот же телевизор дает ему возможность создавать собственные идеалы. И вот выясняется вдруг, что безопасно можно себя чувствовать только тогда, когда тебя боятся другие. А стремление к самоутверждению за счет других людей - уже показатель психического нездоровья.
Еще древние философы говорили: логика без развитой морали - страшная вещь. Есть известные примеры: Гитлер, Сталин - великолепная логика, интеллект богатейший, личности сильнейшие, но... неполноценные. Потому что это личности нравственно ущербные. У них нет духовных установок. Отсутствие духовности легко восполнилось фанатизмом. Что такое фанатизм - шествие по жизни под определенными знаменами и стремление собрать под них единомышленников, воздействовать таким образом на нравственную сферу других людей. Но каких? Люди развитые, умные, состоявшиеся такой тип реагирования для себя не приемлют. Но массу других людей, обратившись к низменным чувствам которых, легко можно завербовать в свои ряды.
И тут встает другой вопрос: что делать? Прежде всего, отрегулировать законодательную базу. Каждый гражданин должен чувствовать себя защищенным - правительством и страной в целом. Далее: у нас в школах учат чему угодно, только не основам психологии. Мы, по сути, не знаем, кто мы такие, как чувствуем, как устроены наша нервная система и внутреннее “я”. Мы не знаем, как быть папами и мамами, сыновьями и дочерьми, - мы ничего не знаем о себе, а потому совершаем в жизни массу ошибок. Поэтому, на мой взгляд, этот предмет должен преподаваться в школах с первого класса. Ко всему прочему средства массовой информации должны всячески содействовать процессу нравственного оздоровления общества - апеллировать не к эмоциям (что зачастую происходит сейчас), а к чувствам и разуму. Только так мы сможем противостоять все растущей агрессивности и уже сейчас проявить заботу о будущем страны и человечества в целом.

 

Винфрид Шнайдер-Детерс,
координатор проектов Фонда имени Ф.Эберта по Центральной Азии и Кавказу:

Экономическое процветание станет фактором разрешения ситуации в мире

- Нынешняя осень, как это ни печально, ознаменовалась многими террористическими актами, потрясшими мир жестокостью и безапелляционностью. Что и кто сможет, на ваш взгляд, кардинально изменить сложившуюся ситуацию в мире?
- Прежде всего, следует отметить, что только терроризм воинствующих исламских группировок оперирует по всему миру, так сказать „глобализирует” - но не терроризм баскских националистов, который ограничен пределами Испании, и не терроризм католических и протестантских экстремистов в Cеверной Ирландии.
Я считаю, нестабильность в мире, конечно, не может быть устранена военными средствами; этому может способствовать скорее содействие экономическому развитию.
Шок от нападения на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке вызвал солидарность всего мира с Америкой - пусть даже не во всем объеме в странах с исламским населением. Однако мировое общественное мнение не поколебало террористов. А нынешний президент США определенно не та политическая фигура, которая приведет мир к новому, стабильному, порядку, поскольку минимальная основа международной справедливости служит условием глобальной стабильности - а она не установится, если сильнейшая держава мира преследует только собственные национальные интересы. Я считаю терроризм одной из форм организованной преступности; терроризм (в собственном смысле слова, а не все то, что в данное время некоторые правительства из оппортунистических соображений обозначают этим термином) следует пресекать в первую очередь полицейскими методами, и лишь в исключительных случаях - военными. Военная интервенция США в Афганистане была таким исключением, поскольку эта страна, находясь под господством режима “Талибан”, воинствующих исламских группировок, особенно “Аль-Каиды”, предоставила свою территорию в качестве опорной базы для глобальных террористических акций. Борьба с вооруженными исламскими боевиками, которые проникают из соседней страны - как, например, нападения воинствующих исламистов в Кыргызстане и Узбекистане, также требует применения вооруженных сил. Но нынешнее американское правительство, в общем, предпочитает вооруженные средства полицейским. Я считаю, что только международное полицейское антитеррористическое сотрудничество способно снизить риск террористических покушений...
Религиозный фундаментализм является основой, из которой прорастает насилие. Претензия на абсолютную „истину” нетолерантна, не выносит иного мышления. Фундаментализм - тенденция насильственного осуществления идеи, он формирует симпатию к насилию. Tеррористы опираются на симпатизирующих, на тех, кто сам не использует силу, но кто, однако, содействует атмосфере поддержки насилия. Религиозные агитаторы, такие как Абу Бакар Баашир в Индонезии, прячутся за свободой вероисповедания. Они подстрекают под сенью мечетей - даже Германия имеет опыт столкновения с подобной тактикой. Необходимы законодательные основания для того, чтобы религиозно-экстремистские агитаторы не могли найти защиту под прикрытием права на свободу вероисповедания. Должна существовать возможность уголовного преследования подстрекательства религиозных общин.
В светском государстве действителен принцип разделения религии и политики; превентивное наблюдение за тем, чему обучают в медресе и мечетях, и в светском государстве, как я считаю, должна отслеживаться, а в случае необходимости - пресекаться деятельность фундаменталистских миссионеров из определенных стран исламского мира, например из Саудовской Аравии. Существуют регионы на юге Центральной Азии, где обедневшее население, кажется, предрасположено к радикальной религиозности - по причине ли традиционной веры, или же религиозные агитаторы проповедуют им интерпретацию ислама, которая не только восхваляет потустороннюю жизнь, но и призывает к насильственному изменению политических отношений в этой жизни. Государство должно само заботиться о социальных нуждах своего населения, чтобы иностранные “благотворители” не находили ворота для распространения экстремистских идей.
Я одобряю государственную поддержку “просвещенной” религиозности. Я размышляю при этом конкретно, например, о возрождении теологии ханафитистского теолога Abu l’Mansur Muhammad bin Muhammad Al Maturidi из Самарканда, которая при содействии Фонда им. Фридриха Эберта пользуется поддержкой международного фонда имама Aль-Бухари. Аль-Матуриди примирил в своей теологии божественное откровение с человеческим разумом. Думаю, возрождение автохтонных духовных - суфистских - традиций Центральной Азии может содействовать моральному оздоровлению общества в регионе - как, например, Накшбандия с его моральным императивом „dil ba yor - dast ba kor”, который сродни христианской максиме „молись и работай!”.
- Как вы оцениваете в связи с этим политическую ситуацию в Казахстане и Центральной Азии? Должны ли, на ваш взгляд, граждане, общество быть готовы к проявлениям терроризма и уже сейчас предпринимать какие-то шаги по его предотвращению?
- Я не считаю, что исламские террористы найдут религиозную почву в Казахстане, которая позволит им масштабно оперировать. Правда, ни одна страна не застрахована против отдельных покушений, именно поэтому нельзя ввергать общество в неспокойствие, однако бдительность компетентных государственных органов необходима. Отдельный гражданин не может “подготовиться” к нашествию терроризма. Общество должно стремиться к просвещению и запретить агрессивный религиозный фундаментализм.
- После взрывов в туристической Мекке - на острове Бали - международный туризм оказался под угрозой: люди боятся отдыхать за границей. Ваше отношение к этим пессимистичным настроениям?
- Взрыв на Бали напоминает о целенаправленном убийстве туристов исламскими экстремистами несколько лет назад в Египте, стране, в значительной мере экономически зависимой от туризма. Цель исполнителей теракта - экономические руины и политический хаос, чтобы в такой обстановке прийти к власти.
Для международного туризма кровопролитие на Бали - безусловно, тяжелый удар, и страх перед новыми нападениями в туристических центрах обоснован.
Абсолютно надежной защиты против этого нет. Я сам не позволю лимитировать из-за этого мои перемещения. Я подчиняю свою жизнь неотдаленным возможностям стать жертвой покушений. Другие возможные причины смерти имеют гораздо более высокую вероятность.
- Ваши прогнозы относительно ситуации с террором и сохранения стабильности в мире?
- Исламский терроризм ввергает мир в ужас на необозримую перспективу, но не он является причиной глобальной нестабильности. Стабильность достигается экономическим процветанием. Именно на этом правительства обязаны сконцентрировать свою политику: на экономическом росте и на справедливом участии всего народа в результатах экономического роста. Правительство США провозглашает национальные интересы Америки приоритетной целью своей политики. И президент Буш объявляет исламский террор врагом №1, который ведет “войну” против Америки. Он раздувает тем самым среди населения мира не только истерию, но и сам терроризм. Цель борьбы с так называемыми „международным терроризмом” военными средствами - военное укрепление абсолютного политического доминирования США в мире.

 

Галия ИБРАЕВА,
профессор, доктор политических наук, заведующая кафедрой международной
журналистики КазНУ им. Аль-Фараби:

Государствам надо объединиться, а журналистам соблюдать этику!

Сегодня терроризм рассматривается экспертами как новая форма войны. Если раньше были длительные войны, по сто и тридцать лет, то постепенно период их сократился до минимума.
Принято считать, что терроризм - это всегда проявление агрессии со стороны слабой страны. Напротив, сегодня в это “движение” некоторые государства “вливаются” крупными капиталовложениями - они хотят таким образом решить политические проблемы. Но эти проблемы всегда можно решить другими методами, а терроризм - подлость, действие исподволь, ему не может быть оправдания. И если на войне гибнут солдаты, то жертвами терактов в основном становятся невинные люди. Возьмем, к примеру, взрывы, прогремевшие на острове Бали: погибли мирные отдыхающие люди...
Теракт в Москве - это, без сомнений, проявление глобального терроризма, который не знает границ и национальностей. Люди не могут чувствовать себя в безопасности практически нигде: будь то Филиппинские острова, Евразийский континент или США, в офисе или дома - везде можно стать объектом террора. Новый тип войны сильно отличается от уже известных, традиционных, потому что изменилось содержание самого военного действия: в него включаются мирные жители, которые абсолютно никакого отношения к вооруженным силам и действиям не имеют. Но они все более вовлекаются в этот процесс и, как результат, часто меняют свои убеждения. Например, те, кто был против войны в Чечне, пережив теракт, говорят: “Если меня пошлют в Чечню, я пойду убивать”. То есть в корне меняется мировоззрение мирного и безобидного, по сути, человека. Так агрессия порождает агрессию.
Чтобы бороться с этим видом терроризма, необходимо объединиться государствам мира.
Существует еще один аспект вопроса, на котором хочу остановиться. Очень плохо, что терроризм стали повсеместно связывать с исламом. На самом деле террористы абсолютно не знают ислама. Они лишь используют его как знамя с целью продвижения собственных идей. Опасность заключена в следующем: террористы противопоставляют ислам всему остальному миру. Могут возникнуть сложные отношения не только между странами, но и целыми народами. Также и в освещении московских событий российские журналисты постоянно акцентировали именно религиозную подоплеку. Но ведь, как бы это ни было неприятно осознавать россиянам, корни событий надо искать в затянувшейся чеченской войне.
Негативное отношение к представителям ислама сложилось и в Америке. В целом же, на мой взгляд, негативное отношение будет только прогрессировать, потому что после террористических событий все более нагнетается антиисламская истерия. В этой ситуации надо помнить о том, что в исламе противодействие проявляется лишь в том случае, когда посягают на человека, его дом или родину. Российские СМИ настолько обострили ситуацию, что в некоторых регионах начался массовый психоз. Я думаю, сейчас, как никогда, журналисты должны проявить солидарность, быть сдержанными, соблюдать журналистскую этику по отношению к любой нации.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания
и оценки, которые редакция не всегда разделяет.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп